Обмен опыта «Воспитание нравственно-патриотических чувств через экологическое воспитание»
статья на тему

Лукьянова Светлана Геннадьевна

Обмен опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Воспитание нравственно-патриотических чувств  через экологическое воспитание»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.

Важным направлением считаю «Воспитание нравственно-патриотических чувств  через экологическое воспитание»

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе.  Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе.

В данном направлении решаются следующие задачи:

- воспитание чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогащение знаний детей о природе;

- формирование духовной личности, способной поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитание бережного отношения к природе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач нужно использовать благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей. Для того чтобы воспитание нравственно патриотических чувств через экологию проходило интересно и доступно для детей использую различные методы и формы. Одной из интересных и действующих форм считаю акции.

 Самая актуальная  тема акции для всех возрастов: «Покорми птиц зимой». 

             Цель акции – привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.

Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является значимой в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения. Учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. В ходе этой акции родители изготовили кормушки для птиц, которые развесили не только на территории детского сада, но и в парках города.

С наступлением весны провела акцию посвящённую «Дню Земли». С детьми мы изготовили аппликацию «Скворечник», коллективный коллаж «Цветы на лужайке». Цель: актуализировать знания о строении цветка, его частях, о том, как нужно ухаживать за цветами, формировать бережное отношение к цветам. Многие папы с большим удовольствием откликнулись на акцию: «Изготовь скворечник своими руками».

           Целью акции было привлечение внимания взрослых и детей к прилету перелётных птиц, воспитание бережного и внимательного отношения к природе и любви к родному краю. Участниками акции стали семьи наших воспитанников.

Родителям и детям было предложено принять участие в птичьих хлопотах и помочь скворцам построить для них уютные домики- скворечники. Ведь если птицы поселятся рядом с нами, то за их жизнью ребятам будет удобнее наблюдать, а не только рассматривать на картинках.

 На одном из родительских собраний, родители предложили провести акцию: «Украсим участок детского сада цветами». Цель этой акции: формировать знания детей о различных декоративных растениях, о правильном уходе за ними; формировать знания о необходимости охраны и защиты природы; Расширить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет); формировать трудовые умения и навыки.

 Дети помогали своим родителям, тем самым выполняли  роль маленьких экологов города. В совместной работе развивается коллективизм, формируются нравственные качества: доброжелательное отношение к людям и их труду, дружеские взаимоотношения со сверстниками, любовь к родному городу, детскому саду. Воспитывается умение видеть прекрасное и гордиться своими достижениями. Родители вместе с детьми в течение трёх месяцев трудились: сажали, поливали и ухаживали за растениями.

Совместно с родителями был организован в группе мини музей для обобщения знаний о животных «Наши меньшие друзья».  Задачи  этого музея: 

-Развивать устойчивый познавательный интерес к диким и домашним животным, как живым существам;

-Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству.

-Дать представление о многообразии животных, животных родного края.

-Формировать умения у дошкольников узнавать  в игрушках, на картинках диких и домашних животных, называть их детёнышей, среду их обитания.

-Развивать познавательную активность  и поисково-исследовательскую деятельность у детей;

-Активизировать и обогащать словарь у детей; расширять кругозор.

 Родители приняли активное участие в подборе литературы для музея: «Энциклопедии о диких и домашних животных», «Атлас - времена года», «Отчего и почему». Так же в музее были организованы секции из игрушек, приобретённые родителями и сделанные своими руками: «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные нашего края», «Животные жарких стран». Мини - музеи созданный руками педагогов, родителей и воспитанников, стал интерактивными, а значит доступными каждому ребёнку. Дети могут взять животных и поиграть с ними. Было изготовлено электронное дидактическое пособие «Береги природу!». С помощью родителей была обогащена развивающая среда дидактическими играми: «Вершки-корешки», «Чудесный мешочек».

Очень интересно прошло знакомство с «Красной книгой». Подготовила игру - викторину: «Растения - доктора», а родители оказали большую помощь, подобрав  информацию о растительном мире, изготовили книжки - малышки, в которых были загадки, стихи о лекарственных растения, произрастающих на нашей территории.

На базе нашего детского сада второй год работает клуб «Друзья планеты»  по экологическому воспитанию, в котором проводиться различные мероприятия для педагогов родителей и, конечно же, детей. Все эти мероприятия также служат для повышения экологической культуры.  В клубе используются традиционные и не традиционные формы работы. Был организован  КВН для педагогов цель, которого была повысить интерес педагогов к экологическому образованию. В ходе игры воспитатели не только закрепляли свои знания, но и  узнали новое.

Дети участвовали в окружной агидбригаде  «Зеленый патруль» где заняли первое место.

Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая совместным делом – сбором и предоставлением экспонатов для выставки. Такие запоминающиеся выставки организовал наш клуб «Чудо с грядки», «Поделки из природного материала» экспонаты были настоящие «шедевры». Целью такой работы является: развитие творческих способностей дошкольников, привлечение родителей к совместному творчеств, закрепление представлений у детей о дарах осени нашей климатической зоны.

   Воспитывая уважительных и любознательных детей,  воспитываем будущих патриотов Родины. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Важно, чтобы детство каждого воспитанников было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы воспитателя Зайцевой Надежды Викторовны Конспект организованной образовательной деятельности(занятия) по ознакомлению с окружающим и воспитанию нравственно-патриотических чувств с использованием мультимедиа презентации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД  № 5 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН Конспект о...

из опыта работы воспитателя Зайцевой Надежды Викторовны Конспект организованной образовательной деятельности(занятия) по ознакомлению с окружающим и воспитанию нравственно-патриотических чувств с использованием мультимедиа презентации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №5 Конспект организованной образовательной деятельности(занятия)по ознакомлению с окружающим и вос...

из опыта работы Зайцевой Надежды Викторовны Конспект организованной образовательной деятельности(занятия) по ознакомлению с окружающим и воспитанию нравственно-патриотических чувств с использованием мультимедиа презентации. «Мой город Усть-Лабинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД  № 5МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН Конспект организ...

Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»...

Из опыта работы «Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закла...

Обмен опытом "Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры"

Материал о системе  воспитания у детей экологической  культуры в ДОУ....