ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
проект (средняя группа) на тему

Чмель Татьяна Викторовна

Доклад о взаимодействии семьи и ДОУ в рамках проекта "Я и МОЯ Семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 «Закон об образовании в Российской Федерации», «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Можно сделать вывод: первое - включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом; второе -  изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Таким образом, цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольному учреждению необходимо:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

         Основное направление работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

это познавательное направление, которое включает в себя групповые собрания на тему: «Знакомство с задачами воспитания и обучения», «Азы воспитания», «Итоги работы за учебный год». Тематические консультации «Ребёнок и дорога», «Профилактика гриппа», «Как с пользой провести зимние каникулы?», «Как знакомить детей с правилами поведения при пожаре», «Организация безопасности летнего отдыха» и индивидуальные беседы.  Выставки поделок, проходящие в ДОУ, в городе и республике, изготовленные вместе с родителями. Так же сюда относятся и участие родителей в подготовке и проведении праздников, таких как «Осенний листопад», «Письма Деду Морозу», спортивно-семейный праздник «Наши папы лучше всех!», развлечение «Мама - солнышко моё», «День победы»; совместные прогулки, семейные проекты.

Рассмотрим наш семейный проект «Я и моя семья».

Когда реализуется проект? Когда назревает проблема отсутствия у детей четких представлений о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Я и моя семья». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт значимость обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

 Актуальность такова, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.  Считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проект был реализован в 2015-2016 учебном году. Участниками проекта стали дети средней группы, родители и воспитатели группы. Целью проекта - сотрудничество педагогов и семьи в вопросах сохранения физического и психического здоровья дошкольников, содействию возрождения традиций семейного воспитания.

Решались задачи: углублять представления детей о семье, ее членах, а именно воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

воспитывать желание помогать своим близким, учить проявлять заботу о них;

воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи; расширять представления детей о семье (история семьи, её традиции).

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- знание детьми информации о своей семье, о её членах;

- понимание детьми значимости семьи в их жизни;

- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи.

Реализация проекта «Я и моя семья» осуществлялась поэтапно.

I этап - Подготовительный.

        Проведено анкетирование с родителями «Знаете ли вы своего ребенка?», консультации, подбор детской художественной литературы и мультфильмов по теме «Моя семья», изучение и составление рекомендаций для родителей. Затем с учётом приобретённых знаний была проведена работа по взаимодействию с родителями.

II этап - Основной.

Он включал в себя участие родителей в конкурсе «Осенний листопад», фотовыставке «Мы в детском саду», «Изготовление писем для Деда Мороза», участие родителей в открытом проведении прогулки «К нам Весна Красна Пришла!», изготовление стендов генеалогического древа, рисования семьи, проведения родительского собрания на тему «Я и моя семья».

Этап реализации предусматривал проведение разнообразных форм работы с детьми и родителями. На данном этапе проходила тесная совместная работа воспитателя, детей и родителей. Воспитатель консультировала родителей по вопросам составления родословной, оформлению тематических фотоальбомов, семейных стенгазет, фотоальбомов и др. Составление родословной стало одним из интересных заданий. Родители вместе с детьми отыскали старые фотографии, вспомнили прабабушек и прадедушек, составляя генеалогическое древо. В процессе работы над проектом более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями и увлечениями, особенностями семейного воспитания.

III этап - Завершающий.

Итоговое мероприятие: досуг с участием родителей «Мама, папа, я - спортивная семья». На завершающем этапе подводились итоги работы.

Таким образом, реализация проекта «Я и моя семья» вызвала эмоциональный отклик у всех участников, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально - положительное отношение к своей семье. Повысилась психолого-педагогическая культура родителей. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения, совместный поиск выхода из ситуации. А главное, ещё больше сплотила родителей, детей и воспитателя. Нужно помнить, что будущее создаётся сегодня!

Список литературы

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение               семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005г.
  2. Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/    Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.
  3. Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.
  4. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.

      6.     Закон «Об образовании в Российской Федерации».  - М.: Эксмо, 2013. - 208 c.

      7.   Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  

            «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.    

             Васильевой (соответствует ФГОС) – М.: «мозаика-Синтез», 2014г.



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 «Закон об образовании в Российской Федерации», «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Можно сделать вывод: первое - включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом; второе -  изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Таким образом, цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольному учреждению необходимо:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания   образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

         Основное направление работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

это познавательное направление, которое включает в себя групповые собрания на тему: «Знакомство с задачами воспитания и обучения», «Азы воспитания», «Итоги работы за учебный год». Тематические консультации «Ребёнок и дорога», «Профилактика гриппа», «Как с пользой провести зимние каникулы?», «Как знакомить детей с правилами поведения при пожаре», «Организация безопасности летнего отдыха» и индивидуальные беседы.  Выставки поделок, проходящие в ДОУ, в городе и республике, изготовленные вместе с родителями. Так же сюда относятся и участие родителей в подготовке и проведении праздников, таких как «Осенний листопад», «Письма Деду Морозу», спортивно-семейный праздник «Наши папы лучше всех!», развлечение «Мама - солнышко моё», «День победы»; совместные прогулки, семейные проекты.

Рассмотрим наш семейный проект «Я и моя семья».

Когда реализуется проект? Когда назревает проблема отсутствия у детей четких представлений о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Я и моя семья». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт значимость обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

 Актуальность такова, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.  Считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проект был реализован в 2015-2016 учебном году. Участниками проекта стали дети средней группы, родители и воспитатели группы. Целью проекта - сотрудничество педагогов и семьи в вопросах сохранения физического и психического здоровья дошкольников, содействию возрождения традиций семейного воспитания.

Решались задачи: углублять представления детей о семье, ее членах, а именно воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

воспитывать желание помогать своим близким, учить проявлять заботу о них;

воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи; расширять представления детей о семье (история семьи, её традиции).

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- знание детьми информации о своей семье, о её членах;

- понимание детьми значимости семьи в их жизни;

- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи.

Реализация проекта «Я и моя семья» осуществлялась поэтапно.

I этап - Подготовительный.

        Проведено анкетирование с родителями «Знаете ли вы своего ребенка?», консультации, подбор детской художественной литературы и мультфильмов по теме «Моя семья», изучение и составление рекомендаций для родителей. Затем с учётом приобретённых знаний была проведена работа по взаимодействию с родителями.

II этап - Основной.

Он включал в себя участие родителей в конкурсе «Осенний листопад», фотовыставке «Мы в детском саду», «Изготовление писем для Деда Мороза», участие родителей в открытом проведении прогулки «К нам Весна Красна Пришла!», изготовление стендов генеалогического древа, рисования семьи, проведения родительского собрания на тему «Я и моя семья».

Этап реализации предусматривал проведение разнообразных форм работы с детьми и родителями. На данном этапе проходила тесная совместная работа воспитателя, детей и родителей. Воспитатель консультировала родителей по вопросам составления родословной, оформлению тематических фотоальбомов, семейных стенгазет, фотоальбомов и др. Составление родословной стало одним из интересных заданий. Родители вместе с детьми отыскали старые фотографии, вспомнили прабабушек и прадедушек, составляя генеалогическое древо. В процессе работы над проектом более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями и увлечениями, особенностями семейного воспитания.

III этап - Завершающий.

Итоговое мероприятие: досуг с участием родителей «Мама, папа, я - спортивная семья». На завершающем этапе подводились итоги работы.

Таким образом, реализация проекта «Я и моя семья» вызвала эмоциональный отклик у всех участников, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально - положительное отношение к своей семье. Повысилась психолого-педагогическая культура родителей. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения, совместный поиск выхода из ситуации. А главное, ещё больше сплотила родителей, детей и воспитателя. Нужно помнить, что будущее создаётся сегодня!

Список литературы

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение               семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005г.
  2. Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/    Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.
  3. Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.
  4. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.

      6.     Закон «Об образовании в Российской Федерации».  - М.: Эксмо, 2013. - 208 c.

      7.   Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  

            «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.    

             Васильевой (соответствует ФГОС) – М.: «мозаика-Синтез», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья года 2011" в рамках клуба "Здоровая семья"

Ежегодно в детском саду проводится конкурс "Семья года". 2010 - 2011 учебный год был посвящен здоровой семье. Предлагаются четыре сценария проведения конкурса: 1 тур - открытие, 2 тур - соревнования "...

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Вместе-дружная семья!"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....

Выступление на ПС. Доклад на тему: "Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы "Моя семья"

В данном материале представлен доклад на тему: "Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы "Моя семья" (по программе "Социокультурные истоки...

Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьей»

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;Изучение семьи и установление контактов с её чл...