Выступление на ПС. Доклад на тему: "Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы "Моя семья"
материал

Николашина Оксана Анатольевна

В данном материале представлен доклад на тему: "Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы "Моя семья" (по программе "Социокультурные истоки").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы «Моя семья»

13.11.2020 г.

Воспитатель:

Николашина О.А.

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации программы «Моя семья».

Слайд 2. Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский.

Как же был прав Василий Александрович Сухомлинский.  Ведь действительно, ребёнок невольно копирует модель взаимоотношений своих родителей.

Слайд 3. Семья - это не просто ячейка общества. Это то место, где закладываются духовно-нравственные основы личности ребенка. Родителям необходимо приложить массу усилий, чтобы развить в своих подрастающих детях настоящую личность. Но ведь порой, родители сами часто сталкиваются с проблемами в вопросах воспитания. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо тесное сотрудничество дошкольной организации и семьи.

Слайд 4. По словам выдающегося отечественного педагога и психолога Павла Петровича Блонского: «Нельзя воспитывать ребенка, не воспитывая его родителей». Поэтому, педагогическая культура родителей воспитанников - это один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания.

В связи с этим значительное место в нашей деятельности занимает просветительская и практическая работа с родителями в рамках реализации программы «Моя семья». Ведь, в соответствии с ФГОС основными принципами дошкольного образования являются сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; взаимодействие дошкольной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. И именно, программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании», направленная на социокультурное и духовно-нравственное развитие детей и их успешную социализацию, предоставляет все возможности для реализации требований ФГОС, поскольку предусматривает сотрудничество с семьями воспитанников и их непосредственное вовлечение в воспитательно-образовательный процесс.

Слайд 5. Взаимодействие с семьей является ключевым элементом реализации программы.

В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей, нравственный строй личности маленького ребенка несут ответственность, прежде всего родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.  

        Слайд 6. В семье происходит первичная социализация ребенка, то есть освоение им социокультурного опыта, морально-этических норм. Семья играет решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка, поэтому недостаточно формировать систему ценностей у детей в дошкольной организации. Необходимо формировать единую систему ценностей как в семье, так и в дошкольной организации. Для достижения данной цели разработана программа «Моя семья» в рамках программы «Социокультурные истоки». Программа позволяет присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольной организации и семьи в воспитании детей.

За небольшой период работы по данной программе у нас накоплен небольшой, но всё-таки опыт взаимодействия с родителями.

Слайд 7. Задачи взаимодействия ДОО и семьи:

        Объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

        Обеспечить психолого - педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в социокультурном и духовно - нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

        Обеспечить родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка.

Слайд 8. Разработка «Моя семья» в рамках программы «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания.

Слайд 9. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей. Это способствует освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми.

Слайд 10. Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Система занятий с родителями по программе «Моя семья», т.е. присоединение родителей к программе «Социокультурные Истоки» для дошкольного образования. Проведение занятий с родителями по программе «Моя семья».

Она включает в себя планы занятий и систему активных форм обучения.

Слайд 11. В течение 4 лет совместной работы педагогов с родителями предлагается проведение 20 занятий (5 занятий в течение каждого года). Они проводятся с родителями дошкольников, начиная с 3-4-летнего возраста. Занятия организуются в вечернее время, что дает возможность всем родителям принять в них активное участие.

Слайд 12. Чтобы заинтересовать родителей для участия в активных занятиях необходимо оформить пригласительные, адресованные каждому родителю с именем и отчеством.

Каждое занятие имеет определенную структуру.

Темы занятий:

- для родителей детей 3-4 лет: «Имя моего ребенка», «Доброе слово», «Любимый образ», «Добрый мир», «Добрая книга».

- для родителей детей 4-5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово», «Светлый праздник».

- для родителей детей 5-6 лет: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».

- для родителей детей 6-7 лет: «Сказочное слово», «Напутственное слово в семье», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

Слайд 13. Занятия с родителями проводятся в благоприятной для общения, доверительной обстановке. Мы организуем работу в паре, в четверке, микрогруппе, что способствует приобретению коммуникативных и управленческих навыков. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса способствует появлению взаимного доверия. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем.

Слайд 14. 2. Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста.                              

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе.                                  

В книгах содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми. В них содержатся произведения разных жанров: стихотворения, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки.

Слайд 15. Осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития, приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых, доверительных отношений, появлению мотивации к взаимодействию.

Взаимодействие взрослых, родителей и нас, педагогов с детьми на основе книг для развития и книг для развития речи дошкольников позволяет формировать у детей представление о социокультурной среде, побуждает ребенка к познанию не только материального мира, но и мира отношений (отношения с людьми, с окружающим миром, отношение к труду как необходимой деятельности для человека и т.д.).

Слайд 16. Благодаря этому образовательному инструментарию происходит приобщение детей, начиная уже с младшего дошкольного возраста к ценностям нашей культуры через русские народные сказки, произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, пословицы и поговорки.

Книги подготовлены в соответствии с изучаемыми темами: (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд для души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции, Слово, Образа, дела и праздники).

 В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе.

Каждая из книг для развития начинается со Слова к родителям и заканчивается заданиями, которые направлены на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми…).

В них включены задания трех уровней сложности:

- направленные на воспроизведение информации: «Расскажите вместе с детьми сказку, по опорным словам,», выучите понравившуюся колыбельную песню», и.д.;

- направленные на преобразование имеющихся знаний: «Поразмышляйте вместе с детьми и выберете качества, которые помогли Данилушке стать настоящим мастером»;

- направленные на творческий поиск: «Придумайте вместе с ребенком продолжение истории».

Задания, представленные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию и переосмыслению своего жизненного опыта.

Каждая книга содержит страницу альбома «Мои истоки», оформляя которую ребенок становится соавтором.

Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием успешного возвращения к традиции душеполезного семейного чтения. 

Слайд 17. 3. Активное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий с детьми по программе.

Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей, а также итогом работы по каждой теме является активное занятие: ресурсный круг, работа в паре, в четверке, микрогруппе. При общении в активном занятии создается доверительная атмосфера. Осуществляется взаимодействие детей и взрослых, те и другие учатся договариваться, высказывать свою точку зрения, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию, радоваться положительным результатам совместной работы.

Слайд 18. Активные занятия носят обязательный характер, поэтому проводятся последовательно и системно. Вся работа, проведенная совместно, становится результатом сотворчества взрослых и детей.

Слайд 19. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Разработанная программа «Моя семья», где родители знакомятся с содержанием книг, осмысливают социокультурные категории и духовно-нравственные ценности, вводит родителей в курс «Социокультурные истоки», позволяет создать единый контекст воспитания и развития детей на основе общности целей, содержания и педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Альбом "Мой край уральский" как результат совместной деятельности участников образовательного процесса в рамках проекта "Юные краеведы".

        Три года в группе реализовывался проект "Юные краеведы". Дети знакосились с родным крем, с его историей, природными богатствами, достопримечательностями. Этот альбом...

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

Выступление: Организация психологического сопровождения в режиме здоровьесбережения, участников образовательного процесса, работающих с детьми с ОВЗ

Организация психологического сопровождения в режиме здоровьесбережения,  участников образовательного процесса, работающих с детьми  с ОВЗ...

«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках психолого – педагогического сопровождения дошкольников»

Внутренняя коррекционная служба  ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) – интегрированная и координированная  организаци...