Главные вкладки

    «Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»
    рабочая программа

    Боровкова Мария Васильевна

    Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой Ольги  Львовны и  Маханёвой  Марии  Давыдовны

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_doo.docx33.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №27 «Колосок»

    «Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

    Подготовила:

    старший воспитатель

    Боровкова М.В.

    апрель,2019 г

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы представляем вашему вниманию вариативную часть основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой Ольги  Львовны и  Маханёвой  Марии  Давыдовны.

    Выбор   программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  обусловлен тем, что она отражает  специфику национальных, социокультурных, этнокультурных особенностей и традиций нашего  региона, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также приоритетное направление деятельности ДОО.

    Теоретическую основу данной программы   составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим  общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно – нравственного развития  человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачев и др.).

    Федеральном государственном образовательном стандартом дошкольного образования, важнейшим принципом определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных ценностей и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

    Основные приоритеты программы:

    - Окружающие предметы (предметы старины) воспитывают в детях чувство красоты, любознательность. Это помогает детям с раннего возраста понять, что – они часть великого русского народа.

    - Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), которые являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    - Приобщение детей к народным праздникам и традициям.

    - Ознакомление с народной декоративной росписью.

    Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски и сказки, до музыки и театра.

    Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в программе, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие).

    Содержание психолого - педагогической работы

    Социально-коммуникативное развитие

    1. Организация естественной среды для приобщения детей к культуре своего народа, многообразию его духовного богатства.
    2. Ориентирование внимания детей на восприятие мира через патриотические чувства и причастность к наследию прошлого.
    3. Подведение детей к пониманию гендерной, семейной и гражданской принадлежности, как составной части мирового культурно-исторического процесса.
    4. Содействие накоплению у детей доброжелательного и свободного общения со сверстниками и взрослыми.
    5. Совершенствование знаний основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

    Познавательное развитие

    1. Знакомство детей с историческим прошлым русского народа: места проживания наших предков и основные занятия русских людей.
    2. Раскрытие сущности русской народной культуры: обрядами и традициями,  с предметами быта и их назначением.
    3. Ознакомление  детей с разнообразием  древних ремесел, материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
    4. Создание условий для знакомства с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, его самобытностью и неповторимостью.
    5. Содействие пониманию преемственности истории и современного мира  (лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа и т.д.).

    Речевое развитие

    1. Пробуждение  интереса детей к устному народному творчеству (русские народные сказки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, дразнилки, былины).
    2. Обогащение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 
    3. Стимулирование самостоятельности и творческой инициативы детей при рассказывании русских народных произведений (сказок, потешек, колыбельных, приговорок).

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Зарождение и поддержание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и игрушкам.
    2.  Создание условий для знакомства и практического освоения различных видов народно-прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Полхов-майданская  матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка). 
    3.  Создание эмоционального контакта при восприятии красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках и т.д.

    Физическое развитие

    1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
    2. Совершенствование физических способностей, нравственных и волевых качеств в  народных подвижных играх.
    3. Содействие двигательной активности, самостоятельности и творческому интересу к русским народным играм.

    Программа рассчитана на работу с детьми от трех до семи лет. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. В ней собран богатейший этнографический фольклорный материал, предложен тематический план, краткие конспекты занятий. Темы занятий программы дают воспитанникам целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия.  Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, календарные обрядовые праздники.

    Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, организуется в двух основных моделях — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной детской деятельности.  Образовательные задачи решаются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

    Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, продуктивной, коммуникативной и др.) или их интеграцию, которые педагог выбирает самостоятельно.

    Для реализации программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в нашей дошкольной организации созданы оптимальные условия.

    Это мини-музей «Русская изба», который представлен двумя композициями «Русская горница» и «Этнографический музей». Он является частью образовательного пространства детского сада, тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений

    Также  мини- музей декоративно-прикладного искусства, где собраны произведения мастеров Городца, Дымки, Хохломы, Полхов-Майдана. Здесь у  детей есть возможность соприкоснуться с работами мастеров народных промыслов, обогатить знания о декоративно-прикладном искусстве и получить возможность передать свои впечатления в процессе творческой деятельности.

    В группах созданы центры патриотического воспитания, которые позволяют  воспитанникам ежедневно в условиях  свободного доступа пополнять свои знания о родном крае, поселке, стране.

    В работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры мы используем разнообразные формы работы. Они представлены вашему вниманию на экране.

    Формы работы:

    - НОД

    - ОД в  режимных моментах

    - Занятия в мини-музее «Русской избы»

    - Познавательно – исследовательская деятельность

    - Художественно-творческая деятельность

    - Проектная деятельность

    - Игры

    - Праздники и развлечения

    - Посиделки

    - Прогулки

    Сегодня мы хотим более подробно остановиться на формах организации образовательной деятельности, которые направлены на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.

    - Организация образовательной деятельности в мини - музеи «Русская изба», где все экспозиции интерактивны. Здесь дети не только рассматривают экспонаты,  но и примеряют костюмы, рисуют, лепят, играют в народные игры, водят хороводы.

     - Душой этой избы и хранительницей всех народных  традиций является хозяйка избы, в роли которой выступает воспитатель. Она знакомит детей с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действия с ними.  

    Печка, сундук «со сказками» и интересными вещами, туесок с загадками, коромысло с вёдрами, прялка с веретеном и др. «оживают» на занятиях, выстраивают своеобразный мостик между прошлым и настоящим.  

    - Для большего понимания детьми устных фольклорных произведений в «избе» на традиционном месте располагается люлька с младенцем-куклой, которому и адресуются колыбельные песни, потешки, прибаутки, пестушки.

    - Встречи детей с любимыми персонажами сказок: домовёнком Кузей, который приносит счастье в дом и следит за порядком в нём, бабушкой  Варварушкой, котом Мурлыкой, Емелей, весёлыми клоунами Филей и Тюхой – выдумщиками и балагурами и другими персонажами и героями сказок, в роли которых выступают куклы или сотрудники детского сада.

      - «Игры-путешествия» или «игры-открытия», в ходе которых  дети путешествуют в прошлое лампочки, утюга, ручки. Ведущим принципом построения таких занятий является принцип развивающего обучения. Который позволяет пробудить  интерес к обсуждаемому предмету, вызвать потребность узнавать новое, используя различные источники информации книги, радио, телевидение.

    - Художественно-творческая деятельность, в ходе которой дети знакомятся с различными видами художественного прикладного творчества и русских промыслов. Превращаясь в маленьких мастеров, они сами создают  произведения из глины, пластилина, бумаги, картона, тем самым выражают свое отношение к культурному наследию.  

    - Театрализованная деятельность является одной  из привлекательных творческих форм работы по духовно- нравственному воспитанию, помогающая прививать любовь к народной культуре, не только детям, но всем участникам образовательного процесса педагогам и родителям, которые с большим интересом и увлечениям принимают участие в театрализованных постановках. Она способствует обновлению  содержания  и  форм  осуществления  духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.

    -Важнейшее  место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники, обряды, которые  являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Очень важна подготовка к мероприятиям, которая выступает в форме  предпраздничных посиделок. Они включают в себя разучивание песен, игр, хороводов, изготовление разных предметов, необходимых для праздника; знакомство с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством. Все это способствует передачи знаний из поколения к поколению, сплочению участников событий в единый коллектив.

    - Одна из результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, предполагает взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и родителями, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

    - Оформление в ДОУ детских и семейных выставок различной тематической направленности  объединяет и укрепляет семейные связи, семейные ценности.

    - Особая роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников принадлежит музыкальной деятельности, которая пронизывает все  образовательные области. Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений.

    Сегодня вашему вниманию будет представлен опыт работы  музыкального руководителя Мантурова Инна Вячеславовна, которая более подробно расскажет о влиянии музыки на духовный мир ребенка.

    Хотелось бы сделать выводы из нашего опыта реализации  программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».    В ходе работы нами были выявлены плюсы и минусы программы.

    Плюсом является то, что данная программа  позволяет углубленно знакомить детей с народной культурой и традициями нашей Родины, приобщать детей к истокам русской народной культуры, определяет  новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей.

    Но все это  возможно при наличие системного подхода, соответствующей развивающей среды в ДОУ, интереса и творческого подхода педагогов, при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

    Хотелось бы отметить, трудности с которыми мы столкнулись: конспекты занятий, предложенные в пособии являются краткими, поэтому при подготовке педагогами мероприятий  приходится использовать дополнительные источники. Но здесь есть и свой плюс - возможность педагогам проявить свой творческий подход.

    Также в программе отсутствует диагностический инструментарий. Поэтому в своей работе мы  используем критерии мониторинга основной части образовательной программы ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС

    Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОСПримерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государст...

    О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018

    О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....

    Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад»

    Основная общеобразовательная программа МБОУ «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад» (далее Программа) разработана на основании...

    Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

    Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...