Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях в Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
проект (старшая группа)

Корнилова Светлана Михайловна

Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»

Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: долгосрочный

Актуальность проекта: одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает.

Ребенок - будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30«Аленушка» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республика Башкортостан

Проект

Мини-музей дошкольной образовательной организации

«Бабушкин чуланчик»

        Подготовила

        воспитатель:

        Корнилова С.М,

г. Белебей - 2023


Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»

Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: долгосрочный

Актуальность проекта: одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину. Родина – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает.

Ребенок - будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Проводя опрос детей, и беседуя с ними о Республике Башкортостан, мы выявили, что знания детей в этой области не достаточны. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Поэтому в детском саду решили организовать собственный мини-музей. Важной особенностью мини-музея в детском саду является участие педагогов, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Их можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать совместно с воспитателем. В обычном музее ребенок - пассивный созерцатель, а в нашем музее- творец и соавтор экспозиции. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В настоящее время проявляется все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

Проблема: дети с недостаточным уровнем знаний об истории, обычаях и традициях башкирского народа.

Цель: приобщение дошкольников к истокам башкирской народной культуры, быта, традициям и воспитание толерантного отношения к другому народу и формирование у дошкольников патриотических чувств через организацию мини-музея.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- создание предметно-пространственной и развивающей среды;

-проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала, улучшая речь ребенка и повышая уровень познавательной и коммуникативной способности дошкольников.

Задачи:

-познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня, игры и народные праздники);

-развивать у детей эмоциональное отношение, интерес к народной культуре башкирского народа;

-формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивно-модельной деятельности отражающих национальное искусство башкир;

-воспитывать любовь к родному краю, башкирскому народу,уважать культуру и традиции других народов.

Предварительная работа:

- определение темы, цели и задачи проекта;

- подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материала.

- проведение анкетирования с родителями на тему: «Я знаю свой город»;

-беседа с детьми« Культура и традиции народов Башкортостана»;

-проведение диагностики детей по программе «Земля отцов» Г.Х. Гасановой, Л.Н. Гасановой;

-разучивание потешек, стихотворений, колыбельных песен и танцев;

-знакомство с играми (подвижные, хороводные);

-создание генеалогического дерева;

-сбор экспонатов для мини-музея (матрешки, куклы в национальной одежде, утварь);

-экскурсии в историко-краеведческий музей, художественную галерею, Центральный Дворец Культуры;

-консультации: «Башкирские народные праздники в ДОУ», «Ознакомление детей с родным краем»;

-открытые занятия «Бабушкин сундучок», «В гостях Урал-Батыр», «Мой город», «Моя Родина».

Формы и методы работы:

Формы работы:

-организация организованной образовательной деятельности;

-совместная деятельность;

-самостоятельная деятельность;

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и твари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Посещение родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.

3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных и дидактических игр.

5.Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

6.Использование новых педагогических и здоровье сберегающих технологий. Для успешной реализации проекта необходимо создать условия формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нем, осознание своей ответственности за него.

Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методом обучения.

Методы обучения:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

-игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления);

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, рассказ педагога, чтение художественной литературы и т.д.);

-наглядный (показ иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, рассматривание экспонатов и др.);

-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, творческих заданий, моделирование, анкетирование).

2. Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный- дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский - самостоятельная творческая работа воспитанников.

3.Методы в основе которых лежит формы организации деятельности воспитанников в образовательной деятельности:

-фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально–фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой - организация работы в группах;

-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

1.Подготовительный - сбор информации из различных источников по теме: обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования, составление тематического планирование мероприятий. Подбор материалов для реализации проекта: дидактического, практического, наглядного.

2.Основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планирование; повышение профессиональной компетентности путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в детском саду; работа с родителями по активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фонда музея; осуществление контроля над реализацией проекта.

Оформление конспектов игр-занятий с детьми в мини- музее, альбома традиций башкирского народа, организация выставки детских работ.

3. Заключительный - реализация проекта способствует у детей развитие познавательного интереса через знакомство с культурой, бытом, музыкой, танцами башкирского народа. Полученные знания, умения и навыки применяют в домашних условиях совместно с родителями (готовят башкирские блюда). Итоговая диагностика, занятия, самоанализ, презентация опыта работы по проекту. Выступление на педагогическом совете детского сада с результатами реализации проекта.

Основные направления в работе по реализации проекта

1.Познавательное развитие

-знакомство с башкирским народным творчеством(сказки, пословицы, поговорки ит.д.), с символикой, играми и традициями башкирского народа;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

-обогащение представления детей о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира нашего города, о правилах отношений между взрослыми и детьми через народные игры, сказки и сюжетно-ролевые игры и т.д.

- развитие первичных элементарных представлений о городе Белебей Республики Башкортостан, способствование возникновению интереса к малой Родине.

-просмотр видеофильмов, альбомов, слайдов.

2.Социально-коммуникативное развитие

-знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки, кукольный театр);

-формирование первичных представлений о республике, символике, природе;

-формирование таких качеств как толерантность, дружелюбие, сочувствие, уважение к старшим и любви к детям;

-развитие игровой деятельности детей в совместных играх и праздниках;

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-развитие интереса к быту, к народным промыслам.

3.Речевое развитие

- знакомство с устным народным творчеством: башкирскими загадками, пословицами, поговорками;

-формирование интереса к слушанию произведений разных жанров - народные сказки, малые формы фольклора;

-рассматривание иллюстративных изданий детских книг, эмоционально реагировать на их содержание, выразительному воспроизведению;

-умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные стороны характера, понимая идею произведения;

-развитие речевого внимания и образного языка народного творчества

4.Художественно- эстетическое развитие

-знакомство с геометрическими элементами орнамента; усваивать эти элементы в предметах быта: коврах, паласах, скатертях, одежде, юрте, обуви, головном уборе, седле;

-знакомство с кукольным театром, формирование умение действовать с куклами, показ знакомых сказок самостоятельно;

-продолжать учить оставлять узоры, обращать внимание на побор цвета, соответствующего изображаемому предмету башкирского быта;

-разучивание башкирских колыбельных песен, танца и звучание башкирских музыкальных инструментов на слух;

-умение различать звучание башкирских народных музыкальных инструментов: курай, кубыс;

-развитие певческих навыков и освоение элементов башкирского танца;

-разучивание подвижных музыкальных игр;

-рассматривание альбомов о городе Белебей, об улицах родного города,

-развивать умение использовать разнообразные приемы при конструировании из строительного материала;

-развивать самостоятельность и творчество.

5.Физическое развитие

-формирование представления о здоровом образе жизни; о значении пищи; о частях тела и органов чувств с использованием произведений, песен, сказок народов Башкортостана;

-формирование самостоятельности, организованности подвижных народных игр и умение соблюдать правила;

-развитие физических качеств: выносливость, гибкость, ловкость, быстроту, силу, пространственную ориентировку;

 -развитие интереса к башкирским народным, подвижным, хоровым играм;

-воспитание культурно-гигиенических навыков.

Ожидаемый результат

- в результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть место проживания:

- названия города, республики, знать столицу своей Родины;

-символику республики, достопримечательности;

-называть предприятия родного города и их значимость;

-климатические условия; флору и фауну;

-находить на карте крупные города республики;

-называть свою нацию, культуру, язык, традиции;

- гордиться своим народом и его достижениями;

- уметь любоваться природой, бережно относиться к ней, с удовольствием играть в национальные игры.

- уметь создавать декоративнее композиции, знать потешки, словесные игры;

- должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.

Работа с родителями:

Консультации:

- «Роль семьи в приобщении детей к башкирской национальной культуре».

- «Башкортостан - край мой родной».

- «Мой город Белебей».

- «Башкирские народные игры».

Совместный сбор экспонатов музея:

- башкирские матрешки;

- куклы в национальной одежде;

- утварь;

- тюбетейка;

Анкетирование:

- генеалогическое дерево;

- народные традиции.

Экскурсии:

- Историко- краеведческий музей г.Белебея;

- Художественная галерея г. Белебея;

-Центральный Дворец Культуры.

Работа с педагогами:

- консультации на тему: «Башкирские народные праздники в ДОУ»;

-беседа «Ознакомление детей с родным краем»;

- создание и функционирование музея в ДОУ;

-открытый просмотр физкультурного занятия: «В гостях Урал-Батыр»;

-открытый просмотр занятия «Бабушкин сундучок»;

-проведение развлечения «Сабантуй», «Воронья каша», «День республики».

Работа с детьми:

- организованно образовательная деятельность;

- беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала;

- игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации;

- театральные постановки;

- знакомство с художественной литературой.


Заключение

Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволили нам определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание родословной, почитание родителей детьми, знания фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели и т.д.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям является элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях башкирского народа для дошкольников, ориентированного на воспитание деятельности, гуманистической направленности личности ребенка.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе«педагог- ребенок - родитель».


Диагностическая карта

С целью выявления уровня представлений о башкирской культуре педагог организует индивидуальные беседы. В качестве наглядного материала могут быть использованы: иллюстрации с изображением жилища (изба, юрта), предметы быта (люлька, сундук, печка). Элементы одежды, предметы посуды, портреты башкирских писателей, художников, иллюстрации сюжета сказки.

Методика оценивания ответов по программе Р.Х. Гасановой, Л.Н. Гасановой «Земля отцов»: Программа – руководство - трехбалльная: 3 балла - если на вопрос педагога ребенок отвечает самостоятельно; 2 балла - если отвечает с помощью дополнительных вопросов, с использованием наглядности; 1 балл - если ответ неправильный или нет ответа.

Младший / средний возраст

1.Ф.И.О ребенка

2. В каком городе ты живешь?

3. На какой улице ты живешь?

4.На какой улице расположен наш детский сад?

5. Как называется жилище, в котором жили башкиры?

6. Какие предметы украшали юрту?

7. Для чего нужны были предметы быта(люлька- чтобы…, сундук- чтобы…, печь- чтобы…)?

8. Какой посудой пользовались башкиры?

9.Назови традиционные (любимые) блюда башкир?

10.Назови элементы башкирской одежды (для мальчиков, для девочек)?

11. Какие знаешь башкирские сказки?

12. Знаешь ли ты колыбельные песни? Спой колыбельную песню.

13.В какие башкирские народные игры вы играли? Назови.

14. Можешь спеть песню какого-нибудь башкирского композитора?

Старший / подготовительный к школе возраст

  1. В каком городе ты живешь?
  2. На какой улице живешь?
  3. Назови достопримечательные места города Белебей
  4. В каких жилищах жили раньше башкиры?
  5. Назовите предметы домашнего быта, которые находились в башкирской юрте.
  6. Назови детали мужской и женской башкирской национальной одежды.
  7. Назови, какую посуду использовали в быту башкиры.
  8. Какие у тебя любимые традиционные башкирские блюда? Расскажи, как их готовить.
  9. Какой вид труда распространён у башкир?

10. Какие башкирские народные сказки ты знаешь? Сможешь рассказать одну из них?

11.Какие знаешь башкирские пословицы поговорки, загадки? Как ты их понимаешь?

12. Какой твой любимый башкирский писатель? Какие произведения башкирских писателей ты знаешь?

13. Любишь ли ты музыку? Назови композиторов Башкортостана.

14. Назови башкирские музыкальные инструменты.

15. Картины каких башкирских художников ты знаешь?

16. Какие ты знаешь башкирские подвижные игры? Сможешь объяснить правила игры?

17. Назови предмета декоративно – прикладного искусства башкирского народа.

18. Назови традиционные башкирские праздники.


Список используемой литературы:

Агишева Р.Л. Дидактические игры « Я познаю Башкортостан». – Уфа, 2005.

Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. - Уфа, 2017.

Агишева Р.Л. Я - Башкортостанец. – Уфа, 2003

Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа - 2006

Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать! – Уфа, 2007.

Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. Земля отцов: Программа-руководство.- 2 –е изд. перераб. и допол.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2019.

Гасанова Р.Х., Гасанова Л.Н. Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа: Учебно- методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012.

Галяутдинов И.Г. Башкирские народные игры. – Уфа, 2002.

Гасанова Г.Х. Синтез искусств. – Уфа, 2005.

Гасанова Г.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. - Уфа, 2004.

Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

Гершова Ф. Башкирские музыкальные пьесы — сказки. – Уфа, 2002.

Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. - 2008. - №4.  - С.- 77.

Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства.//Управление ДОУ. - 2008.  - №4. - С. 85.

Марченко Л.И. Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. – Уфа. 2008.

Марченко Л.И. Весна. – Уфа, 2004.

Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. - М., 2004.

Молчева А.В. Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана дошкольникам. – Уфа, 1995.

Фазлыева Ф.Н. Мой край - Башкортостан. – Уфа, 2003.



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Приложение №1

 

Консультация для родителей:

«Лучше нет родного края»

Мой край как он велик, 
Огромные просторы. 
Ты не увидишь все за миг 
В нем реки, леса и озера. 
В нем птицы рыбы и зверьё, 
Так много видов разных. 
Здесь детство провожу своё 
И много знаний получаю важных. 
В краю моём, в краю родном 
здесь ханты и манси живут.
Но я уверена в одном, 
Что для меня нет края лучше.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь                         и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения                            и организацию доступной деятельности. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной                              и мировой культуры.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить                            в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Так как у детей еще очень мал жизненный опыт, взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром. Он направляет, регулирует его восприятие             к окружающему, которое постепенно воспитывает чувства любви к малой Родине                   у ребенка. Важным средством краеведческого воспитания является приобщение детей                к традициям народа. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже должен знать основные главные праздники коренных народов населяющих край. Игры, загадки, сказки, названия предметов обихода, основных строений, которые необходимы для таежных жителей. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться                к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни своей малой Родины.



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Консультация для родителей

 «Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.

В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья 
Страны своей прекрасной».

Сегодня мы познакомим вас с башкирскими народными играми. 
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).

Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».
Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению .

Правила для играющих.
1. 
Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее придти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы - противники, вне игры - товарищи.
9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.
10.В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы. 
12.Судьей должны быть довольны и победители и побежденные. 
13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.

«Курай (Дудочка)»

Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: 
«Услыхали наш курай, 
Собрались мы все сюда. 
Наигравшись с кураистом, 
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай 
На зеленом, на лугу 
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.

«Муйуш алыш (Уголки)»

По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась
4 играющий отвечает: «Вода кончилась»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

«Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)»

Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» 
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». 
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». 
Первая команда просит: «Дайте нам сахар». 
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». 
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

«Эна менян еп (Иголка и нитка)»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. 
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

«Бесэй менэн сыскан (Кот и мыши)»

Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова: 
«Котик вышел погулять, 
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу» 
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в доме.

«Буре менэн куян (Волк и зайцы)»

Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц 
В гости к нам пришел. 
Ушки - длинные. 
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.




Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Консультация для родителей детского сада

«Роль семьи в приобщении детей к башкирской национальной культуре»

В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. 

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. 
В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.
Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей                  к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю,                   к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость                          и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат                         и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение                     к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. 

Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту                       и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. 
Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир                 и дружбу. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев,                              на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим – основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации                       к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.
Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.
В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта», «Курай», способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности               в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности                            и ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана». 
С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей башкирской одежды.



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Приложение №2

 

Анкета для родителей.

«Я знаю свой город»

1.Когда образован город Белебей, в каком году?

а)  1745г.

б)  1860г

           в) 1757 г.

г) Не знаю

2.Назовите основные улицы города.

3. Какие предприятия города вы знаете?

4.Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем городе, истории ?

а) Да

б) Нет

в) Иногда

5. Назовите достопримечательности города.

6.Численность населения г.Белебей?

          а) 45 000-50 000чел.

         б) 58000- 60 000 чел.

         в) 15 000-25000 чел.

7.На какой возвышенности находится город Белебей?

8.  Знаете ли вы историю народной культуры и традиции своего города?

а) Да

б) Нет

в) Частично

9. Что интересного Вы показали бы гостям нашего города?

10.Как часто вы совершаете экскурсии по нашему городу? Куда? (перечислите)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида № 30 «Аленушка»

г. Белебей муниципального района Белебеевский район РБ

Выступление на педагогическом  совете: результаты анкетирования

По теме «Я знаю свой город»

Подготовила: воспитатель Корнилова С.М.

Цель:  заключается в том, чтобы, во-первых, выяснить насколько хорошо жители нашего города владеют элементарной информацией относительно прошлого и настоящего г.Белебей. А, во-вторых, заставить их задуматься об уровне своей информированности, и, тем самым пробудить в них интерес к истории своей малой родины.

Было проведено анкетирование родителей по теме «Я знаю свой город». В нем приняло участие 74 человека.

1.Когда образован город, в каком году?

а)  1745г. -17,5%

б)  1860г- 1,3%

           в) 1757 г.- 66,3%

г) Не знаю- 14,9%

2.Назовите основные улицы города.

Красная- 26,8%

Ленина- 22,7%

Интернациональная- 15%

Амирова -10,2%

Революционеров- 7,4%

Войкова- 6,6 %

Красноармейская- 4,8%

Волгоградская- 3,7%

Советская  -2,8%

3. Какие предприятия города вы знаете?

Белебеевский молочный комбинат- 27,6 %

БелЗАН «Автонормаль»-38,2%

БЗАК- 14,8 %

Спирто-водочный комбинат- 9%

Белебеевский Кирпичный завод  «Керамика»- 9,4%

Теплоэнерго- 1%

4.Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем городе, истории ?

а) Да-51,3%

б) Нет-4%

в) Иногда-44,7%

5. Назовите достопримечательности города.

Пруд-33,6%

Парк Славы-14,6%

ЦДК-11,2 %

Парк Чапаева- 10,3%

Ничего не ответили-10,3 %

Дом музей С.Т Аксакова-8,6%

Собор Михаила Архангела-5,2%

Тропа Здоровья-4,3%

Завод «Автонормаль»-1,7%

6.Численность населения г.Белебей?

а)45 000-50 000чел.-12,2%

б) 58000- 60 000 чел. -73%

в)15 000-25000 чел.- 10,8%

г)Не знаю-4%

7.На какой возвышенности находится город Белебей?

Бугульминско - Белебеевская возвышенность- 48,6%

Не знаю-24,3%

Белебеевская возвышенность- 21,7%

Бугульминская-5,4%

8.  Знаете ли вы историю народной культуры и традиции своего города?

а)Да-19%

б)Нет-8,1%

в)Частично-72,9%

9. Что интересного Вы показали бы гостям нашего города?

Пруд(мемориал)-36,6%

Ничего не ответили-16,2%

Историко-краеведческий музей- 14%

Парк Чапаева- 12,9%

Тропа Здоровья- 10,7%

Дом-музей Аксакова- 2,1%

Кинотеатр «Мир»-1%

10.Как часто вы совершаете экскурсии по нашему городу? Куда?(перечислите)

Пруд-32%

Тропа Здоровья- 14,8%

Историко-краеведческий музей-14,8%

Парк Чапаева-6,2%

ЦДК-2,4%

Кинотеатр «Мир»-2,4 %

Куда? (перечислите)

Не совершаю-6,2%

Редко-6,2%

Часто-5%

Когда как-3,7%

Раз в неделю-2,5 %

По всему городу-2,4 %

1 раз в три месяца-1,2 %

    Исходя   из   результатов   исследования,   я   рекомендую   всем задуматься о том, что является для каждого из нас важным, приоритетным на данный момент. Безразличие к тому, что нас окружает, и ограниченность развлекательными программами по телевидению не есть признак движения   вперед, развития. Скорее наоборот. Мы порой обращаем   внимание на ненужные вещи и не замечаем главного. Наш город пестрит историческими вывесками и плакатами. На них изображен и герб нашего города, и дата его возникновения. Но мы этого просто не замечаем. Мы становимся не дальновидными, замыкаем круг на себе самих, забываем о своих корнях. А этого делать никак нельзя.     И пусть каждый из нас задумается об этом и задаст себе вопрос: «Знаю ли я о своей малой родине, знаю ли я о себе самом?».



Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Приложение №3

Мини –музей в МАДОУ № 30 «Аленушка» г. Белебея.

«Бабушкин чуланчик»

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4260.2338\IMG-20220124-WA0001.jpgC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4260.908\IMG-20220124-WA0000.jpg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4260.6743\IMG-20220124-WA0003.jpgC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4260.11072\IMG-20220124-WA0005.jpg

                C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4260.9395\IMG-20220124-WA0004.jpg C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG-20220124-WA0002.jpg

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования .Направления и формы взаимодействия дошкольного...

Грамота Районный физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья" среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Грамота Районный физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образовательные п...

Диплом 2 степени Физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Диплом 2 степени Физкультурно-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» среди семейных команд образовательных учреждений Пуровского района, реализующих образователь...

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования

Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...