Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования
методическая разработка ( группа) на тему

Неплюева Надежда Александровна

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования .

Направления и формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Информационно-аналитические формы.

Информационно-аналитические формы.

Познавательные формы.

Досуговые формы.

Письменные формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_prezitatsii.docx27.75 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx149.62 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №92 Калининского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Неплюева Надежда Александровна 

2015 год

Слайд 2

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования ведется в следующих направлениях.

Слайд 3

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей.

  • Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи;
  • беседы (администрация, педагоги, специалисты);
  • наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;
  • анкетирование;
  • проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

Информирование родителей.

  • Рекламные буклеты;
  • журнал для родителей;
  • визитная карточка учреждения;
  • информационные стенды;
  • выставки детских работ;
  • личные беседы;
  • общение по телефону;
  • индивидуальные записки;
  • родительские собрания;
  • родительский клуб;
  • сайт организации, передача информации по электронной почте и телефону;
  • объявления; фотогазеты; памятки.

Консультирование родителей.

Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное)

Просвещение и обучение родителей.

Семинары-практикумы, мастер- классы:

  • по запросу родителей;
  • по выявленной проблеме (направленность — педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право);
  • приглашение специалистов;
  • сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет;
  • творческие задания;
  • тренинги;
  • семинары;
  • подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении

Совместная деятельность детского сада и семьи.

  • Попечительский совет;
  • родительский комитет;
  • дни открытых дверей;
  • организация совместных праздников;
  • совместная проектная деятельность;
  • Выставки совместного семейного творчества
  • семейные фотоколлажи;
  • субботники;
  • экскурсии;
  • походы;
  • досуги с активным вовлечением родителей

Слайд 4

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Информационно-аналитические формы.

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье воспитанника. Об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребёнку, о запросах, об интересах и потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального и личностно - ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательные формы.

Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

Досуговые формы.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Письменные формы.

Еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, письменные отчеты о развитии ребенка.

Наглядно – информационные.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.

Слайд 5

Информационно-аналитические формы.

Анкетирование.

Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Опрос.

Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально - психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Интервью и беседа.

Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).

 Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

Слайд 6

Познавательные формы.

Практикум.

Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Лекция.

Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Дискуссия.

Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление.

Круглый стол

Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.

Симпозиум.

Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы.

Дебаты.

Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон.

Педагогический совет с участием родителей.

Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей.

Педагогическая лаборатория.

Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях.

Родительская конференция.

Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.

Общее родительское собрание.

Главной целью, собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей.

Типовые родительские собрания.

Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Аукцион.

Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме.

Вечера вопросов и ответов.

Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Родительские вечера.

Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Родительские чтения.

Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительский тренинг.

Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Педагогическая беседа.

Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Семейная гостиная.

Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско - родительские отношения; помогают по – новому раскрыть внутренний мир детей, -улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми

Клубы для родителей.

Предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Дни добрых дел.

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании "предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

День открытых дверей.

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию.

Неделя открытых дверей.

Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности.

Ознакомительные дни.

Для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение.

Эпизодические посещения.

Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.

Иследовательско- проектные ролевые имитационные и деловые игры.

В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Слайд 7

Досуговые формы

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).

Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Совместные походы и экскурсии.

Укрепляют детско-родительские отношения

Слайд 8

Письменные формы

Еженедельные записки.

Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Письменные отчеты о развитии ребенка.

Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов.

Слайд 9

Наглядно - информационные

Информационно – ознакомительные.

Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты.

Информационно – просветительские.

Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №92 Калининского района города Санкт-Петербурга Воспитатель Неплюева Надежда Александровна 2015г. Система взаимодействия с семьей

Слайд 2

Система взаимодействия с семьей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу дошкольного образования

Слайд 3

Направления взаимодействия Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей Информирование родителей Консультирование родителей Просвещение и обучение родителей Совместная деятельность детского сада и семьи

Слайд 4

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Слайд 6

Познавательные формы Практикум Лекция Дискуссия Круглый стол Симпозиум Дебаты Педагогическая лаборатория Родительская конференция Общее родительское собрание Групповые родительские собрания Аукцион Вечера вопросов и ответов Родительские вечера Родительские чтения Родительский тренинг Педагогическая беседа Семейная гостиная Клубы для родителей Дни добрых дел День открытых дверей Неделя открытых дверей Ознакомительные дни Эпизодические посещения Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры Педагогический совет с участием родителей

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"   (ФГОС   ДО)...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования    Санкт-Петербургская ака...

Реализация ФГОС: "Построение партнерских отношений между семьей и образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования"

«Лэпбук - как один из видов нетрадиционных форм работы с родителями»."Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...