Главные вкладки

    «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)
    консультация на тему

    «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"   (ФГОС   ДО)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_dlya_slayda_po_rabote_s_roditelyami_.docx32.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"   (ФГОС   ДО)

    1с.Новые задачи, встающие перед дошкольной организацией, предполагают её открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе ДО постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

    2с. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем.

    Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

     Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДО решается в трех направлениях:  

    ( вы их видите на слайде)

    -Работа с коллективом ДО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

    -Повышение педагогической культуры родителей.

    -Вовлечение родителей в деятельность ДО, совместная работа по обмену опытом.

    3с. Основные задачи работы: ( вы их видите  так же на слайде)

    установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    объединить усилия для развития и воспитания детей;

    создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

    поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    4с. Принципами взаимодействия с родителями являются:

    - Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией  модель взаимодействия с семьёй останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к ДО в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

    - Индивидуальный подход.

    Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    - Сотрудничество, а не наставничество.

    Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива  ДО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

    - Готовимся серьезно.

    Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж ДО в целом.

    -   Динамичность.

    ДО сегодня должна находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДО с семьей.

    Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

    Поэтому начинать работу необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДО. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    5с. Взаимодействие ДО и семьи:

    К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы ДО с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: (вы видите их слайде)

    1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

    2. Общие и групповые собрания.

    3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

    Педагогическое просвещение родителей проходило через "Университет родительских знаний", "Школу для родителей" и др.

    Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

      6с. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

    - Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родители испытывают стеснение их-за скромной обстановке квартиры.

    - Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей.

    - Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

    - Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

     Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

    Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДО профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка.

        К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - ДО и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

     7с. Преимущества новой системы взаимодействия ДО с семьей неоспоримы и многочисленны.

    - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи  и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.

    - Это учет индивидуальности ребенка.  Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и  привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

    - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

    - Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

    - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДО и семье.

    - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

     Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей. ( вы видите на слайде)

     - открытость  ДО для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДО;

    - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

    8с. Функции работы ДО с семьей.

    - Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДО.

    - Психолого - педагогическое просвещение родителей.

    - Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

    - Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

    - Взаимодействие родителей  с общественными организациями  села.

      Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующим и специалистами.

    9с.В процессе работы с семьей в ДО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

       Помимо традиционных форм работы ДО и семьи в ДО начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей: (вы видите на слайде)

    - "Круглый стол" по любой теме;

    - тематические выставки;

    - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

    - консультации специалистов;

    - устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

    - семейные спортивные встречи;

    - почта доверия, телефон доверия;

    - семейные проекты "Наша родословная";

    - открытые занятия для просмотра родителей;

    - интеллектуальные ринги детей и родителей;

    - контрольные для родителей;

    - интервью с родителями и детьми на определенные темы;

    - родительская гостиная;

    - конкурс семейных талантов;

     - портфолио  семейного успеха;

    - аукцион секретов воспитания и др.

    Необходимые критерии оценки эффективности работы ДО с семьей.

    - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

    - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

    -  Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

    - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДО в педагогической деятельности.

    - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДО.

    Привлечение родителей к жизни ДО еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка меняется.

    10с.- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения.

    - Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

    - Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

    - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДО.

    - При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

    - Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

    - Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.  Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями

    - И как результат, новое положительное отношение родителей к ДО, положительная оценка его деятельности.

    11с. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко, поэтому обратите  внимание на  слайд.

    все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

    содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

    оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

    содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

    Естественно, в ДО могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

    -конфликты между родителями из-за детей;

    -родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

    -жалобы воспитателей на пассивность родителей;

    -невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с --недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

    Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя.

    12с.Для предупреждения таких ситуаций администрация ДО с первых дней пребывания ребенка в ДО должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

    Способы повышения авторитета воспитателя:( на слайде)

    торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;

    оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

    организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

    оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

    Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

    Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

    Взаимодействие ДО с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

    13с.  Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДО даёт  положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел ДО и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    14с. Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

    Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

    Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

    Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности....

    Реализация и внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО)

    Повышение  качества, доступности и эффективности дошкольного образования. Нормативная основа функционирования и развитие системы дошкольного образования в РФ.Федеральный закон от 6 октября 1...

    Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

    Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...

    Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.  Признание приоритета семейного воспитания требует и ...

    «Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

    laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...