Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
материал на тему

 Елена Геннадьевна Шитова

Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_vzaimodeystvii_s_semyami_vospitannikov.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к приказу

от_________ № ______

Положение

 о взаимодействии с семьями воспитанников

групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5»

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее -ФГОС ДО) разработано для групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Югорска (далее - ДОО). 

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;

- Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;

- Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».

1.3. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности.

1.4. Мероприятия по реализации целей и задач взаимодействия ДОО с семьями воспитанников планируются на основе анализа ожиданий и запросов родительского сообщества, выявляемых в процессе мониторинга качества дошкольного образования (анкетирование, непосредственное общение, родительские собрания) и на основании требований ФГОС ДО.

1.5. В качестве источника данных для оценки эффективности взаимодействия ДОО с семьями воспитанников используются:

- социологический опрос;

- результаты анкетирования родительского сообщества и педагогов;

- наблюдения в ходе решения педагогических ситуаций;

- отчеты педагогов и специалистов;

- результаты аналитической и контрольной деятельности.

1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников и администрации ДОО, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Цели, задачи и принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.

Цель: вовлечение родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития в ДОО и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, направленных на полноценное, максимально возможное развитие способностей каждого ребѐнка, сохранение и укрепление его здоровья. 

Основные задачи:

  • объединить усилия для развития, образования и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения и психолого-педагогические знания родителей (законных представителей);
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • оказывать семьям необходимую помощь в развитии, образовании и воспитании детей.

Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями):

1. Единый подход к процессу развития, образования и воспитания ребѐнка.

2. Открытость ДОО для родительского сообщества.

3. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями). Взаимное доверие во взаимоотношениях.

4. Индивидуальный подход.

5. Сотрудничество, а не наставничество.

6. Динамичность - детский сад представляет собой мобильную систему, которая должна оперативно реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей.

7. Равная ответственность родителей (законных представителей) и педагогов. 

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников осуществляется в трёх основных направлениях.

3.1. Работа с коллективом по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями включает в себя следующее:

- анализ социального состава родителей (законных представителей);

- изучение и анализ ожиданий и запросов родительского сообщества от пребывания ребенка в детском саду;

- разработка ежегодного плана работы ДОО с семьями воспитанников;

- проведение анкетирования, личных бесед для правильного выстраивания работы с родителями (законными представителями), подбора эффективных форм взаимодействия с каждой семьѐй;

- выявление проблем и организация работы по оказанию помощи семьям в вопросах развития, воспитания и обучения ребѐнка;

- систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников через организацию семинаров, тренингов, консультаций, «мозговых штурмов», изучение и обмена опытом по данной проблеме.

3.2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). В данное направление работы включены следующие мероприятия:

- ознакомление родителей (законных представителей) с нормативно-правовой базой дошкольного образования;

- ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием и методикой образовательно - воспитательного процесса, организуемого в ДОО, с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОО;

- психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей);

- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность;

- консультации, рекомендации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры);

- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях;

- обеспечение родительского сообщества полной и достоверной информацией о системе дошкольного образования в целом и о деятельности ДОО, в частности, через официальный сайт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».

3.3. Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом. Данное направление включает в себя:

- выборы и работа родительских комитетов групп и общего родительского комитета ДОО;

- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность (исследовательские проекты, экспериментирование, изготовление фотоальбомов, фоторепортажей и т.д.);

- организация и проведение совместных мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии).

4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Инновационные формы и методы работы с семьей:

- «Круглый стол» по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- семейные проекты;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- родительский день в детском саду;

- вечер вопросов и ответов;

- сайт МБОУ № 5 (публичный отчет, самообследование и др.);

- аукцион секретов воспитания и др.

Важные моменты:

- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

-содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Способы повышения авторитета воспитателя:

- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;

- оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

 5. Критерии оценки эффективности работы ДОО с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"   (ФГОС   ДО)...

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...

Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...

Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...

Презентация. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....