Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
методическая разработка на тему

Горожанкина Наталья Николаевна

Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивает реализацию федерального государсвенного образовательного стандарта дошкольного образования, развитию у профессиональных  компетенций педагогов для организации работы с родителями(законными представителями).В методических рекомендациях описаны принципы организации работы с семьей, вариативные формы

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №497 комбинированного вида «Мишутка»»

Методические рекомендации по

взаимодействию педагогов с родителями

(законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

                                                                             Разработала: воспитатель  

                                                                             первой кв. категории

                                                Горожанкина Н.Н.

C:\Users\Eva\Desktop\hello_html_m1c3a47cb.png


  Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

                                                                                         Здесь он находит  примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение.

                                             И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,

              то должны решать эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность.

                                                                                                                                                                        (С.В.Глебова)

Методические      рекомендации        разработаны        в        соответствии        с

Федеральный        закон        «Об        образовании        в        Российской        Федерации»,

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/сад №497.

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители (законные представители), которые являются основными социальными заказчиками детского сада. Взаимодействие педагогов с ними невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

  • соответствии с ФГОС ДО, ведущая идея системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося (воспитанника), создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности организации, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом - самостоятельная деятельность - совместная деятельность с родителями (законными представителями).

Взаимодействие  это не только обмен информацией в процессе деятельности

или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий

интерес, развитие и совершенствование.


Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного определения форм и методов работы с коллективом с учетом знаний, возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных представителей).

Участие родителей в жизни детского сада, влияет не только на развитие образования в целом, расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и заинтересованных в его положительном результате, но и вселяет уверенность в получении качественного дошкольного образования, повышает уровень доверия родителей (законных представителей) к образовательной организации, содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку воспитанников, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Основная цель взаимодействия с семьей воспитанников  сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательных отношений.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • изучить фактическое социальное, физическое и психическое развитие ребенка в семье,
  • установление доверительных отношений в детском саду и семье каждого ребенка;

  • повышать психологическую компетентность родителей (законных представителей);

  • познакомить с разнообразными формами организации досуга в семье;

  • реализовывать единый подход к ребёнку с целью его личностного развития;

  • осуществлять постоянную работу по профилактике нарушений и защите прав и достоинств дошкольника.

  • связи с этим можно выделить основные направления взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:

  • обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;

  • формирование здоровья детей, построение индивидуального маршрута развития;

  • установление контакта с родителями (законными представителями) и согласовывание с ними целей и ценностей образовательной деятельности;

  • обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду;

  • создание  условия  для  повышения  педагогической  компетентности  у  родителей

  • (законных представителей);

  • создание ситуации совместного досуга с участием семей воспитанников;

  • создание условий для реализации творческого потенциала семей.

Условиями для успешной работы с родителями (законными представителями)

является:

  • изучение социального состава родителей (законных представителей), уровень образования, состав и социальное благополучие, выявление семей риска, спрос и предложения на услуги;

  • дифференцированный подход к работе с родителями (законными представителями) с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

  • возрастной характер работы с родителями;

  • целенаправленность, систематичность, плановость;

  • доброжелательность и открытость.

Сотрудничество с родителями (законными представителями) должно строится на основе следующих принципов:

  • осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку;

  • помнить о том, что ребенок уникальная личность;
  • воспитывать в детях безграничное уважение к родителям (законным представителям);
  • учитывать пожелания и предложения родителей (законных представителей), высоко ценить их участие в жизни группы;

  • рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов,

  • способностей и трудностей;
  • с уважением относится к тому, что создается самим ребенком;
  • регулярно в процессе индивидуального общения с родителями
  • (законными представителями) обсуждать вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
  • проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей (законных представителей).

C:\Users\Eva\Desktop\family-from-iclpart.jpg


Формы взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями):

  • деятельность родительского комитета;

  • общие родительские встречи;

  • родительские лектории;

  • индивидуальные консультации и беседы;

  • семинары-практикумы;

  • мастер-классы;

  • круглые столы;

  • тренинги;

  • анкетирование;

  • интервьюирование;

  • образовательные события с детьми по разным видам детской деятельности;

  • участие   в   подготовке   и   проведении   детских   праздников   и   развлечений,

  • образовательных событиях;

  • совместное создание развивающей предметно - пространственной среды для детей;

  • совместное проведение субботников по благоустройству территории;

  • проведение Дня Дублера;

  • выставки, конкурсы на которых отражается совместное творчество взрослых и детей;

  • сайт детского сада.

C:\Users\Eva\Desktop\big-and-small-family-clipart-11.jpg


Дальнейшие контакты и связь между родителями и педагогами детского сада:

  • ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят или забирают детей;

  • неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

  • ознакомление родителей с письменным материалом о детях;

  • предложения посещения специалистов;

  • доска объявлений для родителей;

  • дни или вечера для родителей с посещением группы, чтобы увидеть, как занимается их ребенок или ознакомиться с работой детского сада.

консультационная помощь семье.

В методическом кабинете хранится банк информационных ресурсов, содержащий материалы для работы с родителям (законными представители):

  • подборка консультаций и бесед;

  • мультимедийные презентации;

  • видеотека;

  • электронные книги, периодика;

  • анкеты, опросники.

В детском саду ежегодно составляется план сотрудничества с семьей на год. Педагоги возрастных групп составляют свои планы с учетом плана детского сада и особенностей коллектива родителей (законных представителей).

  • целях совершенствования стилей общения и сотрудничества, установления равноправных, творческих взаимодействий с семьями обучающихся для педагогов организуются консультации, педагогические советы, конкурсы, выставки, интернет -

поиск по определенному заданию, копилки педагогического мастерства.


Список используемой литературы:

1.        Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. –2004. – № 4.

2.        Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с семьей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.

3.        Стожарова, М.Ю. Как помочь родителям «Трудных детей» / М.Ю. Стожарова // Ребенок в детском саду. – 2003. - №5.

4.        Стожарова,  М.Ю.  Как  помочь  родителям  «Трудных  детей»  /  М.Ю.  Стожарова  //

Ребенок в детском саду. – 2004. - №1, 2, 3.

5. Миленко, В.М. Родительские собрания-студии / В.М. Миленко, Г.Мисенко.// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"   (ФГОС   ДО)...

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования

В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....

Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности....

«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

  Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...