Главные вкладки

    Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС
    методическая разработка на тему

    Колбина Надежда Васильевна

    Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС

    Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

    К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Весь программный материал по раннему возрасту (от рождения до 2-х лет) выделен в отдельный раздел. Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка. Также, в программе имеется отдельный раздел, посвященный инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Преимуществом программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности. В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

    Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

    Удобство в использовании Программы состоит и в наличии приложений с подробными перечнями. В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

    Очевидным достоинством Программы является и то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада.

     

    В структуре программы произошли изменения. В соответствии с требованиями ФГОС ООП включает в себя три основных раздела (целевой, содержательный, организационный), дополнительный. Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

    В целевой раздел включены: пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП ДО и планируемые результаты освоения ООП ДОО.

    В новой программе планируемые результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

    Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

    -коммуникации со сверстниками и взрослыми

    -игровой деятельности

    -познавательной деятельности

    -проектной деятельности

    -художественной деятельности

    -физического развития

    В организационном разделе представлены распорядок дня для всех возрастных групп. Следует отметить, что в программе внесены некоторые изменения в режим дня, в том числе выделено время для второго завтрака, изменены и приведены в соответствие с ФГОС названия возрастных периодов (вторая группа раннего возраста (от2до3 лет, младшая группа (от 3-до4 лет), средняя…), увеличилось время прогулки. В данном разделе представлены особенности организации режимных моментов, раздел культурно-досуговая деятельность, в котором приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы, физкультурно-оздоровительная работа, проектирование воспитательно-образовательного процесса, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, новый раздел-кадровые условия реализации программы, в котором освещены требования к квалификации управленческих и педагогических кадров, а также профессиональные обязанности педагогов ДОУ.

    В содержательном разделе представлены возрастные особенности психофизического развития детей 2-7 лет (возрастные особенности детей от рождения до 2-х лет даны в отдельном разделе «Воспитание и обучение детей в возрасте до 2-х лет») а также формы, способы, методы и средства реализации Программы. Эта часть соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации Программы» примерной Программы «От рождения до школы». Содержание психолого-педагогической работы излагается в программе по пяти образовательным областям:

    1.социально-коммуникативное развитие;

    2.познавательное развитие;

    3.речевое развитие;

    4.художественно-эстетическое;

    5.физическое развитие

    Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

    Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки:

    «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»,

    «Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»,

     «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»,

     «Формирование основ безопасности»

    В образовательной области «Познавательное развитие» следующие тематические блоки:

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие, проектная деятельность, дидактические игры)

    «Приобщение к социокультурным ценностям»,

    «Формирование элементарных математических представлений»,

    «Ознакомление с миром природы».

    Образовательная область «Речевое развитие»

    «Развитие речи» (развивающая речевая среда, формирование словаря, связная речь)

    «Приобщение к художественной литературе».

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

     «Приобщение к искусству»

    «Изобразительная деятельность»,

    «Конструктивно-модельная деятельность» (приобщение к конструированию),

    «Музыкальная деятельность».

    Образовательная область «Физическое развитие»

    «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

    «Физическая культура».

    Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

    Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

    Следует отметить патриотическую направленность Программы, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (социокультурный компонент), на сохранение и укрепление здоровья детей.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kolbinanv_oop.docx17.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС

    Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

    К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Весь программный материал по раннему возрасту (от рождения до 2-х лет) выделен в отдельный раздел. Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка. Также, в программе имеется отдельный раздел, посвященный инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Преимуществом программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности. В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

    Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».

    Удобство в использовании Программы состоит и в наличии приложений с подробными перечнями. В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

    Очевидным достоинством Программы является и то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада.

     

    В структуре программы произошли изменения. В соответствии с требованиями ФГОС ООП включает в себя три основных раздела (целевой, содержательный, организационный), дополнительный. Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

    В целевой раздел включены: пояснительная записка, в которой раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП ДО и планируемые результаты освоения ООП ДОО.

    В новой программе планируемые результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе. Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения Программы. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

    Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

    -коммуникации со сверстниками и взрослыми

    -игровой деятельности

    -познавательной деятельности

    -проектной деятельности

    -художественной деятельности

    -физического развития

    В организационном разделе представлены распорядок дня для всех возрастных групп. Следует отметить, что в программе внесены некоторые изменения в режим дня, в том числе выделено время для второго завтрака, изменены и приведены в соответствие с ФГОС названия возрастных периодов (вторая группа раннего возраста (от2до3 лет, младшая группа (от 3-до4 лет), средняя…), увеличилось время прогулки. В данном разделе представлены особенности организации режимных моментов, раздел культурно-досуговая деятельность, в котором приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы, физкультурно-оздоровительная работа, проектирование воспитательно-образовательного процесса, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, новый раздел-кадровые условия реализации программы, в котором освещены требования к квалификации управленческих и педагогических кадров, а также профессиональные обязанности педагогов ДОУ.

    В содержательном разделе представлены возрастные особенности психофизического развития детей 2-7 лет (возрастные особенности детей от рождения до 2-х лет даны в отдельном разделе «Воспитание и обучение детей в возрасте до 2-х лет») а также формы, способы, методы и средства реализации Программы. Эта часть соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации Программы» примерной Программы «От рождения до школы». Содержание психолого-педагогической работы излагается в программе по пяти образовательным областям:

    1.социально-коммуникативное развитие;

    2.познавательное развитие;

    3.речевое развитие;

    4.художественно-эстетическое;

    5.физическое развитие

    Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

    Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки:

    «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»,

    «Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»,

     «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»,

     «Формирование основ безопасности»

    В образовательной области «Познавательное развитие» следующие тематические блоки:

    «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представления об объектах окружающего мира, сенсорное развитие, проектная деятельность, дидактические игры)

    «Приобщение к социокультурным ценностям»,

    «Формирование элементарных математических представлений»,

    «Ознакомление с миром природы».

    Образовательная область «Речевое развитие»

    «Развитие речи» (развивающая речевая среда, формирование словаря, связная речь)

    «Приобщение к художественной литературе».

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

     «Приобщение к искусству»

    «Изобразительная деятельность»,

    «Конструктивно-модельная деятельность» (приобщение к конструированию),

    «Музыкальная деятельность».

    Образовательная область «Физическое развитие»

    «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

    «Физическая культура».

    Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

    Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

    Следует отметить патриотическую направленность Программы, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (социокультурный компонент), на сохранение и укрепление здоровья детей.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

    Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического пункта для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Тенденция к стремительному росту количества детей с дисграфическими нарушениями в начальной школе в последние годы сместил акцент исследований в детской логопедии в сторону более раннего выявления отк...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях логопедического пункта для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

    Выявление и коррекция фонетико-фонематических нарушений речи с использованием нетрадиционной  формы выполнения артикуляционной гимнастики и с применением логопедического массажа....

    Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы с учетом ФГОС ДО составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Вас

    Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы (Далее – Программа) разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программой МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «Березка» в соо...

    рабочая программа, с учетом ФГОС ДО на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    рабочая программа, с учетом ФГОС ДО на основе   примерной основной общеобразовательной программы   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Ве...