Дидактические игры по обучению грамоте
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Буянова Ирина Николаевна

В последние годы всё большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в детском саду очевидна. Дело в том, что когда резко происходит смена ведущих видов деятельности (игровая деятельность сменяется учебной), это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет размыть грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребёнка.

В первом разделе представлены игры, которые помогут сформировать у детей умение делить слова на слоги, определять их количество в слове. Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т.е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т.е. переводу буквенной формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате дети осознают, что основная произносительная единица речи – слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога.

Второй раздел представляют игры на выделение и распознавание звуков. Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Работа по развитию у детей фонетического слуха, формированию навыка звукового анализа начинается буквально с первых занятий по обучению грамоте, ещё на безбуквенной ступени. Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на занятиях помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

Третий раздел – дидактические игры на соотнесение звуков с буквами. Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Задача педагога заключается в том, чтобы создать и закрепить у детей ассоциативную цепь: звук-артикуляция-буква. Такая работа сочетается с фонетическим анализом, что содействует соединению слуховых, речедвигательных и зрительных анализаторов и помогает установлению прочной связи между звуковым образом и графическим изображением буквы, которые начинают восприниматься детьми как тесно связанные, неразделимые явления.

Цепочка слов

Ход игры: Педагог называет слово. Дети делят слова на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слова.

Пример: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на.

Эстафета

Оборудование: предметные картинки, два флажка.

Ход игры: Дети выстраиваются в две колонны перед столом, на котором лежат две стопки предметных картинок. Впереди стоящие дети держат флажки. По сигналу педагога они берут по одной картинке, произносят слово-название предмета изображённого на ней, по слогам и указывают количество слогов (ма-ши-на, в этом слове три слога). Выполнив задание, первые игроки передают флажки стоящим за ними, а сами отправляются в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее проанализирует свои слова.

Поезд

Оборудование: Картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.

Ход игры: вызванный ребёнок выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета на картинке и «сажает» её в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить предметы, название которых состоит из одного слога, во второй- из двух, в третий – из трёх слогов. Контролёры (группа) хором произносят названия предметов по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры. Картинки подбираются в соответствии с темой недели (овощи, посуда, животные и т.д.).

Зоомагазин

Оборудование: Игрушки-животные

Ход игры: Педагог объясняет детям игровую ситуацию: «Вы пришли зоомагазин, где можете купить собаку, кошку, птичку, рыбку. Чтобы купить того, кто вам нравиться, необходимо придумать животному кличку, которая состояла бы из двух, трёх слогов». Дети подбирают слова и, если делают это правильно, получают право играть с купленной игрушкой целый день.

Кто больше?

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры: Педагог ставит перед учащимися дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нём стало больше слогов. Детям показываются картинки предметов, названия которых состоят из одного слога: лис, кот, дом и т.д.. Дети называют свои варианты изменённых слов и количество слогов в них: лес-лесок (2 слога), лесочек (3 слога), лесничество (4 слога).

Разложи вещи по полкам.

Оборудование: предметные картинки

Ход игры: Игровое действие – разложить предметные картинки по трём полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный педагогом, находиться в начале слова. На вторую – те, в названии которых звук находиться в середине. На третью – те. В названии которых звук находиться в конце. Пример: первая полка: шуба, шапка вторая полка: кошка, мишка третья полка: карандаш, ковш

Волшебная скакалка

Оборудование: скакалки.

Ход игры: Часть детей группы, берут скакалки и становятся в круг. Педагог в медленном темпе называет разные слова. Дети должны прыгнуть через скакалку, когда услышат слово, которое начинается с указанного педагогом звука. Прыгнувший позже других, выбывает из игры. Победителем будет ребёнок оставшийся один.

Не порви цепочку.

Ход игры: Педагог называет слово. Ученик должен подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное педагогом: сок- книга- автобус- стол- лимон- и т. д. Ребёнок, не нашедший нужное слово, разрывает цепочку и платит фант. В конце игры дети выкупают фанты: определяют первые звуки в словах, которые по сигналу педагога называют их товарищи. Игра может проводиться с использованием предметных картинок, подобранных в соответствии с условиями игры и вразброс помещённых на наборном полотне.

Мамина сумка.

Оборудование: сумка, предметные картинки или игрушки.

Ход игры: Педагог сообщает игровую ситуацию «Мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайтесь, что она купила, если в названиях покупок есть звуки «м» и «м,»». Дети подбирают соответствующие слова: масло, молоко, морковь, мёд, мыло. Потом из сумки достаются картинки или игрушки с целью проверки правильных ответов. Педагог меняет звук и игра продолжается

Камень и подушка.

Оборудование: карточки с изображением камня и подушки, предметные картинки.

Ход игры: На фланелеграфе выставлены рисунки камня и подушки (символы мягкости и твёрдости). Вызванный ребёнок, получив набор картинок, располагает их на фланелеграфе таким образом, чтобы под рисунком камня оказались картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука, а под рисунком подушки – с мягкого согласного звука. Остальные дети хором называют только первые звуки слов. Вариант: У каждого ребёнка своя картинка. Дети по очереди выставляют свои.

Листочки деревьев.

Оборудование: картонные деревья с прорезями, предметные картинки, карточки букв.

Ход игры: В прорези картонных деревьев устанавливаются предметные картинки, слова- названия которых начинаются с одного и того же звука. Ребёнок анализирует слова на своём дереве, определяет первый звук в них, находит карточку с

соответствующей буквой и устанавливает её под деревом.

Помоги животным.

Оборудование: картинки животных, карточки букв.

Ход игры: На доске вперемешку прикрепляются картинки животных и карточки букв, которые соответствуют первым звукам в названии животных. Необходимо помочь животным найти свою букву: соединить мелом картинку с соответствующей буквой. Хорошо устраивать ловушки: помещать на доске лишнюю картинку или лишнюю букву. Игра будет многовариантной, если менять наборы предметных картинок: цветы, овощи, мебель и т. д..

Жмурки.

Оборудование: карточки изученных букв, платок.

Ход игры: С помощью считалки выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза и подводят к столу, на котором расположены карточки букв. Жмурка берёт карточку, показывает детям. Дети называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. По названным словам «жмурка» должен догадаться, какую именно букву он держит в руках, и назвать её. Правильность ответа подтверждается аплодисментами. В случае неправильного ответа дети хором называют нужную букву.

Терем – теремок.

Оборудование: Картонный домик с окошком для буквы.

Ход игры: Педагог показывает детям теремок, с заранее вставленной буквой, например, М. Педагог спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невеликом живёт?» . Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь. медведь, муравей, муха. Педагог меняет букву и игра продолжается.

Звуковая эстафета.

Оборудование: карточки с буквами.

Ход игры: Педагог показывает букву, дети произносят соответствующие звуки. Ребенок, который сидит за партой слева, произносит твёрдый согласный звук; ребёнок, который сидит справа, — мягкий согласный звук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда "Дидактические игры по обучению грамоте"

Представлены игры, которые помогут сформировать у детей умение делить слова на слоги, определять их количество в слове....

Презентация "Дидактические игры по обучению грамоте"

Игры помогают формировать правильное произношение звуков, учат различать звуки, развивают фонематический слух и звуковой анализ....

Дидактические игры при обучении грамоте

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

"Дидактические игры по обучению грамоте"

Даны рекомендации воспитателям по проведению дидактических игр с детьми  в непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематического восприятия, обучению грамоте....

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Дидактическая игра по обучению грамоте 5-6 лет на интерактивной доске. "Разноцветные листочки","Найди слову домик",«Путешествие в страну звуков»,«Найди домик »

"Разноцветные листочки"Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные) .Материал:1. Карточки- дикие животные: лев, лось, ёж, рысь, волк, тиг...

Дидактическая игра по обучению грамоте «Поезд»

Цель:Обучение детей грамоте.Задачи:-учить детей определять наличие указанного звука в словах.-упражнять в определении количества звуков в словах.-упражнять в определении количества слогов в словах....