Главные вкладки

    Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Количенко Надежда Сергеевна

    Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях........

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_po_obucheniyu_gramote.docx31.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения и речи.

     Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

    Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").

    Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма

    Ра на

    По ра

    Ко ра

    Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

    Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).

    Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

    Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

    Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

    Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

    Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

    Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

    Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

    Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

    а - а - а - о - о - о - о - а

    рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

    Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

    Игра "Кто быстрее, кто больше ?".

    Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

    Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".

    Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

    Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

    Труд, работа;

    День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

    Лисичка гриб, лисичка животное.

    Игра "Сложи словечко".

    Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

    Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

    Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".

    "Звуковые" игры

    ("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

    Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

    Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

    Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

    Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

    К числу предпосылок, важных для овладения грамотой относится осознание ребенком речевой действительности ее элементов: звуков, слов. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте.

    Именно дидактическая игры дают нам возможность добиться положительного результата в работе с детьми по обучению грамоте.

    В своей работе  по обучению  грамоте  использую. следующие игры:

    «Накорми птиц»

    Игра упражняет в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.

    На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит: «Кормлю синицу».

    Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.

    Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.

    Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.

    «Звонкий мячик»

    Ведущий называет обобщающее понятие и одновременно бьет мячом об пол. Игрокам нужно привести пример – назвать предмет, относящийся к обобщающему понятию, одновременно ударяя мячом. Удар мячом совпадает с ударением в слове.

    Овощи – репа, лук

    одежда – брюки, майка

    украшения – кольцо, бусы

    инструменты – молоток, клещи

    цветы – роза, мак

    мебель – диван, кресло

    «Загадки под ударением»

    Ребенок должен отвечать одним словом, выделяя голосом ударный звук. Малышу нужно показать, как нужно отвечать, не объясняя, что такое ударение:

    Взрослый: Острый, железный, нужен для резки.

    Ребенок: нож.

    Взрослый: Бывает сильный, бывает слабый, надувает паруса и полощет флаги.

    Ребенок: ветер.

    Взрослый: Легкая или теплая, от холода спасает, голову укрывает.

    Ребенок: шапка.

    Взрослый: Может быть столовой, может быть чайной, ею едим и размешиваем чай.

    Ребенок: ложка.

    Взрослый: Расчесываем ею волосы и делаем прическу.

    Ребенок: расчёска.

    Взрослый: Наливаем в нее воду, молоко или чай и пьем.

    Ребенок: чашка.

    Взрослый: Им моем руки, смываем грязь.

    Ребенок: мыло.

    Взрослый: Ею чистим зубы.

    Ребенок: щётка.

    Взрослый: Его кладем в чай, чтобы было сладко.

    Ребенок: сахар.

    Взрослый: Им укрываемся, когда ложимся спать, чтобы не было холодно.

    Ребенок: одеяло.

    «Исправь ошибку»

    Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например:

    – Я иду по вода.

    – Заяц спит над снегом.

    – Цветы стоят на вазе.

    – Мальчик вышел за дома.

    – Дождик идет под лесом.

    – Рыбы плавают к реке.

    – Девочка съела два тарелки каши.

    – В магазине продают много хлеб.

    – У коты пушистые усы.

    – Курица зовет своих  цыплятов.

    «Телеграмма»

    Игра заключается в том, чтобы из начальных букв любого слова составить текст телеграммы, в которой все слова начинались бы с букв этого слова. Первое слово телеграммы должно начинаться на первую букву выбранного слова, второе – на вторую букву и т. д. КОТ - Коля отзовись. Таня.

    «Найди свой круг»

    Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге.

    «Загадки Лесовичка»

    Ведущий читает письмо: "Дорогие дети! Я, Лесовичок, живу в лесу, люблю  собирать грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте,  какие это грибы? Если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички)  

    «Незнайка»

    Незнайка обращается ко всем играющим поочередно с вопросами: кто? с кем? зачем? откуда и т. д. Играющие должны давать ему ответы с любой заданной буквы.

    Например, надо отвечать только с буквы «С»: «Кто? — Собака. — Когда? Сегодня. — С кем? — Со слоном. — Откуда? — Со стола.- Что сделала?- Стащила. Что?- Сосиски.

    Тот, кто ответит на вопрос не с той буквы или замешкается, отдает свой фант.

    «Поймай рыбку»

    Игра поможет автоматизировать звук в словах, закрепляет знание обобщающих понятий, знание основных и оттеночных цветов, развивает фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие, память.

    В коробку кладутся «рыбки», в названии которых есть звуки, которые нужно дифференцировать,  ребенок ловит «рыбку», говорит, кого она напоминает по очертаниям, определяет наличие того или иного звука, кладет «рыбку» справа или слева от коробки.

    Отбор слов с заданным звуком

    «Почтальон»

    У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия,

    «Магазин»

    Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы или буквы. Подавая педагогу символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий, звук в названии покупаемого предмета.

    «Для кого картинка?»

    У детей в руках символы различных звуков или буквы. Педагог показывает картинку, ребенок доказывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный символом (или буквой) звук.

    «Разложи предметы (картинки) к символам»

    Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков или букв. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих перед взрослым, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно.

    «Пропускаем мы во двор слов особенных набор»

    Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

    «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать»

    Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом или буквой, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

    «Найдем спрятанные слова»

    Педагог показывает детям картинки с изображением моря, леса, огорода, улицы и пр. Рядом ставится определенный символ. Педагог произносит стихи:

    Я слова найду везде,

    В доме, в городе, в воде,

    В огороде и в саду

    Постараюсь и найду.

    Детям предлагается вспомнить предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержать в своем названии обозначенный символом звук.

    «Разбежались и собрались»

    У детей в руках картинки, в названии которых им следует отыскать ударный гласный звук (малИна, посУда,макарОны), а затем собраться около одного из трех детей, держащих соответствующий символ гласного звука (И, У, О). Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков и соответственно зрительных символов можно увеличивать по мере совершенствования внимания и восприятия детей.

    «Подставь символ (букву) к предмету (картинке)»

    Дети выбирают по одному символу из предложенных педагогом. На столе раскладываются 5-6 предметов (картинок), в названии которых имеются обозначенные звуки. Выигрывают те дети, которые раньше других отыскали соответствующий звук в названии предмета и смогли это правильно продемонстрировать.

    «Кубик»

    Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

    «Собираем пуговки»

    Педагог раздает детям по 3-4 пуговки и объявляет, что в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова с тем или иным звуком. Звук обозначается символом и выставляется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок.

    Определение позиции звука в слове

     «Ходит ежик вдоль дорожек»

    На доску выставляются изображения дорожек (короткой и длинной картонных полосок) и ежика. На первом занятии, где происходит знакомство с длинными и короткими словами, педагог, произнося длинное слово, например, стройплощадка или милиционер, двигает изображение ежа по длинной дорожке. Затем произносит короткое слово, например, дом или сад, демонстрируя движение ежа по короткой дорожке.

    Другой вариант игры: к изображению ежика прикрепляется выбранный символ (или буква). Передвигая изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, Ссамолет или подноСС). Если звук слышится в начале слова, ежик остается в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там. Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу и концу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например, земляничкой и грибом.

    «Найди место звука в слове»

    На доске символ звука или буква, карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Каждый ребенок получает картинку, в названии которой есть определенный звук. Ребенок выходит к доске, проговаривает название своей картинки, выделяя голосом звук, позицию которого определяет и помещает картинку под нужной схемой.

    Подбери слово к схеме (на звуки с и ш)

    I вариант

    Играют 3 детей. Логопед раздает детям по одной карточке. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся

    II вариант

    Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.

    Полный звуковой анализ и синтез

    «Живые звуки»

    Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентированно произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.

    «Разберем и соберем»

    Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.

    «Читай-ка»

    Педагог выставляет на доску символы двух – трех звуков, просит детей назвать первый, второй, третий звук. Затем просит детей произнести звуки слитно, не прерывая голоса. Могут составляться звукосочетания (аи, уаи и мн.др.), слоги и слова из двух, трех, четырех звуков.

    «Звуковая пирамида»

    Логопед демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой  поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

    Логопед вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место.

    В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

    Включи телевизор

    Логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

    Логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

    Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

    Слова, можно составить по первым или последним звукам.

    Слоговой анализ слов

    Слоговая пирамида

    I вариант

    Логопед объясняет: «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок . В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех слогов, например: ма-ли-на; во второй ряд —из двух слогов: ры-ба; в верхний квадрат — картинку, название которой из одного слога (односложное слово), например гусь».

    Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3—4). Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом.

    Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

    II вариант

    Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершинки.

    Ход игрового упражнения вне занятия (настольная игра)

    Для настольной игры изготовляются карты с изображениями пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.)

    Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду.

    Логопед проверяет, как выполнено задание.

    Конспект игры-занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующего назначения для детей с онр

    Тема: Что мы знаем о гласных звуках.

    Цели:

    Коррекционно-образовательные:

    Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, слогообразующей роли гласного;

    Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;

    Закрепить навыки фонематического синтеза;

    Упражнять в делении слов на слоги;

    Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса;

    Коррекционно-развивающие:

    Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;

    Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;

    Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;

    Развивать межполушарное взаимодействие головного мозга, бинокулярное зрение;

    Формировать умение ориентироваться в пространстве (различать право и лево);

    Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

    Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками

    Оборудование:

    Игровое поле, эмблемы и символы-указатели команд,  мелкие предметы, названия которых начинаются на гласный звук, карточки-символы заданий, модели гласных звуков, аудиозапись с заданием (письмо почтальона Печкина), пиктограммы эмоций, дидактическая игра «Собери словечко по первым звукам», магнитофон.

    Ход занятия:

    До начала занятия детей делят на 2 группы: команда кота Матроскина и команда Шарика.

    Педагог (П.): Сегодня у нас не обычное занятие, а игра-соревнование.

    А сейчас мы отправимся в деревню Простоквашино.

    «1, 2, 3 на месте повернись, в деревне Простоквашино окажись!»

    Затем педагог предлагает командам занять свои места.

    П.: Ребята, подумайте и ответьте на загадку, тогда вы узнаете, о чем будет сегодня наше занятие-соревнование:

    Что за красные ребята?

    Парами гуляют, танцуют и поют,

    Согласных примиряют и слоги создают?

    (Гласные звуки)

    Раздается стук в дверь.

    П.: Кто это? Кто-то пришел к нам в гости?

    Входит дядя Федор.

    П.: О, дядя Федор к нам пожаловал.

    Д.Ф.: Привет, ребята! Я ищу улицу Гласных звуков. Вы не знаете, где она находится?

    П.: Ты вовремя пришел. Мы уже на этой улице. И сейчас начинаем игру-соревнование. А тебя попросим быть в нашем жюри.

    Д.Ф.: С удовольствием поиграю с вами и проверю, что вы знаете о гласных звуках.

    П.: За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. За нарушение правил поведения очко снимается.

    Педагог вращает стрелку на игровом поле.

    З а д а н и я:

    № 1

    Расскажи, что ты знаешь о гласных звуках.

    Педагог задает детям вопросы:

    Какие звуки мы называем гласными?

    Почему?

    В каком замке живут гласные звуки?

    Сколько их всего?

    Назовите гласные звуки.

    № 2

    «Рюкзачок».

    Д.Ф.: В рюкзачке чудесном, что за чудеса,

    В рюкзачке чудесном я принес их вам!

    Детям предлагается вынимать по одному предмету из рюкзачка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Затем подобрать символ-артикуляцию данного звука и пропеть гласный звук с тем настроением, которое изображено на предложенной  картинке.

    № 3

    Динамическая пауза.

    Сопровождается музыкальной аудизаписью.

    Д.Ф.: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного потанцевать! Вы любите танцевать? Вставайте парами, лицом друг к другу. Повторяйте за мной. Д.Ф. показывает движения, а дети повторяют.

    Тук-тук-туки-ток,         Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки,

    Бьет кулак как молоток!           попеременно ставим кулачок на кулачок.

    Тук-тук-тук-туки,        Дети протягивают друг другу руки: один – правую, другой левую,

    Застучали 2 руки!                    затем один хлопает ладонью о ладонь другого ребенка.

    Тук-тук-туки-ток,                    Притопывают правой, затем левой ногой, руки – на поясе.

    Застучал мой каблучок!

    Тук-тук-тук-туки,                    Вытягивают вперед ногу, один – правую, другой – левую,

    Застучали каблучки!               притопывают слегка.

    Тук-тук-тук-туки,                 Дети  хлопают ладонью о ладонь друг друга, вытягивая

    Две ноги и две руки!           руку вперед, притопывают ногой таким образом, что бы

    одновременно совершали движения левая рука и правая нога и наоборот.

    № 4

    Звуковое письмо от почтальона Печкина.

    Д.Ф.: Я принес вам звуковое письмо от почтальона Печкина. В нем задание, когда вы будете его выполнять, то очень важно работать дружно, внимательно, быстро и правильно!

    Вам необходимо будет выделить первый звук в слове, поднять флажок с символом этого звука.

    № 5

    «Собери словечко».

    П.: Ребята, а теперь вам предстоит необычное задание. На картинках «зашифрованы» слова. Вам необходимо будет определить первый звук в названии картинок, затем из данных звуков составить слово.

    П.: Молодцы, «расшифровали» слова! А теперь разделите слово на  слоги и сосчитайте их. (Каждый из детей называет количество слогов, объясняет, почему их столько, припоминая правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

    Д.Ф.: Молодцы ребята, сложные вам предлагались задание, но вы справились! Понравилось вам участвовать в игре — соревновании? А еще я порадовался тому, что, если кто-то затруднялся ответить, то ему помогала вся команда!

    Теперь подсчитаем очки, определим победителя. (Подводится итог). Каждый из участников соревнований постарался, а потому – получает заслуженную награду (Д.Ф. дарит детям сувениры-эмблемы).

    А мне пора идти, я очень спешу встретиться с другими ребятами. До свидания!

    П.: А нам пора возвращаться в нашу группу:

    «1, 2, 3, повернись, в группе «Птичка» окажись!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

    Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

    Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

    Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

    Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи

    Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена  для под...

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с нарушением зрения МБОУ "СК Начальная школа – детский сад № 144»

    Коррекционно-развивающий процесс строится с учётом контингента воспитанников с ОВЗ и их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При обеспечении процесса необходимо реша...