Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasenie_vasilisy_prekrasnoy.pptx2.9 МБ
Файл spasenie_vasilisy_prekrasnoy.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Ц

Слайд 11

Спасибо вам ребята .



Предварительный просмотр:

Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой Ц.                                                                                                                                                  Задачи:                                                                                                              1.Коррекционно-образовательные:                                                                                       

Уточнить и закрепить чёткое произношение звука Ц в слогах, в словах.

Продолжать учить определять позицию звука в словах.

Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Закреплять умения выполнять звуковой  анализ слова.

Отработать умение анализировать словесный состав предложения.                                                        

2.Коррекционно-развивающие:                                                                                                                 

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику.

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.                              

3.Коррекционно-воспитательные:                                                                                   

Формировать навыки сотрудничества.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитывать желание говорить правильно.

Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.

Предварительная работа: Чтение сказки, беседа о сказке.

Оборудование: ИКТ, куклы (Иван-Царевич, Василиса Премудрая), зеркала, предметы на звук Ц, камушки, ракушки, песок (песокотерапия) кочки, сундук.

                                                          Ход занятия:        

1)Организационный момент.

Звучит мелодия  леса.

Логопед: -Как вы думаете, куда мы с вами пришли.                            

Дети: -В лес.

(Слайд №1-Лес)                                                                                                                                                                                                                                                  

Логопед: -А вы знаете сказку о Кощее бессмертном, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве и похитил Василису Прекрасную и запер её в своём замке?

(Слайд №2 Кощей с Василисой)

Дети:-Да.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Логопед: -А кто отправился искать Василису-Прекрасную?                    

Дети: -Иван-Царевич.

(Слайд №3 Иван-Царевич)

Логопед: Иван-царевич шёл по лесу, шёл и заблудился. Ребята, поможем Ивану-царевичу найти Василису-Прекрасную?                                                   

Дети: - Поможем.                                                                                

Логопед: - Отправляемся в путь.

2)  Выделение звука Ц из слова.                                                                                                         

Логопед: - Идёт  Иван-царевич мимо речки и увидел  кого? Ребята, что за эта птица? 

    (Слайд №4-Цапли)

Дети: -Цапля. 

Логопед: -Ребята, какой звук слышится в начале слова цапля?

Дети:- Звук Ц.                                                                                                                          

3) Уточнение артикуляции и произношения звука Ц. Характеристика звука Ц.

Дети берут зеркала и произносят звук Ц.

Логопед: -Взглянул Иван-царевич на своё отражение в воде и произносит ц-ц-ц.  Губки улыбаются, язык поднимается вверх и опускается.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, звук Ц гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?

Дети: - Звук Ц согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: - Ребята, запомните, звук Ц всегда твёрдый.

Логопед: - Ребята, звук Ц будет сопровождать нас в пути и помогать преодолевать препятствия.

4)Развитие фонематического восприятия.    

Логопед: -Услышал Иван-Царевич чей-то голос.                                  

(Звучит таинственный голос: -Ребятаа ).                                      

- Ребята, если вы хотите помочь Ивану-царевичу вы должны выполнить задание. Я  буду называть слова, а вы услышав слова со звуком Ц вы должны будите хлопнуть в ладоши.

Слова: улица, чайка, огурцы, трава, волчица, цифра, вода, танцы, луна, птица, глаза, цепочка.

- Молодцы ребята, вы справились с заданием.

5) Определение позиции звука Ц в словах.

Логопед: - Пошёл Иван-Царевич дальше и увидел дерево, а на дереве развешаны разные предметы. Сейчас каждый из вас достанет с дерева одну картинку и  определит где находится звук Ц в словах (в начале, в середине или в конце слова).

Предметы: Цыплёнок, ножницы, огурец, цветок, пуговица, яйцо, скворец, кольцо, перец, курица.

6) Согласование числительных с существительными.

Логопед:-Двигаемся дальше. Дорога привела нас на лесную полянку. Ребята, кого вы видите на полянке?

   (Слайд №5- Поляна).                                                                                                                                                                            

Дети: (Зайцев, цветов, гусениц).                                                              

Логопед:  -Давайте посчитаем, сколько зайцев, сколько цветков и сколько гусениц на поляне?                                                                                                

Дети: -Один заяц,два зайца,три зайца,четыре зайца,пять зайцев и т.д.

                                                                                                                                                                     Физминутка, релаксация.                                                                                

(Звучит мелодия леса).                                                                         

Логопед: - Что-то устал Иван-царевич лёг на полянке, закрыл глазки  и отдохнул.

7) Знакомство с буквой Ц.

Логопед: - Иван-царевич проснулся и вот что нашёл. Кто догадался, что это?                            

Дети: - Это буква Ц.  

(Слайд №6-буква Ц)

Рассматривание буквы, из скольких элементов состоит буква, на что похожа буква, обведение  буквы по контуру, прорисовывание буквы пальцем в воздухе, рисование на  песке, выкладывание буквы из камушков.

8) Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

Логопед:- Ребята, проголодался Иван-царевич, решил он присесть и покушать. А какая же еда у него в рюкзаке, давайте посмотрим?                                                                      

Дети: - Курица.                                                                                                                          

Логопед: - Давайте мы с вами выложим из букв  слово курица и выполним звуковой анализ цветными камушками.

Выполнение звуко-буквенного анализа слова курица.

9) Чтение слогов.

Логопед: - Иван-царевич наелся и  отправился  дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.                                                    

Логопед: - Прыгая по кочкам нужно прочитать слоги на кочках.                                                        

Чтение слогов ца-цо-цу-цы-це, ац-оц-уц-ыц-ец.                                                                                                                            

Логопед: - Молодцы дети! Выбрались мы из этого болотистого места.

Логопед: - Продолжает Иван - царевич поиски своей Василисы-Прекрасной идет по дороге, торопиться! Как же хорошо спрятал Кощей Василису-Прекрасную, что не может найти ее Иван-царевич. - Как же нам её найти? -Ребята, вот и подсказка.                          

(Слайд №7 - сундук).

Логопед: - Ребята, что это?                                                                                                        

Дети: - Сундук.                                                                            

Логопед: - Вот он, тот самый сундук где Кощей бессмертный спрятал свою жизнь.    

-Давайте, откроем сундук.                                                                                            

Дети: -В зайце утка, в утке яйцо, а в яйце иголка. Иголка это смерть Кощея.

(Слайд №8-схема)                                                                                                                                    

Логопед: - Если мы с вами сломаем иглу пополам, то мы уничтожим Кощея, и  тогда  мы  спасём  с  вами  Василису-Прекрасную).                                                                                                                                      

Подходит один ребёнок и ломает иголку.                                                                                                                          

Логопед:-Вы очень хорошо справились с заданием. Вот  и замок. (Слайд №9-замок)

10)Анализ словесного состава предложения.                                                                                                                        

Логопед: -Осталось только встретить Василису-Прекрасную.

(Слайд №10-Василиса Прекрасная)                                                                                                    

-Посмотрите, что написала нам Василису-Прекрасную. Прочитайте, что тут написано.                                                                                                                        

Дети: Спасибо вам, ребята.

(Слайд №11-предложение)                                                                                                                                                      

Логопед:- Сколько слов в этом предложении? Назовите 3 слово, 2слово,1слово.                                                                                                                                                          

Дети: В предложении Спасибо вам, ребята всего 3слова, 3слово ребята, 2слов вам, 1слово спасибо.                                                                                                                                      

Логопед: -Теперь Иван-царевич сможет с ней жить - поживать и добро наживать.

(Слайд №12-Иван-Царевич и Василиса Прекрасная)

11)Итог занятия. Оценка работы детей, поощрение.                                                                          

Логопед:-Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу. -Что вам понравилось на занятии? -Какой звук и какая буква помогала нам на занятии?                                            

Ответы детей.                                                                                                                                      

-Логопед: -Василиса-Прекрасная  хочет вас отблагодарить  и дарит вам блестящие звёздочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе

Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....

Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи

Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена  для под...

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа

Конспект  занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...

Социально-ориентированный проект в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Актуальность проекта продиктована необходимостью развития связной речи, расширением словарного запаса детей с нарушениями речи, а также  расширением  знаний дошкольников о родном городе, об ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Звук [Э ], буква Э».

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте по теме: «Звук [Э]. Буква Э» в старшей логопедической  группе для детей с ОНР. (2 занятие)...