Главные вкладки

    Социально-ориентированный проект в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
    проект по коррекционной педагогике на тему

    Бочкарева Ольга Станиславовна

    Актуальность проекта продиктована необходимостью развития связной речи, расширением словарного запаса детей с нарушениями речи, а также  расширением  знаний дошкольников о родном городе, об истории своей улицы.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_moya_ulitsa_moy_gorod.doc114.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

     

    Краткосрочный социально-ориентированный проект в подготовительной

     к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

         

    На этой большой планете,
    В огромной такой стране,
    Есть город один на свете,
    Который так дорог мне.

    Проблема:

    Недостаточные знания детей о своем городе,  улице; нечеткое понимание домашнего адреса. Недостаточное развитие связной речи детей.

    Тип проекта:

    По направленности деятельности участников – информационный, социально-ориентированный.

    По продолжительности – краткосрочный (с 1 – 25 октября);

    По составу участников – групповой.

    Участники проекта:

     - дети подготовительной группы компенсирующей направленности;

     - родители воспитанников;

    - педагоги группы;

     -  проект   реализуется в сотрудничестве с библиотекой  «А.С.Пушкина»

    Актуальность проекта

    Актуальность проекта продиктована необходимостью развития связной речи, расширением словарного запаса детей с нарушениями речи, а также  расширением  знаний дошкольников о родном городе, об истории своей улицы.   К сожалению, в семьях  мало уделяется  внимания этой теме.  Родители приобретают большие красочные  энциклопедии о животных, планетах, далеких  странах, но книг о родной земле, родном городе очень мало.  Нашу группу посещают дети  из разных районов города. Многие из них не могут рассказать, чем привлекателен район, в котором они живут, какие объекты находятся рядом с ними. Сами родители не всегда владеют знаниями,  достаточной информацией об истории  своего  города, чтобы передать их детям. Наблюдая за детьми,   отметила, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но составить рассказ дети затрудняются, представления об истории родного города поверхностные,  воспитанники недостаточно знают социально-культурные объекты своего родного города.  Домашний адрес многие  дети называют механически, не понимая, что в адресе означают цифры, не всегда правильно произносят название улицы. Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств к малой Родине.

     В ходе работы над проектом решался целый комплекс задач:

    1. .  Совершенствовать все стороны речи детей, расширять активный и пассивный словарный запас детей, развивать связную речь.
    2. . Формировать у дошкольников познавательный интерес к истории родного города Иркутск, закреплять  умения  детей различать понятия: город, улица, квартира, район, уточнять знания о достопримечательностях города,  названий улиц, символике города.
    3. . Продолжать формировать умение представлять результаты работы в ходе презентации.
    4. . Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
    5. . Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
    6. . Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.

    Предполагаемые результаты проекта:

    1. . Умение детей свободно рассказывать о своем городе, своей улице, осмысленно называть  домашний адрес.
    2. . Понимание детьми значимости малой Родины в жизни каждого человека.
    3. . Умение каждого ребенка представлять свой макет.

    Разработка проекта:

    1. . Донести до участников проекта важность выбранной темы.
    2. .  Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой деятельности,  дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Моя улица.  Мой город».
    3. . Подобрать материал для продуктивной деятельности.
    1. . Разработать анкету для детей «Поговорим о городе».
    2. .  Составить перспективный план мероприятий проекта.

    Шаги по реализации проекта

    Раз                                        раздел программы  

    Формы и методы работы

            Сроки

      Совместная и самостоятельная игровая деятельность

    Сюжетно- ролевые  игры:

    •  «Путешествие по карте города».
    • «Семейный фотограф».
    • «Построим улицу города».
    • « В гости к друзьям» или «Путешествие по     адресам детей    нашей группы».

    Строительные игры по  теме проекта:

    • Лото «Наш город».
    • «Выложи флаг  из фрагментов».
    • Карта - схема «Дорога в детский сад».

    1-25октября

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    3 неделя

    1 неделя

    2 неделя

    4 неделя

    Познавательное развитие

    1. Беседа с детьми  о родном городе, его красоте; чистоте и благоустройстве  вокруг своего дома.
    2. Рассматривание  фотографий, видеоматериалов  с изображением города.
    3. Прослушивание аудиозаписи песен  об Иркутске: «Иркутская история Александр Вулых на стихи Александра Минькова»,  « По Ангаре Александрой Пахмутовой на стихи Николая Добронравова  ««Любимый Иркутск - середина Земли» поэт Марк Сергеев.
    4. Экскурсия по городу к краеведческому музею, библиотеке «Семейного чтения».
    5. Целевая прогулка «А улице Ленина не видно конца», с последующим  составлением карты-схемы района.

    3 октября

     1-25октября

    2 неделя

    1. ноября

    21 ноября

    Речевое                       Речевое   развитие

    1. Беседа- анкета «Поговорим о городе».
    2. Рассказы детей, обмен впечатлениями  во время игровой деятельности, экскурсии по городу, в библиотеку.
    3. Пословицы и поговорки о городе, улице.
    4. Диспут  « Если был бы мэром я».  Что мы можем сделать для своего города?
    5. Презентация  семейной газеты «Моя улица».
    6.  Словесные игры ««Эти родные слова»,

    «Из чего сделано?», «Веселый счет», « Что где находится?», «Ассоциации – город», «Сочиняем свою историю», «Ответь на вопросы».

    1 неделя

    1-25 октября

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    1-25 октября

    Продуктивная

    деятельность

    1. Совместное изготовление   макетов своих домов (родители+ дети+ педагоги).
    2. Рисование и выставка рисунков: «Моя улица», «Любимый город», «Мой дом», «Улица моей мечты».
    3. Фотовыставка «Город, в котором я живу».
    4. Выставка семейных газет и макетов домов в фойе детского сада.
    5. Размещение информации о проекте  на сайте ДОУ. 

    2-11октября

    1-2 неделя

    10 октября

    17 октября

    25 октября

                                                                                                                                                    Работа                                                                                                                                                  с родителями        

    1. Заседание родительского клуба «Мы вместе»:
    • выбор и обсуждение темы проекта, названия проекта.
    • Составление плана реализации проекта.
    1. Подбор материала проекта: фотографий, иллюстраций, книг, видеоматериалов.
    2. Сотворчество детей и родителей на тему «История моей улицы» (создание семейных газет).
    3. Совместное подведение итогов проекта.

    2 октября

    1-2 неделя

    5-18 октября

    24 октября

    Беседа-анкета для детей «Поговорим о городе»

    Что мы знаем про наш город

    Что мы хотим узнать

    Как мы узнаем

    В нашем городе красивые дома, много улиц. Даша С..

     В городе было много магазинов красивых. Лиза С.

    В городе есть большая река Ангара. По ней можно плавать и купаться. Дима А.

    Раньше жили в маленьких деревянных домах.

     Есть церкви, они очень большие. Там красиво. Эллина.

     В «Цирке» выступают разные артисты. Егор.

    У нас есть много театров среди них для детей театр «Аистенок» Варя

    Сколько лет нашему городу? Дима А.

    Почему наш город называется Иркутск?  Соня С.

    Что было раньше на месте города? Гоша Б.

    Какой дом построили самый первый? Костя.

    Почему у нас есть старые и новые дома?  Лиза С.

    Будет в нашем городе новый цирк? Поля.

    Что находится в нашем музее? Соня Т.                                                        

    Спрошу у взрослых.

    Спрошу у воспитателя.

    Посмотрим фотографии.

    Посмотрим с папой в Интернете.

    Спрошу у взрослых

    Узнаем у взрослых.

    Сходим в музей.                                                         

    Вывод: У детей имеются представления о родном городе, но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города.

    В библиотеке « А.С. Пушкина»  Мой дом      Выставка семейных газет «Моя улица»

       

    Много красивых улиц в нашем городе!

    Описание полученных результатов

    Подводя итог можно сказать, что данный проект был нужен и важен в работе с детьми с нарушением речи.  Реализация проекта позволила достичь следующих результатов в работе с детьми:

    1. Словарь детей  пополнился  словами: площадь графа Сперанского “Храм Казанской Божьей Матери” Польский костел , “Музей Боевой Славы” Музей пожарной охраны ,Дом Волконского, Иркутский областной историко-мемориальный музей спорткомплекс, сбербанк, автостанция,, водохранилище, здание администрации, торговый комплекс, центр города, первопроходцы, мемориал.
    2. Дети научились составлять рассказ о своем городе.
    3.  Получили удовольствие, испытывали гордость  от выполненной работы совместно с родителями, старшими братьями.
    4. Дети стали четко понимать свой домашний адрес,  научились правильно называть улицы микрорайона  «Ленина», «Володарского», «Дзержинского»,  «Чехова», «Тимирязева»  «Карла Маркса».
    5. Наблюдается повышенный познавательный интерес к социально-культурным объектам нашего города.
    6. Дети получили опыт  выступления перед сверстниками и взрослыми.
    7. Стали лучше ориентироваться в городе, в  своем микрорайоне.

    Практический материал к проекту «Моя улица. Мой город»

    Пословицы и поговорки

    Что город-то норов.

    Своя земля и в горсти мила.  

    На чужбине родная землица во сне снится.  

    Родная сторона - мать, чужая - мачеха.  

    Родина - мать, умей за нее постоять.

     На чужбине, словно в домовине.  

    Чужбина - калина, родина - малина.

    На чужбине и собака тоскует.

    На родной стороне и камешек знаком.

     Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

    Словесные игры и упражнения на совершенствование

     грамматического строя и связной речи детей с ФФН

    Дети с нарушением речи неточно употребляют многие слова, предложения используют чаще простые. Достаточно много ошибок в окончаниях слов, неправильном ударении.

    Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, чаще использовать игровые приемы, в том числе и при реализации проектов, можно добиться значительных результатов. Игры, упражнения научат детей правильно согласовывать существительные с другими  частями речи в разных падежах, привлекут внимание ребенка к слову, помогут вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений.

    «Веселый счет» или «Два-пять».

    Детям предлагается считать предметы от 2до5.

     Например: один город, два города, …, пять городов;

     одно здание, два здания, …, пять зданий;

     один проспект, два проспекта, …, пять проспектов.

    «Подбери словечко» (по образцу).

    Город-городок-городишко.

    Дом - домик – домишко.

    «Эти родные слова».

    Назвать как можно больше родственных слов к словам по теме проекта (город, дом, улица). Например: город-городок, городить, изгородь, городской, загородный.

    «Ответь на вопросы». 

    Можно использовать картинки.

    Что это? – высокий дом (здание).

    Нет чего? – высокого дома (здания).

    Дать чему? – высокому дому (зданию).

    Вижу что? – высокий дом (здание).

    Где стоит антенна (на чем)? – на высоком доме (здании).

    Над чем летит самолет (птица)? – над высоким домом (зданием).

    «Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных).

    Здание из кирпича. Значит оно какое? (кирпичное).

    Здание из камня. Значит оно какое? (каменное).

    Здание из бетона. Значит оно какое? (бетонное).

    Здание из дерева. Значит оно какое? (деревянное).

    «Хитрые вопросы».

    Без чего нет дома?

    Без чего нет города?

    Без чего нет улицы?

    Для чего нужны города?

    Вопросы подбираются согласно тематике проекта.

    «Сочиняем свою историю».

    В эту игру можно играть с мячом, передавая  его друг другу. Ведущий начинает рассказ «Однажды в наш город приехал…». Далее каждый из детей по очереди придумывает  продолжение рассказа, наделяя его новыми персонажами, событиями, развивая сюжет. Последний игрок заканчивает рассказ. Затем все вместе дети повторяют рассказ, который у них получился.

    Игра-соревнование «"Какой? Какая? Какое?».

    Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    Игра пройдет  интереснее, если играть всей или малой группой, т.к. соревновательный азарт будет способствовать интересу у детей  к таким играм.

    Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например:  улица (какая она?) – широкая,  красивая, асфальтированная,  длинная, шумная, чистая, ровная. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    "Похожие слова".

    Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

    Труд-завод-работа;

    перекресток-проспект-переулок;

    дом-здание-квартира;

    посёлок-город-жители;

    приятель-друг-враг.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового открытого занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

    Тема: Звук и буква Т. Цель: 1. Четкое произнесение звука Т. 2. Знакомство с буквой. 3. Выделение на слух из слов. 4. Закрепление представлений о мягкости согласных, различение на слух Т-Т`. 5. Упражне...

    Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

    Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

    Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

    Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

    Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи

    Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена  для под...

    Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».

    Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».Цели:Нау...