Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи с 4 до 7 лет).
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шелудякова Ольга Викторовна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma.docx100.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

х. Красный Кут Октябрьского района

                                                            Утверждаю:

                                                            Заведующий  МБДОУ №26 д/с «Колосок»                                                                                          

                                                            Нестеренко Н.П.

                                                            Приказ № 20/1

                                                             от «29» мая 2015 г.                                                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР (общее недоразвитие речи с 4 до 7 лет)

2015-2017 г. г.

Составитель: учитель-логопед  Шелудякова О.В.  

Высшая  квалификационная категория

Принято

Протокол педсовета № 4

От «26» мая 2015 г.

Содержание:

I. Целевой раздел:

1.Пояснительная записка…………………………………………………….3 - 10

1.1 Введение……………………………………………………………………3 -4

1.2. Цели, задачи, реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Основные направления коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………4 - 5

 1.3.Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы………………………………………………………………………..6

1.4.Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС………………………………………………………..6 -7

1.5. Особенности развития речи дошкольников с ОНР……………………..7 - 8

2. Планируемые результаты освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования……………………..8 - 10

2.1.Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками

коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования (в виде целевых ориентиров)………………………………………………………….8 - 9

2.2.Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования с учетом особенностей региона проживания – Ростовской области………………..9 - 10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

3.Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ…………………………10 - 12

3.1. Содержание образовательных областей (обязательная часть)…………..10

3.2.Содержание образовательных областей (формируемая часть)……...10 - 11

4.Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Организация образовательной деятельности……………...11 - 12

5.Особенности организации педагогического процесса в логопедических группах для детей с ОНР…………………………………………………..12 - 15

5.1.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР………………………………….15 - 17

5.2.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе…………………………………17 - 18

5.3.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР………………………………….18 - 19

5.4.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе…………………………………19 - 20

5.5.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР…..20 - 21

5.6.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в  подготовительной к школе логопедической группе……………21 - 22

6.Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………23 - 24

7.Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей………………..24 - 25

8.Проектирование образовательного процесса………………………………25

8.1.Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (старшая логопедическая группа)………………………………25

8.2.Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (подготовительная логопедическая группа)……………………25

8.3.Комплексно-тематическое планирование в средней логопедической группе…………………………………………………………………………….25

8.4.Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической группе……………………………………………………………………………25

8.5.Комплексно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе………………………………………………………….25

III. Организационный раздел

9.Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания………….9

10.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса………………………………26 - 34

11.Методическое обеспечение……………………………………………..34 - 35

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        
  1. Пояснительная записка

1.1 Введение.

        Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет  с общим недоразвитием речи II - III уровня, посещающих старшую и подготовительную логопедические группы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» х. Красный Кут Октябрьского (с) района Ростовской области.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
  • Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Программным документом Министерства образования РСФСР «Примерная адаптированная  программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.; «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной.
  • Основной Образовательной Программой дошкольного учреждения - детского сада   комбинированного вида № 26 (далее ДОУ). Протокол педсовета № 4 от 26 мая 2015 г.
  • Положением  о логопедических группах ДОУ;
  • а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

        Рабочая программа разработана на период 2015-2016 учебного года (с 01.09.2015 по 30.06.2016 года). Проблема воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательном пространстве требует

3

деликатного и гибкого подхода, так как известно, что дети, имеющие

нарушения речи, испытывают значительные затруднения в общении, в освоении грамоты и письма, поэтому им необходима помощь для успешного интегрирования в общеобразовательную группу. При разработке программы учитывался контингент детей логопедической группы.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей со  вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при ОНР.

1.2. Цели, задачи, основные направления реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Цель программы:  построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи программы: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития

4

личности каждого ребенка. Отражая специфику работы в логопедической

группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, «Рабочая программа» включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.  

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.
  • Развитие психических функций.
  • Формирование целостной картины мира.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы.
  • Конструктивно-модельная деятельность.
  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.
  • Формирование гендерных и гражданских чувств.
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
  • Совместная трудовая деятельность.
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

5

1.3.Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.4.Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

6

ключевыми в развитии дошкольников;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.5. Особенности развития речи дошкольников с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).  Дети со  вторым уровнем речевого развития имеют активный словарный запас, который расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики, используют местоимения, союзы, иногда простые   предлоги. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка

7

включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования.  По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно- ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

2.Планируемые результаты освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования.

2.1.Планируемые результаты как ориентиры  освоения воспитанниками

коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования (в виде целевых ориентиров).

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.  Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы, они  даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

8

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

2.2.Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  дошкольного образования с учетом особенностей региона проживания – Ростовской области.

Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном хуторе – Красный Кут, родном районе  - Октябрьском, Ростовской области, ближайших городах – Ростове-на-Дону, Шахты, природе Ростовской области, истории родного края, о людях, прославивших Ростовскую землю. Может рассказать о своем родном хуторе, районе, назвать его, знает

9

государственную символику Ростовской области. Имеет представление о карте родного края.

Знает представителей растительного и животного мира Ростовской области, имеющиеся на территории заповедники.

Имеет первичные представления о правилах поведения дома, на улице, в транспорте, знает правила  обращения с опасными предметами, элементарные правила поведения на дороге, в лесу, парке.

У ребенка развито фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, владеет элементарными навыками письма и чтения.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

3.Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.

       3.1. Содержание образовательных областей (обязательная часть).

Содержание образовательных областей подробно изложено в  Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет-Н. В. Нищева, 2014.

     

       3.2.Содержание образовательных областей (формируемая часть).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми таких правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., СтеркинаР.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей  старшего дошкольного возраста).

Формирование  экологической воспитанности у дошкольников, предполагающей развитие у детей представлений. Знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой. (Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. 2010 г.)

Формирование у детей представления и первичных знаний о настоящем и прошлом родного города, о памятных местах, об исторических событиях, связанных сродным городом, о природе своей малой родины, земляках-героях, традициях, обычаях и ремеслах родной Донской земли.

10

(Елжова Н.В. История Донского края (часть 1-2). Методическое пособие – Волгодонск. 2006.)

Овладение определенными навыками нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми карандашами, флуоресцентными и перламутровыми карандашами, формирование элементарных эмоционально' выразительных приемов взаимодействия с гуашью. (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.)

Развитие интереса у детей к конструированию по рисункам, чертежам, фотографиям, образцу и замыслу из разного материала.

(Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.:ТЦ СФЕРА, 2010. - 240с.)

Развитие активного восприятия музыки посредством музыкально фольклора, музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) на основе использования обрядовых песен, танцев, закличек. (Мерзлякова С.И.,  Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста -М., «Владос» 2001г.)

Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического здоровья и навыков здорового образа жизни. (Пензулаева Л.И. Физкультурное занятие в детском саду. 2010 г.)

4.Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Организация образовательной деятельности.

 Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май, июнь.

Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы. В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого- медико-педагогическом совещании при заведующем ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального

11

развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы. С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.

Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. Заведующий ДОУ утверждает план работы логопедической группы в начале каждого периода работы. Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника. В средней, старшей и подготовительной группах логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В среду - индивидуальную работу с детьми в первой половине дня, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. На работу с одной подгруппой детей в средней группе — 15 минут, в старшей группе — 20 минут, в подготовительной к школе группе — 30 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне — при переходе детского сада на летний режим работы. В связи с тем, что в логопедической группе проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10—15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.  

5.Особенности организации педагогического процесса в логопедических группах для детей с ОНР

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

12

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам

общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением

13

связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления

Специалист

Форма

Задачи, направления

Учитель-логопед

Индивидуальные занятия

Согласно индивидуального коррекционного маршрута

Педагог-психолог

Подгрупповые психопрофилактические занятия/тренинги

Развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер.

Индивидуальные занятия

Коррекция нарушений познавательной сферы.

Воспитатель

Индивидуальные логопедические занятия

По заданию логопеда.

Индивидуальные занятия

По итогам результативности фронтальных занятий.

Логопедический комплекс

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, темпо-ритмическая гимнастика (по заданию логопеда).

В течение дня

Закрепление у детей речевых навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях.

Расширение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов.

Инструктор по физической культуре

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Дыхательная гимнастика.
Коррегирующие упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики.
Коррекция двигательных навыков.

Музыкальный руководитель

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Развитие координации движений.
Музыкотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие сенсорной культуры.

5.1.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

        С октября по май (включительно) проводится в неделю 14 коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку.

15

Учебный план

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы)

1

«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) и «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)

2

«Познавательное развитие» (развитие математических представлений)

2

«Художественно эстетическое развитие» (рисование)

1

«Художественно-эстетическое развитие» (лепка/аппликация)

1

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие)

2

«Физическое развитие» (физическая культура)

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.  

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика _____________________ 7.00—8.25 Подготовка к завтраку, завтрак _____________________________ 8.25—8.55 Подготовка к занятиям _____________________________________ 8.55—9.00 1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупп. логопедическое занятие 9.00—9.15

2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупп. логопедическое занятие 9.25—9.40

3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупп. логопедическое занятие  9.50—10.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми, подготовка к прогулке, прогулка _______10.00—12.15 Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, чтение художественной литературы _______________________ 12.15—12.30 Подготовка к обеду, обед _________________________________ 12.30—13.00 Подготовка ко сну, сон __________________________________ 13.00—15.00 Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры _______ 15.00—15.25 Подготовка к полднику, полдник __________________________ 15.20—15.50 Вечернее занятие _______________________________________ 15.50—16.05

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей _____________________________ 16.05—16.15 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой _______________ 16.15—18.00 Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, уход домой  18.00—18.15  

Примерное расписание работы логопеда 

Первое подгрупповое занятие ______________________________ 9.00—9.15

16

Второе подгрупповое занятие _______________________________ 9.25—9.40 Третье подгрупповое занятие ______________________________ 9.50—10.05 Индивидуальная работа с детьми __________________________ 10.10—12.30 Участие логопеда в режимных моментах ___________________ 12.30—13.00  

5.2.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни сохраняет некоторые черты среды для малышей и иметь свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется, поэтому пространственная организация среды в средней группе предусматривает  достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, среда комфортна и безопасна. Оборудована  «дорожка движения», где с помощью символов или фотографий указаны двигательные задания для малышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам. Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого имеются ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п. Игрушки и предметы отражают все многообразие окружающего мира и соответствуют реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон.
Игрушки и предметы чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры.  Сюжеты игр просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые содержат фигурки животных разных размеров, кукол обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления.Учтено, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не слишком часто меняем игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.
В средней логопедической группе особое внимание уделено развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому имеется достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с

17

застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В зонах для развития мелкой моторики имеются природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также используютс контейнеры с крышками разных форм и размеров. У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание уделяется оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором имеются картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам.

5.3.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку.

Учебный план

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы)

1

«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) и «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)

2

«Познавательное развитие» (развитие математических представлений)

2

«Художественно эстетическое развитие» (рисование)

1

«Художественно-эстетическое развитие» (лепка/аппликация)

1

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие)

2

«Физическое развитие» (физическая культура)

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.        

Примерное расписание работы логопеда 

18

Первое подгрупповое занятие ______________________________ 9.00—9.20 Второе подгрупповое занятие _______________________________ 9.25—9.45 Третье подгрупповое занятие ______________________________ 9.50—10.10 Индивидуальная работа с детьми __________________________ 10.05—12.30 Участие логопеда в режимных моментах ___________________ 12.30—13.00  

5.4.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей логопедической группе

Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей логопедической группе, я руководствовась возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР. Прежде всего, учитывала, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.

В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.

В центре «Играем в театр»  представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Р. С. Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни учим рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Очень важно проведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Особое значение имеет использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных

19

игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, поэтому для них созданы условия для проведения игр-соревнований, дети более активно привлекаются к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды созданы и наполнены необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) имеют место в кабинете логопеда. Дети привлекаются к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе практически полностью заменяется оборудование во всех центрах еженедельно, оставляется небольшая часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.

5.5.Особенности организации коррекционно-развивающей работы в  подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом.

Учебный план

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы)

1

«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность), «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)

2

«Познавательное развитие» (развитие математических представлений)

2

«Художественно эстетическое развитие» (рисование)

1

Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация)

1

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие)

2

«Физическое развитие» (физическая культура)

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.        

Примерное расписание работы логопеда 

Первое подгрупповое занятие ______________________________ 9.00—9.30 Второе подгрупповое занятие _____________________________ 9.35—10.05 Третье подгрупповое занятие _____________________________10.10—10.40 Индивидуальная работа с детьми __________________________ 10.45—12.30 Участие логопеда в режимных моментах ___________________ 12.30—13.00  

5.6.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной к школе логопедической группе

Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это учтено при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке имеется достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.

6 лет — сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

Детям предоставлена детям возможность для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» имеется картотека разнообразных словесных игр.

Пространственная среда организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающих предметов, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с ОНР при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В таком ситуации взрослый  - равноправный партнер своих воспитанников, он оказывает им необходимую помощь.

В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учтено при организации жизненного

21

пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог создает такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносит элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, помогают формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети используют для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготавливают «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности имеются материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.

В логопедическом кабинете развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда  представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности.    

Обязательное оборудование -  настенный и разрезной алфавит150, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т.п.

Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин.

В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно  находится две-три серии картинок и две-три сюжетных картины. В работе над лексическими темами используются репродукции картин известных художников, репродукции картин для оформления интерьера кабинета, раздевалки, группового помещения.

Столы для подгрупповых занятий в подготовительной к школе группе  рассчитаны на двух человек для того, чтобы дети привыкали к работе за партами в школе в дальнейшем. Еженедельную замену оборудования в кабинете в этой возрастной группе дети производят самостоятельно под руководством логопеда.

22

6.Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

      Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

      В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.

        Методические рекомендации,  подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей,

23

создавать творческие игровые ситуации.

       Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

        На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

        Специально для родителей детей, посещающих логопедические группы имеются материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания. Полезные для родителей материалы включены и в книгу «Если ребенок плохо говорит».

7.Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей.

 Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению

24

или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Логопед составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

8.Проектирование образовательного процесса.

8.1.Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (старшая логопедическая группа).

Планирование представлено в Приложении 1.

8.2.Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (подготовительная логопедическая группа)

Планирование представлено в Приложении 2.

8.3.Комплексно-тематическое планирование в средней логопедической группе.

Планирование представлено в Приложении 3.

8.4.Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической группе 

Планирование представлено в Приложении 4.

8.5.Комплексно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе

Планирование представлено в Приложении 5.

25

III. Организационный раздел

9.Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Вид помещения

социально-бытового

и иного назначения

Количество

Наименование оборудования,

ТСО

Количество

1

Прогулочные площадки

2

Беседка

Стол

Лавки

Оборудование

2

3

6

15

9.

Игровая комната

2

Шкаф для посуды

Шкаф для игрушек

Шкаф секционный

Стол детский

Стул детский

Ковёр

Детская игровая мебель

Магнитофон

Телевизор

2

7

7

20

40

2

2

2

10.

Спальная комната

2

Кровати

Стул взрослый

Стол письменный

Шкаф для пособий

40

2

2

2

11.

Умывальная

2

Шкафчики для полотенчиков

40

12.

Раздевальная комната

2

Шкаф для одежды

Банкетка

40

6

14.

Кабинет учителя-логопеда

1

Стол письменный

Стул взрослый

Шкаф для пособий

Стол детский

Стул детский

Зеркало

Доска

Магнитофон

2

2

4

3

6

1

1

1

15.

Музыкальный зал

1

16.

Физкультурный зал

1

10.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.  В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

 ПОСОБИЯ:

 Для проведения логопедического обследования:

1.Обследование звукопроизношения;  2. Обследование понимания речи;  3.

26

Обследование связной речи;  4. Обследование грамматического строя речи;  5. Обследование состояния словарного запаса;  6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;  7. Обследование слоговой структуры слова;  8. Счетный материал для обследования;  9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей; 10.  Картинки и тексты  

Для формирования правильного звукопроизношения:

1.Артикуляционные упражнения (карточки);  2. Профили звуков;  3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;  4. Пособия для работы над речевым дыханием;  5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;  6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;  7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.  

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа: 

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;  2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;  3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;  4. Тексты на дифференциацию звуков 5.  Для обучения грамоте (чтению и письму): 1. Магнитный алфавит;  2. Настенный алфавит;  3. Бумажный алфавит;  4. Схемы для анализа предложений;  5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;  6. Логопедические буквари; 7. Кассы букв на каждого ребенка.    

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи: 

1. Предметные картинки по всем лексическим темам. 2.Предметные картинки на подбор антонимов; 3. Предметные картинки на подбор синонимов;  4. Многозначные слова; 5. Предметные картинки «один-много»;  6. Схемы предлогов;  7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;  8. Пособия на согласование слов;  9. Деформированные тексты и др.  

Для развития связной речи: 1. Серии сюжетных картинок;  2. Сюжетные картинки;  3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;  4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Скамеечка или 3—4 стульчика для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.

5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

6. Спирт.

7. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные

27

игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)

8. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

9. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями

10. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения113.

113 Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения

11. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи114.

12. «Мой букварь»

13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

14.«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

15. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.

16. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка».

17. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад».

18. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

19. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.

20. Картотека словесных игр.

21. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования

грамматического строя речи.

22. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).

23. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.).

24. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.

25. Разрезной и магнитный алфавит.

28

26. Алфавит на кубиках.

27. Слоговые таблицы.

28. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.

29. Наборы игрушек для инсценировки сказок.

30. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).

5. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивыания стихов и пересказа текстов.

9. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.

10. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).

11. Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» и др.).

12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.

13. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Москвы и родного города116.

14. Карта родного города и района, макет центра города.

15. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).

16. Глобус, детские атласы.

17. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.).

18. Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)

Центр науки и природы в групповом помещении

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Стеллаж для пособий и оборудования.

3. Резиновый коврик.

4. Халаты, передники, нарукавники.

29

5. Бумажные полотенца.

6. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.).

7. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9. Микроскоп, лупы, цветные стекла.

10. Пищевые красители.

11. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

12. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

13. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).

14. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.

15. Коврограф.

16. Игра «Времена года».

17. Календарь природы.

18. Комнатные растения (по программе) с указателями.

19. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

20. Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом для рыбок.

Центр математического развития

1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Шнур-затейник» и др.).

4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.)

5. Рабочие тетради «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6)

6. Набор объемных геометрических фигур.

7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).

8. Счеты, счетные палочки..

Центр «Наша библиотека» в групповом помещении

1. Стеллаж или открытая витрина для книг.

2. Столик, два стульчика, мягкий диван.

3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.

4. Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки,

потешки, игры.

30

6. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.

7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.

3. Кубики с картинками по всем темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.

5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камешками).

6. Массажные мячики разных цветов и размеров.

7. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.).

8. Флажки разных цветов (10 шт.).

9. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

10. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

11. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

12. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

13. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

14. Игрушка «Лицемер».

Центр «Учимся конструировать» в групповом помещении

1. Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

3. Игра «Танграм».

4. Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6. Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.

7. Кубики с картинками по изучаемым лексическим темам.

8. Блоки Дьенеша.

9. Палочки Кюизенера.

Центр «Учимся строить» в групповом помещении

1. Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты», «Кремль».

3. Игра «Логический домик».

4. Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т.п.).

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.).

6. Макет железной дороги.

7. Транспорт (мелкий, средний, крупный).

31

8. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

9. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр художественного творчества

1. Восковые и акварельные мелки.

2. Цветной мел.

3. Гуашевые и акварельные краски.

4. Фломастеры, цветные карандаши.

5. Пластилин, глина, соленое тесто.

6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.).

7. Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций).

8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.

9. Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами.

11. Коврограф.

12. Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель».

Музыкальный центр в групповом помещении

1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

3. «Поющие» игрушки.

4. Звучащие предметы-заместители.

5. Ложки, палочки, молоточки, кубики.

6. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».

7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).

8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).

Центр «Играем в театр» в групповом помещении

1. Большая ширма.

2. Настольная ширма.

3. Стойка-вешалка для костюмов.

4. Настенное зеркало.

5. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания трех сказок («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди»).

6. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой,

32

кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания этих же сказок.

7. Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр.

8. Грим, парики.

Центр сюжетно-ролевой игры в групповом помещении

1. Большое настенное зеркало.

2. Куклы разных размеров.

3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.

4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

5. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

6. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

Центр «Умелые руки» в групповом помещении

1. Нищева Н. В. Все работы хороши. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

2. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

3. Нищева Н. В. Кем быть? — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

4. Нищева Н. В. Защитники Отчества. Покорители космоса. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

5. Набор инструментов «Маленький плотник».

6. Набор инструментов «Маленький слесарь».

7. Контейнеры с гвоздями, шурупами, гайками.

8. Детские швабра, совок, щетка для сметания мусора с рабочих мест.

9. Контейнер для мусора.

10. Рабочие халаты, фартуки, нарукавники.

Физкультурный центр в групповом помещении

1. Мячи средние разных цветов.

2. Мячи малые разных цветов.

3. Мячики массажные разных цветов и размеров.

4. Обручи.

5. Канат, веревки, шнуры.

6. Флажки разных цветов.

7. Гимнастические палки.

8. Кольцеброс.

9. Кегли.

10. «Дорожки движения».

11. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

12. Детская баскетбольная корзина.

13. Длинная скакалка.

14. Короткие скакалки.

15. Летающая тарелка (для использования на прогулке).

16. Нетрадиционное спортивное оборудование.

33

17. Массажные и ребристые коврики.

18. Тренажер из двухколесного велосипеда типа «Малыш».

19. Поролоновый мат.

20. Гимнастическая лестница.

11.Методическое обеспечение

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I)

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II)

Нищева Н. В. Мы едем, едем, едем... Виды транспорта

Нищева Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.

Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки.

Нищева Н. В. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.

Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. Серии картинок и тексты бесед.

Нищева Н. В. Раз комета, два планета. Демонстрационные плакаты и беседы для формирования у дошкольников первичных представлений о звездах и планетах.

Нищева Н. В. Наш детский сад 2. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.

Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.

Нищева Н. В. Планшеты для оформления информационных стендов в групповой раздевалке — спб.: «Издательство «Детство-пресс», 2011.

Буренина А. И. Ритмическая пластика. — СПб., 2009.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — СПб., 2010.

Логинова Е. А. Нарушения письма, особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. — СПб., 2007.

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой — М. 2005.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной — М., 2003.

Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб., 2010.

Михайлова З., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. — СПб., 2010.

Михайлова З., Чеплашкина И. Математика — это интересно. — СПб., 2009.

Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей

34

дошкольного возраста. — СПб., 2008.

Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Кириллова Ю. А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2014.

Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам. — СПб., 2009.

Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. — СПб., 2010.

Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.

Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб., 2004.

.

35

Приложение 1

Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (старшая логопедическая группа).

Приложение 2

Перспективный план работы по формированию фонематического восприятия (подготовительная логопедическая группа).

Приложение 3

Комплексно-тематическое планирование в средней логопедической группе.

Приложение 4

Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической группе.

Приложение 5

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет  на логопедическом пункте...

Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с заключением «Общее недоразвитие речи»

Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с заключением «Общее недоразвитие речи»...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей 6 - 7 лет.

    Основная  цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений разв...

Логоритмическое занятие «Космическое путешествие» в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой у детей с ОНР. Формировать знания детей о космосе; познакомить детей с планетами Солнеч...

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»...