Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мушкова
Тема: Школа. Школьные принадлежности .
 
Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в системе подготовки  к обучению грамоте дошкольников с ОНР, закрепление названий и назначений учебных принадлежностей. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mushkova.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ. 

Автор: учитель-логопед Мушкова Елена Алексеевна

Организация: МБДОУ  № 73

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск 2020 г.

Тема: Школа. Школьные принадлежности .

Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в системе подготовки  к обучению грамоте дошкольников с ОНР, закрепление названий и назначений учебных принадлежностей.

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Формирование лексико-грамматических категорий  по теме

 «Школа . Школьные принадлежности»

2.Закрепить понятия «звук», «слово», «предложение», «ударение» ,  «буква»  слог».

3.Закрепить умение детей делать звуковой анализ слов , определять  место звука в слове (начале, конце, середине слова.

4.Делить слова на слоги.

5. Ставить ударение.

6.Закреплять навыки печатания слов.

5. Составлять предложения  по заданной схеме с изученными предлогами , определять порядок слов в предложении.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР.

3.Развитие психических процессов - зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.

4.Развитие мелкой моторики.

5.Координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

1.Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.

2.Активность.

3.Инициативность.

4. Самостоятельность.

Оборудование: 

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация «Школа. Школьные принадлежности»,  аудиозапись «Звуки природы»; кроссворд

2 портфеля, школьные принадлежности (книга, карандаш, линейка, тетрадь, ластик) звонок, баночки с краской, кисточки, листы с восковыми надписями; цветовые сигналы звуков, картинки школьных принадлежностей ,схемы предлогов; шоколадные «медали» для детей  .

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети заходят в музыкальный зал под веселую музыку, приветствуют гостей. Позже в зал вбегает мальчик Растеряшка с двумя рюкзаками .

Растеряшка: здравствуйте ,ребята!

Логопед: Здравствуй мальчик а ты кто

Я Растеряшка:

Логопед а куда ты собрался

Растеряшка: я собрался в школу а меня не берут

 Логопед: почему тебя не берут

 Растеряшка: потому ,что я ничего не знаю ,у меня ничего нет. Помогите мне собраться в школу .

Логопед:

 -Ну, что ребята ,поможем мальчику Растеряшке ?

Ответ детей:- (да).

2.Лексико- грамматическая сторона речи 

Логопед:

- Зачем дети ходят в школу?

- В какое время года дети начинают учиться?

- Как называют детей, которые ходят в школу? (школьники, ученики

- Растеряшка, оставайся с нами и вместе  с ребятами превратимся в учеников и отправимся в школу.

Логопед звонит в колокольчик.

- Что это? (звонок)

- А что звонок обозначает в школе? (начинается урок). Дети садятся на стулья полукругом

Слайд Загадки о тетради ручке карандаше букваре и.т.д

 Кроссворд на мольберте

Первое задание для моих учеников называется «Отгадай  загадку и запиши название в кроссворд. .Я спрашиваю только тех, кто будет  поднимать руку. Как только правильно отгадана загадка -появляется изображение на экране и тот ребёнок- который правильно назвал- вписывает слово в кроссворд.

Ну вот кроссворд заполнен но остались ещё загадки.

Слайд Назовите все эти предметы одним словом- школьные принадлежности

Итак-  без чего Растеряшка отправился в школу..без портфеля без ручек и.т.д 

Слайд Игра «4-й лишний»

Логопед: - Вы должны найти лишний предмет, обосновать свой ответ (лишний …., потому что…);

Слайд Игра  «Скажи наоборот» -тетрадь широкая - а линейка узкая и.т.д

Слайд Игра «Что для чего нужно» ручка писать, книга –читать и.т.д

Логопед звонит в колокольчик.

- Что это? (звонок)

- А что звонок обозначает в школе? (начинается перемена)

- На перемене дети отдыхают. И мы с вами отдохнём. 

Физминутка Слайд

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали  И по кругу побежали.

2. Фонетическая сторона речи

Логопед звонит в колокольчик.

- Что это? (звонок)

- А что звонок обозначает в школе? (начинается урок).

Дети садятся за столы.

Игра «Послушаем тишину» (включается магнитофон с записью звуков природы: пение птиц, журчание воды и т.п.)

Логопед:

- Что вы услышали? (дети отвечают)

- Это всё звуки природы. Человек тоже издаёт различные звуки. Какие бывают звуки?

Дети называют различные звуки, затем их систематизируют:

Гласные - согласные: твёрдые - мягкие,  звонкие - глухие.

Слайд Игра «шифровка»

 Логопед:

Посмотрите на экран (на нём цветовые сигналы звуков – звуковые схемы слов) Здесь зашифрованы названия предметов (дети отгадывают ). 

3.Подготовка к обучению грамоте

Работа в тетради. Задание: по заданным звукам из слов составить новое слово. Получившиеся слова записать в тетрадь.

Последний звук слова МАЛЫШ

Первый звук слова К РЫША

Последний звук слова ЭСКИМО

Второй звук слова КЛ АД

Третий звук слова СКА ЗКА

Какое слово у вас получилось (школа )

Закрепление слогового состава слова

Логопед: Сколько слогов в слове школа? Ответ -2

Какой слог ударный? Ответ- первый. Разделите слово на слоги в тетради с помощью карандаша. 

Работа над предложением. Закрепление знания предлогов.

Логопед:

- Мы назвали с вами много слов. А что получается, если соединить несколько слов? (Предложение)

- НА, ЛЕЖАТЬ, КНИГИ, ТЕТРАДЬ, ПАРТА – это предложение? (Нет)

- Составьте из этих слов предложение (Книги, тетради лежат на парте)

- В предложении слова «дружат» друг с другом.

Подобная работа ведётся со словами: Ученица, портфель, достать, пенал, из; Школьники, урок, отвечать, на, хорошо.

Логопед:

- С какой буквы пишется первое слово в предложении? Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Что мы ставим в конце предложения? (Дети отвечают)

- А теперь сами составьте предложение с вашей картинкой и с предлогом (детям раздаются таблички с различными предлогами – НА, В, ПОД, ЧЕРЕЗ, ЗА,ПО,).

Дети самостоятельно составляют предложения. 

В тетрадях нарисуйте схему предложения.

 Физминутка.

Логопед звонит в колокольчик.

- Что это? (звонок)

- А что звонок обозначает в школе? (начинается перемена)

-  И мы с вами поиграем. 

Подвижная игра « Кто быстрее ?»

Цели: развивать внимание, ловкость, умение сосредоточиться,  дифференцировать  понятия «Игрушки» и «Школьные

принадлежности».

Ход игры

Перед участниками на двух столиках лежат школьные принадлежности и игрушки вперемешку. У каждого столика - портфель.

Логопед  мы сейчас разделимся на две команды по 2 участника и устроим соревнование «Кто быстрее соберёт портфель». По моему сигналу обе  команды подбегают к своему столику и кладут в рюкзак по одному школьному предмету до тех пор пока все школьные принадлежности не окажутся внутри. Не забудьте сначала сложить нужные предметы в пенал.

 И ты Растеряшка тоже собирай свой портфель Когда портфели будут собраны, члены жюри оценят, кто справился с заданием лучше (оцениваются скорость и правильность выполнения задания.

Дыхательная гимнастика

«Поиграем животиками»

Цель: формирование диафрагмального дыхания

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 – выдох.

«Носик и ротик поучим дышать»

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Сначала дети выполняют вдох носом и выдох носом (2-4 раза, показывая указательным пальчиком на свой нос. Затем 2-4 раза производится вдох носом, а выдох ртом. Вдыхая носом, дети дотрагиваются указательным пальцем до носа; а выдыхая ртом, подносят ладони ко рту, но не дотрагиваются, а лишь тактильно контролируют, выходящую изо рта воздушную струю.

Чтение, развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

 Логопед звонит в колокольчик.

- Что это? (звонок)

- А что он обозначает? (начинается урок). Проходим за столы.

 Дети садятся за столы, на которых стоят баночки с краской, кисточки. Детям раздаются альбомные листы.

Ребята - кисточками аккуратно закрасьте полоску на листе . А  что из этого  получится, мы скоро узнаем,

Дети выполняют задание. На листах проявляются слова (написанные воском): ручка, линейка, пенал, краски и т.п.

Логопед:

- Прочитайте, у кого какое слово получилось? (Дети выполняют задание). Определите у кого звук р и рь находится в начале слова. У кого в средине. У кого в конце слова.

Звуковой анализ

 Логопед:

- А теперь вы  сделаете звуковой анализ своего слова. А соберём звуковые схемы мы в  чемоданчик в котором можно хранить разные речевые звуки .Каждый  из вас должен выложить схему слова самостоятельно  и дать характеристику каждому звуку.

Детям предлагается коробочка с цветовыми сигналами. Каждый выкладывает схему и передаёт чемоданчик  другому ребёнку логопед помогает по мере необходимости. Затем дети проверяют выполнение задания друг у друга.

А теперь отправимся на экскурсию по школе. Переходим к стульям и присаживаемя.

4.Беседа о школе

Слайд- В детском саду группа, а в школе как называется это помещение? (классы, кабинеты)

Слайд- В  детском саду столы, а в школе? (парты)

- В саду воспитатели, а в школе? (учителя)

Слайд-  Как называется это помещение в школе спортивный зал- столовая коридор-  раздевалка

 Игра “Бывает ли так?” слушайте внимательно, и если я сказала не правильно, исправьте меня.

Учиться дети начинают 1 января.

В школу ученики приходят вечером.

На уроке ученики внимательно слушают учителя.

На уроках дети едят конфеты

В школу можно брать игрушки.

В школе ученики сидят на полу. –

Ребята, а какая самая плохая отметка в школе? (Двойка)

- А какая самая хорошая? (Пятёрка)

- Сегодня я вам всем ставлю пятёрки! Логопед открывает коробку и достаёт оттуда шоколадные  «медали» .

- Детей, которые всегда получают пятёрки, называют отличниками. Мы надеемся, что вы все будете учиться только на отлично

 Логопед звонит в колокольчик.

- Что это? (звонок) и он обозначает что уроки сегодня закончились в школе и можно возвращаться в детский сад не забудьте взять с собой из школы хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»

В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...