ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мещерякова Светлана Валерьевна

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k-k.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)

Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К »

Лексическая тема «Перелётные птицы»

Учитель-логопед

Мещерякова С.В.

Коркино, 2020 г.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)

Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К »

Лексическая тема «Перелётные птицы»

Цель: Закрепить знания детей о звуках  [К] - [К’].

Задачи: 

1. Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение выделять звук в слове,
  • закреплять умение дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости,
  • запомнить букву К,
  • закрепить умение ориентироваться на листе бумаги

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику,
  • развивать мелкую и общую моторику,
  • развивать фонематический слух,
  • развивать связную речь,
  • развивать интонационную выразительность речи

3. Воспитательная:

  • воспитывать умение слушать педагога, выполнять инструкции.

Лексика: 

  • Слова со звуками [К] – [К’], слова по лексической теме.

Оборудование: доска, мел, магниты, схема анализа звука, указка, кассы букв (по количеству детей), пеналы с раздаточным материалом (по количеству детей), тетради, карандаши, пальчиковый театр, презентация (перелётные птицы) «Кого не стало?».

Предварительная работа: в вечернее время чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

План занятия:

I. Организационный момент.

  • Время года, месяц, день недели, число.

II. Основная часть.

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Повторение пройденного.
  • Закрепление знаний о звуках [К], [К’].
  • Сравнительная характеристика звуков [К], [К’]. Правило про звуки.
  • Дифференциация звуков [К] - [К’].
  • Игра «Сигнальщики».
  • Правило про буквы. Буква К.
  • Пальчиковая гимнастика «Стая птиц летит на юг…».
  • Звуко-слоговой анализ слова МУХИ. Работа с кассами.
  • Составление предложений с союзом потому что.
  • Гимнастика для глаз.
  • Проговаривание стихотворения – пальчиковый театр.

III. Подведение итогов занятия.


Ход занятия

Этап

Содержание

Слова педагога

Предположительные ответы и действия детей

I

II

III

Организационный момент.

Какое сейчас время года?

Какой месяц  идёт?

Который он по счёту осенний месяц ?

Какое сегодня число?

Да, сегодня 22 число месяца октября – 22 октября.

А какой сегодня день недели?

Подходим, встаём к стульчикам.

Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика.

Сейчас сядут те ребята, чьё имя начинается на гласный звук. Те, чьё имя начинается на мягкий согласный звук. Чьё имя начинается на твёрдый согласный звук. Проверьте свою осанку.

2.Повторение пройденного

- Какие бывают звуки?

- Сколько гласных звуков мы знаем?

- Пропоём их . Вдохнули носом, плечи не поднимаются.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?

3.Работа над темой.

С какими звуками мы будем работать сегодня, вы догадаетесь сами, если отгадаете загадки.

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

-Правильно – это жук. Какой последний звук в слове жук?

Ещё одна загадка:

Сидит дед,

В шубы одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

-Какой последний звук в слове лук?

- Кто догадался, с каким звуком мы сегодня будем работать?

Произнесём все вместе.

- Кто расскажет всё про звук  [К]?

 В синем море бьёт фонтан!

Чудо-юдо великан

Наберёт водички в рот -

И фонтан из моря бьёт!

От волны он не бежит,

Обитает в море…

- Какой звук мы слышим в начале слова кит?

- Кто расскажет про звук [К’]?

- Чем похожи эти звуки?

- Чем они отличаются?

- Скажите, пожалуйста, правило про звуки.

- Сейчас послушаем звуки и поиграем в игру «Сигнальщики». На звук [К] – поднимаем синий символ, на звук [К’] – зелёный символ.

- В какой букве живут эти звуки?

- Расскажите правило про буквы.

- Посмотрите, как мы пишем букву К. (на доске)

- Открываем тетради, пишем большую и маленькую буквы К к.

- Карандаши поставьте в подставку, тетради закройте и положите на край стола.

- Наши руки отдохнут, и мы  поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть слова.  А вы, как услышите звук [К] в слове,  хлопните в ладоши. Слова: журавль, скворец, лебедь, утка, кукушка, гусь, пеночка.

- Кого я назвала?

- Какие это птицы?

Игра «Кого не стало?» (презентация)

- Сейчас мы с вами выйдем на улицу. Встаём к стульчикам. Посмотрим вверх. А там стаи птиц.

Приготовили пальчики:

Стая птиц летит на юг,            

Небо синее вокруг.

 (дети машут             пальчиками)

Чтоб скорее прилетать,          

Надо крыльями махать.

(машут руками       и пальчиками)

- Мы полетели вместе с перелётными птицами, как лягушка-путешественница и попали в страну «почемучек».чтобы вернуться домой, нужно ответить на все вопросы «почему?».

- Почему люди берут зонт?

- Почему нельзя есть грязные овощи?

- Почему летом не носят шубу?

- Почему зимой не ходят раздетыми? …

Мы ответили на все вопросы и можем вернуться домой.

Давайте покажем, как могут лететь птицы и мы вместе с ними.

Клин – рука согнута в локте.

Косяк – прямая рука согнута в кисти.

Вереница – прямая рука.

- Пролетаем мы над морем, а в море?

- Какой звук в слове кит?

- Сколько всего звуков?

- Назовите первый, второй, третий.

- Сколько согласных?

- Сколько гласных?

-Какой звук в начале слова?

- Какой звук в конце слова?

- Какой в середине?

- Возьмите кассы букв. На верхней полоске выложите символы звуков, на нижней – буквы.

- Проверяем, читаем. Молодцы.

Убираем всё на место.

- Сейчас нужно, чтобы отдохнули глаза.

Гимнастику для глаз:

Мы налево посмотрели,

Мы направо посмотрели.

И ещё 4 раза мы движенье повторили.

Мы посмотрим высоко,

Мы посмотрим низко,

Мы посмотрим далеко,

Мы посмотрим близко.

Все зажмурили глаза

И открыли – красота!

Быстро-быстро заморгали,

Наши глазки не устали.

- А с какими птицами летела лягушка-путешественница?

- Давайте послушаем разговор лягушек.

Пальчиковый театр.

 -Кума, ты к  нам?                

 -К вам, к вам.

К воде скачу,

Ловить хочу.

- А кого, кого, кума?

- Рака, карпа и сома.

- Как поймаешь,  дашь ли нам?

- Как не дать, конечно, дам!

Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Выходим из-за столов. Дежурные убирают всё на место.

Сейчас время года – осень.

Сейчас идёт месяц  октябрь.

 

По счёту он второй осенний месяц.

Сегодня 22 число.

Сегодня день недели – четверг.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Дети садятся на свои места

Звуки бывают гласные и согласные.

Мы знаем 6 гласных звуков.

А У О И Ы Э

Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими

Это жук.

В слове жук последний звук [К].

Это лук.

В слове лук последний звук [К].

Мы будем работать со звуком [К].

Дети произносят [К].

Звук [К] – согласный, глухой, твёрдый. Обозначаем синим цветом.

Кит.

Мы слышим звук [К’]

Звук [К’] – согласный, глухой, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.

Эти звуки похожи тем, что они оба согласные и оба глухие.

Они отличаются тем, что звук [К]- твёрдый, а звук [К’]- мягкий.

Звуки мы слышим и произносим.

Дети поднимают цветовые символы.

Эти звуки живут в букве К

Буквы мы видим и пишем.

Работа в тетрадях.

Дети хлопают в ладоши.

Вы назвали птиц.

Это перелётные птицы.

Дети называют птиц в родительном падеже.

Проговаривают и выполняют движения.

Дети отвечают предложением и садятся.

Дети выполняют ручную модель.

Кит.

В слове кит звук [К’]

В слове 3 звука.

Называют.

2 согласных звука.

1 гласный звук.

Ответы детей

Дети работают в кассах букв.

Выполняют инструкции.

Выполняют инструкции.

Наши глазки не устали.

Лягушка-путешественница летела с утками.

Проговаривают стихотворение.

Мы работали со звуками [К], [К’].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Конспект нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением речи. Тема: Звук и буква О.

Подробный конспект для учителя-логопеда. Повторение и закрепление материала в игровой форме по звуку "О" и знакомство с буквой О в рамках лексической темы "Осень"....

Открытое занятие. Звук [Щ]. Буква "Щ". Лексическая тема "Перелётные птицы"

План занятия.I   Организационный момент. 1.     Игра на внимание «Перелётные птицы».II   Основная часть.1.    Упражнение на дыха...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...