Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. 

Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.

Задачи:

Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,

Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие мышления, развитие фонематического слуха детей, развивать умение находить место звука в слове, звуковой синтез.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, работать в коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota_r.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

06. 04. 12.

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р']" буква Р»

Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.

Задачи:

Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,

Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, развитие мышления, развитие фонематического слуха детей, развивать умение находить место звука в слове, звуковой синтез.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, работать в коллективе.

Методы: Словесный, наглядный, игровой, практический.

Виды заданий: игровые, учебно- познавательные.

Оборудование: предметные картинки, буквы, паровозик с вагонами, зеленый и синий кружки с колокольчиком.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет занятие обучения грамоте. Мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой.

Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года?

Совершенно верно. А по каким приметам мы узнаем, приходит весна?

Какие весенние месяцы вы знаете?

Пальчиковая гимнастика

«Очки»: соединять указательный и большой пальцы.

«Бинокль»: прижать пальцы и приложить к большому.

«Рояль»: от 1 до 5 касаться пальцами стола.

Поезд: «Кулак - ребро - ладонь»

Сообщение темы и целей урока

Ребята, послушайте загадку и попытайтесь ее отгадать.

 За лугами, над водой

 Хлынул дождик проливной,

 А потом повисло

 На небе коромысло.

 Ребятишек радует

 Цветная… (радуга)

Кто из вас видел радугу? Какая она?

Назовите первый звук в слове «радуга». Произнесем его и послушаем.

Звуковой анализ:

Какой это звук: гласный или согласный? Почему вы там считаете? (Преграда).

Определите: это звук звонкий или глухой?(дрожит горлышко). Твердый или мягкий звук [р] в слове радуга? Так какой же звук мы слышим вначале слова «радуга»?

Вывод (делают дети): Звук [р]- согласный, звонкий, твердый. Обозначать будем синим кружком с колокольчиком.

Есть ли парный звук? [р’]. Мягкий? Обозначать будем зеленым кружком с колокольчиком.

Игра: Складываем наши звуки р, рь с гласными звуки.

Ра, ро, ру, ри, ре….

Игра “Подарим картинки Роме и Рите” синяя и зеленая коробочки.

Звуки [р] [р’] обозначает буква «эр» и сегодня мы с вами поговорим об этой букве.

Дети получают карточки и садятся на места.

На доске висит изображение буквы «эр»

Рассмотрим из каких элементов состоит прописная Р ( дети рассматривают на демонстрационной карточке и выражают свое мнение)

Посмотрите, как выглядит буква «эр», на что она похожа?(флажок, парус, топор)

Зрительная гимнастика

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.

Показ учителем написания буквы Р на доске, делаем из ладошек. Прописывание буквы Р детьми в воздухе. Выкладывают из косточек.

Работа за столами: вырезают, наклеивают. Раскрашиваем букву половина синяя, половина зеленая т.к. обозначает 2 звука.

Физминутка

          Солнце стало пригревать,

          Стали капельки стучать,

           Капля раз, капля два,

           Капли медленно сперва,

           а потом быстрей, быстрей

           побежали ручейки,

           Их попробуй, догони!

Обводим буквы по точкам, штриховка.

Нахождение места звука в слове: начало, середина, конец.

Составление предложений по карточкам.

Подведение итога занятия: С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает? Вы – молодцы! Наш урок окончен.

Использованная литература:

  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте, для показа родителям с детьми подготовительной группы, на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера».

Открытое занятие для родителей, по подгруппам. В данной деятельности дети 6-7 лет, знакомятся с буквой Р, упражняются в словообразовании, развивают  пространственные ориентировки....

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

Конспект нод по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с нарушением речи. Тема: Звук и буква О.

Подробный конспект для учителя-логопеда. Повторение и закрепление материала в игровой форме по звуку "О" и знакомство с буквой О в рамках лексической темы "Осень"....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В него включены игры, упражнения и задания по ознакомлению со звуком и буквой Ч. В своей работе могут использовать воспитатели, логоп...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...