Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.
образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки согласных звуков. Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.
воспитательные: воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.»
Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.
образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки согласных звуков. Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.
воспитательные: воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Материал: Звуковички согласных звуков, наборы букв на каждого ребенка (С, О, Н), фишки красного, синего и зеленого цвета; муляжи или картинки овощей, в названии которых есть звуки С, СЬ; полоски обозначающие слог и слово (коричневые и желтые), простые карандаши, тетради для графической работы; шнурочки для выкладывания буквы С.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Игра «Узнай по описанию»
Педагог предлагает детям отгадать, как называется холодное кушанье из нарезанных кусочками овощей с какой-нибудь приправой. (Салат)
- Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук.
2. Характеристика звука и буквы С.
- Какой это звук? (согласный)
- Согласный твердый или мягкий?
- Сигнальчиком какого цвета обозначается твердый звук С? (синего)
- Какой буквой обозначается звук С? Найдите эту букву в кассах букв.
- На что похожа буква С?
- Нарисуйте букву С в воздухе.
- Какой еще звук обозначает буква С? (Звук СЬ)
- Придумайте слова со звуками С и СЬ.
Выкладывание буквы С из шнурочка.
3. Игра «Готовим салат»
На столе разложены овощи (картинки овощей): свекла, капуста, лук, укроп, картошка, чеснок, редиска. Педагог просит детей выбрать для салата только те овощи, в названии которых есть звук С.
4. Определение места звука С в словах.
Педагог предлагает назвать овощи со звуком С и определить его место в слове с помощью модели слова и фишек.
5. Физминутка «Овощи»
В огород пойдем, (Маршировать на месте.)
Урожай соберем. (Идти по кругу, взявшись за руки.)
Мы морковки натаскаем (Имитировать, как срезают, таскают, копают.)
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный. (Показать руками.)
Щавеля нарвем немножко (имитация движения "Рвут".)
И вернемся по дорожке. (Идти по кругу, взявшись за руки.)
6. Упражнение на словообразование.
- Какое еще блюдо можно приготовить из овощей? (СУП)
- Придумайте слова, в которой есть одинаковая часть – СУП -. (су, супчик, супница, суповая тарелка, суповая ложка)
7. Игра «Слово - звук»
Педагог произносит поочередно слова или звуки. Дети хлопают в ладоши если слышат любой звук.
8. Звуковой анализ слова СОН.
- Какой звук слышится в начале слова? (С)
- Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)
- Сигнальчиком какого цвета мы обозначим этот звук? (синий)
Так же дается характеристика звукам О и Н.
- Давайте выложим под каждым сигнальчиком букву, соответствующую каждому звуку.
- У нас с вами получилось слово. Полоской какого цвета мы обозначаем слово? Положите ее под словом СОН.
- Сколько звуков (букв) в слове СОН?
- Сколько слогов в этом слове? Положите полоску нужного цвета.
9. Игровое упражнение «Подбери слово»
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Есть ли в этом слове звук, который мы сегодня изучаем? Какой это звук? (СЬ)
- Про что можно сказать осенний? (лист, сад, урожай, …)
- Про что можно сказать осеннее? (солнце, небо, …)
10. Работа в тетрадях:
- Работа с картинками (контурные изображения овощей).
- Написание буквы С.
- Написание слова СОН, СОМ.
11. Итог НОД: педагог обобщает материал, полученный на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие направлено на расширение з...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»
Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"
Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О
Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»
Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетичес...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1362378-1637402662.jpg)
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...