Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных и согласных звуков. Последовательное выделение звуков в односложных словах. Условно-графическая схема звукового состава слова.   Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_9.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ»

Лексическая тема «Деревья и кустарники»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных и согласных звуков. Последовательное выделение звуков в односложных словах. Условно-графическая схема звукового состава слова.   Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: Звуковички гласных и согласных звуков, наборы букв на каждого ребенка (А, М, Н), фишки красного, синего и зеленого цвета; предметные картинки, в названии которых есть звуки М, МЬ, Н, НЬ; полоски обозначающие слог и слово (коричневые и желтые), простые карандаши, материал для графической работы.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает ребенку сесть за стол, если он назовет любой гласный звук.

2. Характеристика звуков.

- На какие группы можно разделить буквы А, О, У, Ы, М, Н? (гласные и согласные)

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Какие звуки обозначают эти буквы? (звуки М, МЬ, Н, НЬ)

- Почему эти звуки согласные? (при их произнесении воздух встречает преграду)

- Эти звуки глухие или звонкие? (звонкие)

- Почему? (если положить руку на горлышко и произнести эти звуки, можно почувствовать, как «дрожит» горлышко)

- Эти звуки твердые или мягкие?

- Как мы обозначаем твердые (мягкие) согласные звуки?

- Произнесите звук М, Н. Какую преграду встречает воздух?

Педагог предлагает достать из касс буквы М, Н и показать их.

3. Игра «Кто что подарил»

Педагог предлагает подарить картинки в названии которых есть звуки М, МЬ, Н, НЬ двум клоунам Тиму и Тому. Определить твердость и мягкость звуков.

4. Физминутка «Во дворе стоит сосна»

        Во дворе стоит сосна.

        К небу тянется она.

        Тополь вырос рядом с ней,

        Быть он хочет подлинней.   (Стоя на одной, др. ноге, потягиваемся — руки вверх)

        Ветер сильный налетал,

      Все деревья раскачал.          (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

      Ветки гнутся взад-вперёд,

      Ветер их качает, гнёт.           (Рывки руками перед грудью.)

      Будем вместе приседать —

      Раз, два, три, четыре, пять.  (Приседания.)

      Мы размялись от души

      И на место вновь спешим.   (Дети идут на места.)

5. Звуко-буквенный анализ.

- Положите перед собой буквы Н, а с права от них букву А.

- Прочитайте что получилось. (НА)

- Это слог или слово? (это может быть слог, а может быть и маленькое слово)

Игра с предлогом «НА»

- Сколько букв в этом слове?

- А сколько в нем звуков? Какие это звуки?

- Давайте превратим слог НА в другое слово. Какое слово получилось? («НАМ»)

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько звуков в этом слове?

- Как мы договорились обозначать слово? (полоской коричневого цвета)

- Как мы договорились обозначать слог? (полоской желтого цвета)

- Сколько слогов в этом слове? Почему? Давайте проверим. (хлопками)

6. Составление условно-графической схемы слова «НАМ».

- Под словом НАМ положите полоску, обозначающую слово.

- Под этой полоской положите полоску, обозначающую слог.

- Как мы договорились обозначать гласные (согласные) звуки? Покажите красные (зеленые, синие) квадратики.

- Какой звук слышится в начале слова НАМ? (Звук Н) Какой это звук: гласный или согласный? Почему это согласный звук? Квадратик какого цвета нужно положить под полоской слово? (синего)

Так же с двумя другими звуками (А,М)

- В слове НАМ три звука и три буквы.

7. Словарная работа

Игра «Придумай предложение»

Дети совместно с педагогом придумывают предложения со словом НАМ.

- В слове НАМ замените звук А на звук О (У, Ы). произнесите, что получилось. (НОМ, НЫМ, НУМ).можно ли эти буквосочетания назвать словами? (нет, это слоги)

8. Графическая работа

       Написание слов: НА, НАМ.

9. Итог НОД.

       Педагог обобщает материал, полученный на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...