Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с заданным звуком.

образовательные: знакомит с термином предложение. Выделение слов из предложения. Составление схем предложений и предложений по готовым схемам.

воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_5.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки А, О»

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с заданным звуком.

образовательные: знакомит с термином предложение. Выделение слов из предложения. Составление схем предложений и предложений по готовым схемам.

воспитательные:        воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.

Материал: предметные картинки (солдаты, парад, апельсин, окно, облако, ананас, очки, огурец, автобус), полоски для обозначения предложений и слов; наборы букв А, а; О, о. Мешочек с пластиковыми буквами А, О; шнурочки и палочки для выкладывания букв; мяч; карточки с буквами А,О; Звуковички звуков А,О; Игры и игровые упражнения: «Скажи наоборот» (Поднять соответствующую букву А, О.).

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Игра «Чудесный мешочек».

(В мешочке буквы А и О. Ребенок должен на ощупь определить одну из букв, назвать ее, достать и показать детям).

2. Характеристика букв А, О.

- Выложите из палочек букву А, с помощью шнурка – букву О.

- Что вы выложили? (буквы)

- Почему вы считаете, что это буквы?

- Какие звуки обозначают буквы А и О?

- Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (гласный)

- Почему А это звук? (звук мы слышим и произносим)

- Когда мы произносим звук О, мы вытягиваем губы в форме овала, при этом воздух выходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук? (гласный)

- Фишками какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (фишками красного цвета)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот»

(педагог произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Дети произносят слог наоборот и перебрасывают мяч обратно)

АО – ОА,    ОА – АО,

АМ – МА,    ОТ – ТО,

АК – КА,    ОН - НО

4. Игра «Сигнальщики»

(у детей в руках карточки с буквами А и О. Педагог произносит имена. Если в слове есть звук А, дети показывают букву А, если звук О – букву О )

Аня, Оля, Антон, Костя, Ваня, Атрем, Тоня, Азат.

5. Физкультминутка:

       Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.

       Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом

       Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.

       Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,

       Застучали наши ножки громче и быстрее.

       По коленочкам ударим, тише, тише, тише,

       Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.

       Завертелись наши ручки, опустились.

       Мы на месте покружились и остановились.

       Сели – встали, сели – встали, словно

       Ванькой-встанькой стали.

       А теперь пустились вскачь, словно мой веселый мяч.

       Красный, синий, голубой, не угнаться за тобой.

       Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.

       Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора.

6. Игра «Вспомни имена»

(педагог беззвучно произносит различные звуки. Дети определяют их по беззвучной артикуляции, вспоминают и называют имена с этими звуками)

7. Составление схемы предложения.

    На доске  картинки с изображение солдат и парада.

- Что изображено на картинках? (солдаты, парад)

- Солдаты и парад – это слова, обозначающие изображения. Выберите слово-действие для солдат и парада (идут).

- Что у нас получилось вместе со всеми словами?

- «Солдат идут на парад» - это предложение.

Дети заучивают слово предложение.

- Из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов)

- Предложение мы будем обозначать полосками. Первое слово в предложении обозначается полоской с левого края которого находится уголок. Найдите такую полоску и покажите. Этот уголок обозначает заглавную букву с которой начинается каждое предложение. Еще в предложении ставится точка, она показывает, что предложение закончилось.

- Покажите начало (конец) предложения.

- Солдаты идут на парад. Сколько слов в этом предложении? (4 слова)

- Какое первое слово? Какой полоской мы его обозначим? Почему? …..

(проводится работа со словами и полосками, обозначающими слова в предложении)

СОЛДАТЫ  ИДУТ  НА  ПАРАД.

- Чем отличается слово от предложения? (предложение нам о чем-то сообщает, рассказывает)

Заучивание правил о предложении: предложение начинается с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка..

       Затем дети должны определить, есть ли в словах предложения звуки А и О и положить соответствующие буквы под словами.

8. Игра «Подари картинку»

(у детей на столах картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки А, О. Дети определяют с какого звука начинается слово и дарят картинку нужному Звуковичку)

9. Итог занятия.

       Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетичес...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...