Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму единственного числа существительных в форму множественного числа. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных звуков.  Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:  воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_no_11.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Речевые и неречевые звуки»

Цели  коррекционные: развивать внимание, память, слуховое восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление, вырабатывать правильный темп  и ритм речи,  развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой;

образовательные: знакомство с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике;

воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать  собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.

Оборудование: картинка индейца, ширма, кусок полиэтилена, лист бумаги, ножницы, чашка с ложкой, музыкальные инструменты, и т.д., разрезные картинки животных, ленточки для дыхательной гимнастики.

Ход НОД:

Организационный момент.

   1. Ребята, сейчас мы с Вами  отправимся в далекую страну Америку. От России она находится далеко, далеко. Поэтому мы сначала идем ножками (потопали). Потом мы плывем на корабле. А теперь еще долго, долго будем лететь на самолете (руки в стороны, гудим как самолеты)  Вот мы шли, плыли, летели и наконец добрались до удивительной страны – она называется Америка. (Показать на глобусе). В Америке живет очень интересный народ – индейцы. Посмотрите, как они выглядят. Индейцы замечательные разведчики и имена у них необычные: Зоркий Глаз – значит он хорошо что? – Видит. Чуткое Ухо – значит он хорошо что? – Слышит. А называли их так потому, что они были смелыми, ловкими, выносливыми, наблюдательными, все видели и все слышали. Они могли услышать шорох самый тихий, когда пробежала мышка, пролетела бабочка. Они слышали все звуки природы.

- Превратимся в индейцев, сядем тихо и послушаем, кто что услышит?

- Что вы услышали? (Ответы детей).

 - Нас окружают разные звуки, их издают живые существа и неживые предметы.    

2. Ребята, а вы знаете, какие звуки издают животные, птицы. У вас на столах лежат разрезные картинки с изображениями разных животных и птиц. Сложите эти картинки и подскажите, как они разговаривают (ответы детей).

Игра «Кто как говорит»

(дети складывают разрезные картинки (животные), называют, из скольких частей сложили и какие звуки издают эти животные).

- Не только животные издают разные звуки, но и различные предметы.

Педагог показывает, как шуршит бумага, режут ножницы, звенит ложка в чашке, музыкальные инструменты и т.д.

Игра «Слушай и называй»

(звуки издают те же предметы, только за ширмой, а дети отгадывают)

- Все звуки, которые произносят животные или различные преметы, называют «неречевыми звуками».

3. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают и произносят различные «речевые звуки». Помогает нам произносить звуки наш артикуляционный аппарат – это губы, зубы, язык, альвеолы, небо, гортань.

Работа с индивидуальными зеркалами (дети действуют по показу педагога)

Дыхательная гимнастика с ленточками.

(дети дуют на ленточни, не раздувая щек)

4. - Мы с вами, люди, можем не только произносить речевые звуки, но и не речевые, например нашими руками. Что наши руки умеют делать (ответ детей: хлопать)

Игра «Хлопни как я»

(дети повторяют ритмический рисунок)

5. ФИЗМИНУТКА. А теперь давайте отправимся в лес и послушаем как шуршат и поют листочки.

       Дует легкий ветерок – листочки едва шевелятся.

       Сильный ветер – качаются деревья.

       Осенние листочки на веточках сидят.

       Осенние листочки детям говорят:

       Осиновый – «А-а-а»,            

       Рябиновый – «И-и-и»,

       Березовый – «О-о-о»,          

       Дубовый – «У-у-у». (Показываем руками).

6. Чтение  стихотворения «Разные звуки». Я прочту, а Вы  скажете, какие звуки услышали?

       Где-то собаки рычали: Р-р-р!                        Змеи в лесу шипели: Шшш!

       В стойле коровы мычали: -Мммуу!               А комары все пели: - Ззз!

       В комнате мухи жужжали: Жжж!                Непоседа мячик днем и ночью

       Мимо машины бежали: Тррр!                 Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

       Гудели от ветра все провода: Зззнь!            Куклы кашляют в постели-

       Капала в кухне из крана вода: -Динь!               Днем мороженое ели!

       Перекликались в ночи поезда: -УУУ! УУУ!               - Кхх! Кхх!

       Листья на ветру шумели:  -Тсс!

ИТОГ  ЗАНЯТИЯ.

      Все ребята работали хорошо, внимательно слушали и слух у нас стал такой же острый, как у индейцев.

      Дети, о чем мы сегодня говорили на занятии? Какие бывают звуки?

Закрепление понятия «речевой звук».

- Что помогает нам произносить   звуки? Краткое знакомство с артикуляционным аппаратом. Обращается внимание на то, что при участии того или иного отдела артикуляционного аппарата образуется тот или иной звук.

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»

(с элементами фонетической ритмики)

Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление, развивать связную речь.

образовательные: продолжать знакомить детей с понятием «ЗВУК», ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.

воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.

Материал: модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в разного цвета костюмах и с выраженной артикуляцией), сигнальчики гласных и согласных звуков, мяч, дудочка, индивидуальные зеркала, листы бумаги с квадратными трафаретами, цветные карандаши.

Ход НОД:

1. Оргмомент.

Игра: "Перекличка" (с мячом).

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

2. Сообщение темы НОД:

Логопед: - На прошлом занятии мы с вами говорили о разных звуках. Давайте вспомним, какие бывают звуки?

(Ответы детей: звуки речевые и неречевые)

             Много звуков есть на свете:

             Шелест листьев, плеск волны.

             А бывают звуки речи,

             Мы их точно знать должны.

- Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся.

Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».

Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция).    Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,

Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)",

Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.

3. Фонетическая ритмика для гласных звуков.

(с индивидуальными зеркалами)

     Гласные тянутся песенкой звонкой:        И - и - и - и.

     А - Могут заплакать и застонать:           О - о - о - у - у - у.

     Могут качать в колыбели Аленку:          А - а - а - а.

     Могут, как эхо, в лесу закричать:            Ау! Ау! Ау!

     Могут летать высоко в синеву:           А, о, у, и, э, ы.

     Не желают свистеть и ворчать.

4.  Физминутка «Ракета»

        А сейчас мы с вами, дети,                      - дети маршируют;

        Улетаем на ракете.                                  – соединить руки над головой;

        На носки поднимись,                              - подняться на носки;

        А потом руки вниз.                                  – руки внизу;              

        Раз, два                                                      - руки на поясе;

       Три, четыре –                                            - руки в стороны;

        Вот летит ракета ввысь.                          – руки «куполом» наверху.

5.  - Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки.

                    А согласные согласны

                   Шелестеть, шептать, скрипеть,

                   Даже фыркать и шипеть,

                   Но не хочется им петь.

 Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»).Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горло и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос.

Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет («П», « Т», «К», «С», «Ш»).

Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.

Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т!-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».

6. Фонетическая ритмика для согласных звуков.

Логопед: - Мы сейчас с вами превратимся тоже в сказочных человечков - звуков.

«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно,

«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  плетями рук, туловище наклонять вперед, Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед,

«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз,

«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.

7. Игра: «Подними сигнальчик»

(педагог называет разные звуки, а дети поднимают красный сигнальчик, если услышат гласный звук)

8. Чтение  «Сказки о человечках».

"Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», а вместе их называли - "гласные" звуки. У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П", Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь",

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит",

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку,

"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки,

С тех пор стали крепко дружить гласные и. согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").

9. Пересказ сказки.

10. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.

Игра: «Закрась квадратик»

(дети закрашивают квадратики цветами гласных и согласных звуков)

   

Тема: « Звук А»

Цели  коррекционные: развивать память, слуховое восприятие и внимание, словесно-логическое мышление,  развивать навыки соотнесения речи с мелкой моторикой, учить изменять голос по высоте, тембру, громкости; научить детей определять место звука «А» в слове;

образовательные: знакомство с термином «слово», знакомить с условным обозначением слова полоской ( — );

воспитательные: учить детей работать в коллективе, внимательно слушать  собеседника, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, развивать усидчивость.

Оборудование: Звуковичок «А», индивидуальные зеркала, сигнальчики гласных звуков, подносики, длинные и короткие полоски картона, полоска картона для условного обозначения термина «слово», цветные палочки, подбор картинок со звуком «А» в начале.

Ход НОД:

1. Организационный момент

 - Сядут только девочки, а теперь – мальчики.

2.  Основная часть. Знакомство со звуком А.

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком «А» и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: АВГУСТ, АИСТ, АДРЕС, АСТРЫ, АЛЬБОМ.

 - Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук «А»!

Ребята, покажите, как мама укачивает куклу: А – А – А

Когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? А – А – А.

3. Уточнение артикуляции (работа с индивидуальными зеркалами)

 - У нас в гостях сегодня девочка-звуковичок, поющая песенку звука «А». Теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

Л.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

Л.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Сигнальчик какого цвета обозначает гласный звук? (красный)

4. Игра «Длинный – короткий»

 (упражнять в произнесении звука «А» по звуковым дорожкам)

- У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук «А», а если покажу короткую – коротко.

5. Игра «Эхо»

(изменять голос по высоте, тембру, громкости)

 - Ребятки, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

АИСТ, АНЯ, АПЕЛЬСИН, АРБУЗ, АНАНАС, АЗБАКА…

6. Игра «Поймай звук»

(развитие фонематического слуха)

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «А» среди звуков, среди слогов, среди слов

7. Физкультминутка «Грачи»

     Вот на ветках, грачи! Не кричи!           (указательный палец на губы)

     Чёрные сидят грачи                                (присели)

      Разместились в гнёздышке,                  (показать руками гнездо перед собой)

      Распушили пёрышки,                            (встать, руки в стороны)

      Греются на солнышке,                           (погладить себя по рукам)

      Головой вертят,                                       (повороты головой вправо, влево)

      Полететь хотят.                                       (руки в стороны – взмах)

      Кыш! Кыш! Улетели!                             (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

      Полетели, прилетели                              (летают)

      И опять все в гнёзда сели.                      (присели)

8. Знакомство с термином «слово».

 - Все звуки, которые мы с вами произносим, сливаются в слова. Слова могут быть любые и обознаяать все что угодно, например, названия перелетных птиц.

 - Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)

Игра «Кто внимательнее»

(дети поднимают полоску, обозначающую слово, если услышат любое слово)

 - Ребята, посмотрите на доску, здесь расположены картинки. Звуковичку мы подарим только те, которые начинаются на звук «А».

Игра «Подари подарок Звуковичку»

(дети подбирают картинки для Звуковичка, которые начинаются со звука «А»)

9. Знакомство с буквой А.

Л.: Ребятки, посмотрите, что у меня нарисовано на этой картинке. Это буква А. Ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

              Высока и стройна буква А.

              Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква «А»? (На ракету, крышу дома...)

 - Давайте попробуем сделать букву «А» из цветных палочек. Теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

10. Подведение итога

 - Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква?  Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.

Тема: «Звук О»

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Развитие слухового восприятия.

образовательные: условно-графическое обозначение слов ( — ). Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу, — вода, подводный, водоросли..

воспитательные: воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.

Материал: красные фишки; картинки с изображением: окна, огурца, лопаты, ведра, одуванчика; модели слов; шнурки; мяч; звуковичок «О»; индивидуальные зеркала; сигнальчики гласных звуков; символ слова-действия.

Ход НОД:

1.  Организационный  момент.

- Ребята, за стол сейчас сядет тот, кого я назову ласково.

2. Артикуляция звука ( с использованием индивидуальных зеркал)

– Ребята, посмотрите, на доске расположены картинки. Назовите их:

Одуванчик, огурец, окно.

- Какой звук слышится в начале этих слов?

- Сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком  «О».

- Давайте вместе произнесем звук «О».

Мальчики произнесут громко, а девочки тихо.

- Это какой звук? (гласный)

- Почему?

- А какие звуки вы уже знаете?

- Какие они?

- Почему их называют гласными? (их можно пропеть)

- Каким цветом обозначаем звук «О»? (красным)

Познакомить детей со звуковичком звука «О»

3. Игра: «Подними красный кружок, если услышишь «О»

А  У  О  И  Э  О  У  У  И  О  А  О

ОМ, УТ, ИС, ОК, КО, ТУ, МА, ВО

ДОМ, СОК, ЛУК, СЫН, ЛОБ, СТОЛ

4. Определение места звука «О» в слове.

      На панно выставлены картинки с изображение ЛОПАТЫ, ВЕДРА, ОГУРЦА. Логопед предлагает детям назвать их, выделяя голосом звук «О", затем определить место звука в слове и отметить его на полосках.

5. Физминутка «Ветер»

       Ветер дует нам в лицо,                        - плавные движ. в сторону лица;

       Закачалось деревцо.                             – руки вверху, наклоны в сторону;

       Ветер тише, тише, тише.                     – медленное приседание;

       Деревцо все выше!                               - вытянуться с поднятыми руками вверх.

6. Ознакомление со словами, имеющими общую часть и сходными по смыслу.

- Что  у  меня  в  стакане?  (вода)

- Как  назовём  слово  «вода»  ласково  -  …  (водичка,  водица).

- Как  называется  место  где  вода  падает  с  высокой  скалы  или  горы  -  …  (водопад).

…,  как  называется  спорт,  связанный  с  водой  -  …  (водный).

…,  как  называется  машина,  которая  перевозит  воду  -  …  (водовоз).

…,  как  называется  отрицательный  сказочный  герой,  который  живёт  в  воде  …  -  (Водяной).

…,  как  называются  растения,  которые  растут  в  воде  -  …  (водоросли).

…,   как  называются  трубу,  которые  проведены  для  воды  …  -  (водопровод).

…,  как  называется  профессия  человека,  который  чинит  эти  трубы,  для  воды  -  …  (водопроводчик);

…,  как  называют  человека,  который  надел  водолазный  костюм  и  залез  в  воду  …  (водолаз).

Видите,  сколько  набралось  слов,  похожих  на  слово  «вода»,  прямо  семейка  «водных»  словечек  получилась.

7. Закрепление термина «Слово» (слова-действия)

- Ребята, мы с вами знаем, что каждые предмет имеет свое обозначение – слово.

(Показать разные предметы и назвать их словами)

- Но есть еще слова-действия, это такие слова, которые рассказывают, что можно делать с тем или иным предметом. Обозначается слово-действие таким треугольным человечком.

Игра «Придумай слово-действие»

8. Упражнение «Построй букву»

Построение  буквы  с  помощью  пальцев  рук  (одной  рукой,  двумя  руками  вместе,  двумя  руками  отдельно).

У  вас на столах простые  шнурочки,  но  если  вы  постараетесь  они  превратятся  в букву  «О».

Выкладывание  из  шнурков  буквы  «О».

Обведение  контура  буквы  пальцем.

8. Игра  с  мячом  «Много  -  один»:

       окна  -  … (окно)                              перья  -  … (перо)

       кольца  -  … (кольцо)                      стёкла  -  … (стекло)

       брёвна  -  … (бревно)                      озёра  -  … (озеро)

       сёла  -  … (село)                               вёдра  -  … (ведро)

       гнёзда  -  … (гнездо)                        облака  -  … (облако)

9. Итог занятия, оценка детей.

- Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

-Какой это звук?

- Каким цветом обозначаем?

       Из-за стола поднимается тот ребенок, который назовет слова, начинающиеся со звука «О»

Тема: «Звуки А, О»

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с заданным звуком.

образовательные: знакомит с термином предложение. Выделение слов из предложения. Составление схем предложений и предложений по готовым схемам.

воспитательные:        воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру.

Материал: предметные картинки (солдаты, парад, апельсин, окно, облако, ананас, очки, огурец, автобус), полоски для обозначения предложений и слов; наборы букв А, а; О, о. Мешочек с пластиковыми буквами А, О; шнурочки и палочки для выкладывания букв; мяч; карточки с буквами А,О; Звуковички звуков А,О; Игры и игровые упражнения: «Скажи наоборот» (Поднять соответствующую букву А, О.).

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Игра «Чудесный мешочек».

(В мешочке буквы А и О. Ребенок должен на ощупь определить одну из букв, назвать ее, достать и показать детям).

2. Характеристика букв А, О.

- Выложите из палочек букву А, с помощью шнурка – букву О.

- Что вы выложили? (буквы)

- Почему вы считаете, что это буквы?

- Какие звуки обозначают буквы А и О?

- Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (гласный)

- Почему А это звук? (звук мы слышим и произносим)

- Когда мы произносим звук О, мы вытягиваем губы в форме овала, при этом воздух выходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук? (гласный)

- Фишками какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (фишками красного цвета)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот»

(педагог произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Дети произносят слог наоборот и перебрасывают мяч обратно)

АО – ОА,    ОА – АО,

АМ – МА,    ОТ – ТО,

АК – КА,    ОН - НО

4. Игра «Сигнальщики»

(у детей в руках карточки с буквами А и О. Педагог произносит имена. Если в слове есть звук А, дети показывают букву А, если звук О – букву О )

Аня, Оля, Антон, Костя, Ваня, Атрем, Тоня, Азат.

5. Физкультминутка: 

       Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.

       Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом

       Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.

       Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,

       Застучали наши ножки громче и быстрее.

       По коленочкам ударим, тише, тише, тише,

       Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.

       Завертелись наши ручки, опустились.

       Мы на месте покружились и остановились.

       Сели – встали, сели – встали, словно

       Ванькой-встанькой стали.

       А теперь пустились вскачь, словно мой веселый мяч.

       Красный, синий, голубой, не угнаться за тобой.

       Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.

       Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора.

6. Игра «Вспомни имена»

(педагог беззвучно произносит различные звуки. Дети определяют их по беззвучной артикуляции, вспоминают и называют имена с этими звуками)

7. Составление схемы предложения.

    На доске  картинки с изображение солдат и парада.

- Что изображено на картинках? (солдаты, парад)

- Солдаты и парад – это слова, обозначающие изображения. Выберите слово-действие для солдат и парада (идут).

- Что у нас получилось вместе со всеми словами?

- «Солдат идут на парад» - это предложение.

Дети заучивают слово предложение.

- Из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов)

- Предложение мы будем обозначать полосками. Первое слово в предложении обозначается полоской с левого края которого находится уголок. Найдите такую полоску и покажите. Этот уголок обозначает заглавную букву с которой начинается каждое предложение. Еще в предложении ставится точка, она показывает, что предложение закончилось.

- Покажите начало (конец) предложения.

- Солдаты идут на парад. Сколько слов в этом предложении? (4 слова)

- Какое первое слово? Какой полоской мы его обозначим? Почему? …..

(проводится работа со словами и полосками, обозначающими слова в предложении)

СОЛДАТЫ  ИДУТ  НА  ПАРАД.

- Чем отличается слово от предложения? (предложение нам о чем-то сообщает, рассказывает)

Заучивание правил о предложении: предложение начинается с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка..

       Затем дети должны определить, есть ли в словах предложения звуки А и О и положить соответствующие буквы под словами.

8. Игра «Подари картинку»

(у детей на столах картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки А, О. Дети определяют с какого звука начинается слово и дарят картинку нужному Звуковичку)

9. Итог занятия.

       Обобщающие вопросы по теме занятия.

Тема: «Звук Ы»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы — цветок; клумба — клумбы).

образовательные: продолжать знакомить с термином предложение. Выделение слов из предложения, состоящего из двух слов. Обозначение предложений с помощью условно-графической схемы. Дополнение предложения до трех слов. Анализ полученного предложения.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: индивидуальные зеркала, Звуковичок звука Ы, ниточки с паучками, сборные элементы буквы Ы, мяч, картонные квадраты и по 5 фишек красного цвета на каждого, силуэты тела жука , прищепки (6 штук на каждого), картинка пчел, полоски схем предложения , буквы Ы (по 2 шт.).

Ход НОД:

1. Организационный момент:

       За столы сначала садятся девочки, а потом мальчики.

2. Характеристика звука Ы (индивидуальные зеркала).

- Когда мы произносим звук Ы, нижняя челюсть слегка выдвигается вперед, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

- Как называется этот звук? (гласный)

- Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (фишкой красного цвета)

       Знакомство со Звуковичком звука Ы.

3. Звуковая дорожка с паучком для звука Ы.

(у каждого ребенка нитка с паучком. Дети опускают паучка по нитке произнося звук Ы: быстро, медленно, тихо, громко)

4. Характеристика буквы Ы.

- Из каких элементов состоит буква Ы? (из двух палочек и половины круга)

Детям предлагается выложить букву Ы из элементов.

5. Игра «Повтори – не ошибись»

Педагог называет цепочку слогов и предлагает ребенку повторить их:

      МЫ – НЫ – НЫ,        ЫМ – ЫН – ЫМ,           БЫ – НЫ – БЫ

      ПЫ – МЫ – МЫ,        ТЫ – БЫ – ТЫ,             ЫШ – ЫМ – ЫШ

5. Игра «Поймай звук Ы»

Педагог произносит слова и если дети слышат в слове звук Ы – хлопают в ладоши.

СЫН,  СОК,  СЫЧ,  ЛАК,  КУСТ,  ПЫЛЬ,  ДЫМ,  ДОМ,  НОС,  СЫР

7. Физминутка (координация речи с движением)

       Вот какая стрекоза –                  - руки в стороны;

       Очень круглые глаза.                   – круговые движ. кулаками перед глазами;

       Вертится как вертолет:                - руки в стороны, движ. вокруг оси;

       Вправо, влево, взад, вперед.        – руки на пояс, наклоны;

       Поднимайте плечики,                   - энергичные движ. плечами;

       Прыгайте, кузнечики!                   - приседания и прыжки;

       Прыг-скок, прыг-скок.

       Сели, сели,

       Травушку покушали,

       Тишину послушали,

       Выше, выше, высоко,

       Прыгай на носках легко!

8. Игра «Звуковая мозаика»

(перед каждым ребенком квадрат, разделенный на 9 частей и по пять фишек красного цвета)

- Я буду произносить слова. Если в слове есть звук Ы, нужно закрыть клеточку фишкой красного цвета; если в слове звука Ы нет, клеточку следует пропустить. Работать нужно начинать с верхнего ряда. Покажите верхний ряд. Раскладывать фишки будем слева направо.

Слова: МУХА, ОСЫ, БАБОЧКА, ПЧЕЛЫ, СТРЕКОЗЫ, КОМАРЫ, ЖУК,  МУРАВЕЙ. 

9. Игра с мячом «Один - много»

    ОСА – ОСЫ,                 КОМАР – КОМАРЫ,              СТРЕКОЗА – СТРЕКОЗЫ,

    ПЧЕЛА – ПЧЕЛЫ,       БОГОМОЛ – БОГОМОЛЫ,

    ГУСЕНИЦА – ГУСЕНИЦЫ,    ТАРАКАН – ТАРАКАНЫ.

10. Пальчиковая гимнастика «Сделай лапки жучку» с прищепками

(у каждого ребенка силуэт тела жучка, дети прищепками делают ему лапки)

11. Работа с предложением.

       На доске картинка пчел. Педагог просит придумать слово-действие (ползет).

Анализ и составление схемы предложения:    Пчелы  летят.

       Пока дети выполняют задание, педагог составляет на доске схему предложения из трех слов. Дети сравнивают свои схемы со схемой на доске. Педагог просит изменить предложение добавив еще одно слово:   Пчелы  летят  быстро.

       Затем дети изменяют свои схемы предложений; кладут буквы Ы под слово со звуком Ы; анализируют предложение из трех слов.

12. Итог занятия

       Обобщающие вопросы по теме занятия.

Тема: «Звуки У»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.

образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с термином предложение. Выделение слов из предложения; дополнение предложений другими словами. Закреплять навыки работы с моделями слов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: наборы букв на каждого ребенка (А, О, Ы, У), палочки для выкладывания буквы У, фишки красного цвета, предметные картинки, в названии которых есть звук У, модели слов, картинки для игры «Дополни предложение».

Ход НОД:

1. Организационный момент:

На столах у детей карточки с буквами А, О, Ы, У.

- Покажите буквы А, Ы, О.

- Какую букву вы не показали? (букву У)

2. Характеристика буквы У.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей в демонстрационной кассе найти большую и маленькую букву У. Остальные дети находят буквы в индивидуальных кассах. Дети внимательно рассматривают их и отвечают на вопросы педагога.

- Чем похожи большая и маленькая буквы? (они одинаковой формы)

- В чем их различие? (буквы отличаются по размеру)

- Из каких элементов состоит буква У? (из двух палочек)

- Одинаковые ли палочки по длине?

- Выложите букву У из трех палочек.

Выкладывание букв из палочек.

3. Характеристика звука У.

- Какой звук обозначает букву У?

- Когда мы произносим звук У, губы вытягиваются трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

- Как называется такой звук? (гласный)

- Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (фишкой красного цвета)

4. Игра «Кто внимательнее»

Педагог произносит различные звуки, слоги и слова. Услышав звук У, дети хлопают в ладоши.

У,  О,  И,  У,  У,  А,  О,  У,  Ы,  У

УК,  ОМ,  УТ,  УС,  ОК,  КУ, ТУ,  МА,  ВО

СУК,  СОК,  ЛУК,  СЫН,  КУСТ,  ЛОСЬ,  СУП,  ЛОБ,  СТУЛ

5. Определение места звука У в слове.

       На панно выставлены картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук У. Педагог предлагает детям назвать картинки, выделяя голосом звук У, затем определить место звука в слове и отметить его на полосках.

6. Физминутка (координация речи и движения)

            Ух, ух, ух,                               - дети складывают ладони вместе и производят

                                                               «рубящие» движения;

            Рубим, рубим во весь дух.    – 2 взмаха, руки в стороны.

7. Работа с раздаточным материалом.

       У каждого ребенка предметная картинка, в названии которых есть звук У в начале или в конце слова и модели слова. 

- Покажите с помощью фишки на модели слова, где находится звук У.

8. Игра «Дополни предложение»

Педагог предлагает детям закончить предложения, выбранных среди названных слов слово со звуком У.

       - Уля ест … (мороженое, суп, макароны);

       - Бабушка купила новые … (стулья, полки, столы);

       - Кузьма ушел … (в парк, на улицу, в театр);

       - Дедушка сидит на … (диване, стуле, скамейке).

9. Итог занятия.

       Обобщающие вопросы по теме занятия.

Тема: «Звуки А, О, У, Ы»

Лексическая тема «Осень»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы) из слова. Особенности звучания и артикуляции.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных звуков. Последовательное выделение звуков в односложных словах. Условно-графическая схема звукового состава слова.   Закреплять навыки работы с моделями слов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: наборы букв на каждого ребенка (А, О, Ы, У), палочки для выкладывания буквы У, фишки красного цвета, предметные картинки, в названии которых есть звук У, модели слов, картинки для игры «Дополни предложение».

Ход НОД:

1. Организационный момент:        Игра «Чудесный мешочек»

Педагог показывает детям мешочек с буквами и предлагает на ощупь найти буквы А, О, У, Ы

2. Основная часть.                   Игра «Узнай звук»

Педагог беззвучно произносит звуки А, О, У, Ы, просит детей узнать и назвать их, затем найти на подносе эти буквы, и показать их.

3. Характеристика звуков. 

- Какой звук обозначает буква А (О, У, Ы)? (гласный звук А, О, У, Ы)

- По какому признаку можно объединить звуки А, О, У, Ы? (они все гласные)

- Почему? (при их произнесении воздух не встречает преграды.)

- Где можно услышать каждый из этих звуков в слове? (в начале, середине и конце слова)

4.Игра «Скажи наоборот»

Педагог произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Они должны произнести слог наоборот и перебросить мяч обратно

Слоги: АУ – УА, ОЫ – ЫО, АЫ – ЫА, ОУ – УО и т.д.

5. игра «Помоги Незнайке»

На панно картинки, в названии которых есть звуки А, У, О, Ы.

- Из названий картинок убежали гласные звуки. Давайте поможем Незнайке найти их. Я буду называть слова без гласных звуков, а вы найдите нужную букву на своих подносах и покажите ее.

Слова: …стр… (астра), д…б (дуб), …тк… (утка), д…м (дом), д…м (дым), к…т (кот),

             с…р (сыр), м…к (мак).

6. Физминутка «Дождик»:

               Капля раз,                              - прыжок на носочках, руки на поясе;

               Капля два.                              – прыжок;

               Очень медленно сперва.       – 4 прыжка;

               А потом, потом, потом         - 8 прыжков;

               Все бегом, бегом, бегом.

               Мы зонты свои раскрыли,    - руки развести в стороны;

               От дождя себя укрыли.         – руки полукругом над головой.

7. Работа с раздаточным материалом.

       У каждого ребенка предметная картинка, в названии которых есть звук О в начале или в конце слова и модели слова. 

- Покажите с помощью фишки на модели слова, где находится звук О.

8. Игра «Дополни предложение»

Педагог предлагает детям закончить предложения, выбранных среди названных слов слово со звуком У.

       - Уля ест … (мороженое, суп, макароны);

       - Бабушка купила новые … (стулья, полки, столы);

       - Кузьма ушел … (в парк, на улицу, в театр);

       - Дедушка сидит на … (диване, стуле, скамейке).

9. Письменная работа.

       Написание буквосочетаний: АУ, УО, АЫ, ОА.

10. Итог занятия.

       Обобщающие вопросы по теме занятия.

       - Придумайте слова с этими звуками.

Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ»

Лексическая тема «Деревья и кустарники»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных и согласных звуков. Последовательное выделение звуков в односложных словах. Условно-графическая схема звукового состава слова.   Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: Звуковички гласных и согласных звуков, наборы букв на каждого ребенка (А, М, Н), фишки красного, синего и зеленого цвета; предметные картинки, в названии которых есть звуки М, МЬ, Н, НЬ; полоски обозначающие слог и слово (коричневые и желтые), простые карандаши, материал для графической работы.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает ребенку сесть за стол, если он назовет любой гласный звук.

2. Характеристика звуков.

- На какие группы можно разделить буквы А, О, У, Ы, М, Н? (гласные и согласные)

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Какие звуки обозначают эти буквы? (звуки М, МЬ, Н, НЬ)

- Почему эти звуки согласные? (при их произнесении воздух встречает преграду)

- Эти звуки глухие или звонкие? (звонкие)

- Почему? (если положить руку на горлышко и произнести эти звуки, можно почувствовать, как «дрожит» горлышко)

- Эти звуки твердые или мягкие?

- Как мы обозначаем твердые (мягкие) согласные звуки?

- Произнесите звук М, Н. Какую преграду встречает воздух?

Педагог предлагает достать из касс буквы М, Н и показать их.

3. Игра «Кто что подарил»

Педагог предлагает подарить картинки в названии которых есть звуки М, МЬ, Н, НЬ двум клоунам Тиму и Тому. Определить твердость и мягкость звуков.

4. Физминутка «Во дворе стоит сосна»

        Во дворе стоит сосна.

        К небу тянется она.

        Тополь вырос рядом с ней,

        Быть он хочет подлинней.   (Стоя на одной, др. ноге, потягиваемся — руки вверх)

        Ветер сильный налетал,

      Все деревья раскачал.          (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

      Ветки гнутся взад-вперёд,

      Ветер их качает, гнёт.           (Рывки руками перед грудью.)

      Будем вместе приседать —

      Раз, два, три, четыре, пять.  (Приседания.)

      Мы размялись от души

      И на место вновь спешим.   (Дети идут на места.)

5. Звуко-буквенный анализ.

- Положите перед собой буквы Н, а с права от них букву А.

- Прочитайте что получилось. (НА)

- Это слог или слово? (это может быть слог, а может быть и маленькое слово)

Игра с предлогом «НА»

- Сколько букв в этом слове?

- А сколько в нем звуков? Какие это звуки?

- Давайте превратим слог НА в другое слово. Какое слово получилось? («НАМ»)

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько звуков в этом слове?

- Как мы договорились обозначать слово? (полоской коричневого цвета)

- Как мы договорились обозначать слог? (полоской желтого цвета)

- Сколько слогов в этом слове? Почему? Давайте проверим. (хлопками)

6. Составление условно-графической схемы слова «НАМ».

- Под словом НАМ положите полоску, обозначающую слово.

- Под этой полоской положите полоску, обозначающую слог.

- Как мы договорились обозначать гласные (согласные) звуки? Покажите красные (зеленые, синие) квадратики.

- Какой звук слышится в начале слова НАМ? (Звук Н) Какой это звук: гласный или согласный? Почему это согласный звук? Квадратик какого цвета нужно положить под полоской слово? (синего)

Так же с двумя другими звуками (А,М)

- В слове НАМ три звука и три буквы.

7. Словарная работа

Игра «Придумай предложение»

Дети совместно с педагогом придумывают предложения со словом НАМ.

- В слове НАМ замените звук А на звук О (У, Ы). произнесите, что получилось. (НОМ, НЫМ, НУМ).можно ли эти буквосочетания назвать словами? (нет, это слоги)

8. Графическая работа

       Написание слов: НА, НАМ.

9. Итог НОД.

       Педагог обобщает материал, полученный на занятии.

Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.»

                                  Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки согласных звуков.  Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: Звуковички согласных звуков, наборы букв на каждого ребенка (С, О, Н), фишки красного, синего и зеленого цвета; муляжи или картинки овощей, в названии которых есть звуки С, СЬ; полоски обозначающие слог и слово (коричневые и желтые), простые карандаши, тетради для графической работы; шнурочки для выкладывания буквы С.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по описанию»

Педагог предлагает детям отгадать, как называется холодное кушанье из нарезанных кусочками овощей с какой-нибудь приправой. (Салат)

- Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук.

2. Характеристика звука и буквы С.

- Какой это звук? (согласный)

- Согласный твердый или мягкий?

- Сигнальчиком какого цвета обозначается твердый звук С? (синего)

- Какой буквой обозначается звук С? Найдите эту букву в кассах букв.

- На что похожа буква С?

- Нарисуйте букву С в воздухе.

- Какой еще звук обозначает буква С? (Звук СЬ)

- Придумайте слова со звуками С и СЬ.

Выкладывание буквы С из шнурочка.

3. Игра «Готовим салат»

На столе разложены овощи (картинки овощей): свекла, капуста, лук, укроп, картошка, чеснок, редиска. Педагог просит детей выбрать для салата только те овощи, в названии которых есть звук С.

4. Определение места звука С в словах.

Педагог предлагает назвать овощи со звуком С и определить его место в слове с помощью модели слова и фишек.

5. Физминутка «Овощи»

             В огород пойдем,                      (Маршировать на месте.)

Урожай соберем.                       (Идти по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натаскаем           (Имитировать, как срезают, таскают, копают.)

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты    

Круглый, сочный, очень вкусный.    (Показать руками.)

Щавеля нарвем немножко                  (имитация движения "Рвут".)

И вернемся по дорожке.            (Идти по кругу, взявшись за руки.)

6. Упражнение на словообразование.

- Какое еще блюдо можно приготовить из овощей? (СУП)

- Придумайте слова, в которой есть одинаковая часть – СУП -. (су, супчик, супница, суповая тарелка, суповая ложка)

7. Игра «Слово - звук»

Педагог произносит поочередно слова или звуки. Дети хлопают в ладоши если слышат любой звук.

8. Звуковой анализ слова СОН.

- Какой звук слышится в начале слова? (С)

- Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)

- Сигнальчиком какого цвета мы обозначим этот звук? (синий)

Так же дается характеристика звукам О и Н.

- Давайте выложим под каждым сигнальчиком букву, соответствующую каждому звуку.

- У нас с вами получилось слово. Полоской какого цвета мы обозначаем слово? Положите ее под словом СОН.

- Сколько звуков (букв) в слове СОН?

- Сколько слогов в этом слове? Положите полоску нужного цвета.

9. Игровое упражнение «Подбери слово»

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Есть ли в этом слове звук, который мы сегодня изучаем? Какой это звук? (СЬ)

- Про что можно сказать осенний? (лист, сад, урожай, …)

- Про что можно сказать осеннее? (солнце, небо, …)

10. Работа в тетрадях:

  • Работа с картинками (контурные изображения овощей).
  • Написание буквы С.
  • Написание слова СОН, СОМ.

11. Итог НОД: педагог обобщает материал, полученный на занятии.

Тема: «Звук И. Буква И.»

                                  Лексическая тема «Фрукты»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму единственного числа существительных в форму множественного числа. Развивать фонетическое восприятие, внимание, память, мышление.

образовательные: Пропедевтика. Отличительные признаки гласных звуков.  Закреплять навыки работы с моделями слов, слогов.

воспитательные:        воспитание личностных качеств ребенка, произвольного поведения, воображения, познавательной активности; формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Материал: Звуковичок звука И, наборы букв на каждого ребенка (А, И, Н), фишки красного, синего и зеленого цвета; муляжи или картинки фруктов, в названии которых есть звуки И; полоски обозначающие слог и слово (коричневые и желтые), простые карандаши, тетради для графической работы; палочки для выкладывания буквы И, мяч.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям садиться за стол, называя любые фрукты.

Игра «Эхо»

Педагог произносит цепочку слогов, а кто-нибудь из детей повторяет ее.

МИ – НИ – МИ,      СИ – МИ – СИ,

НИ – СИ – НИ,       МИ – СИ – МИ.

2. Характеристика звуков.

- Что вы повторяли: слова или слоги? (слоги)

- Какой звук повторялся в каждом из этих слогов? (звук И)

- Звук И гласный или согласный?

- Найдите букву И в кассах букв. Покажите ее.

- Как мы договорились обозначать гласные звуки? (сигнальчиками красного цвета)

3. Игра «Скажи наоборот» (с микрофоном)

Педагог произносит слог, и дети произносят их наоборот.

ИН – НИ, МИ – ИМ, СИ – ИС,

НИ – ИН, ИМ – МИ, ИС – СИ.

4. Игра «Один - много»

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч ребенку, который должен образовать множественное число и перебросить мяч обратно.

          Слова: яблоко – яблоки, кубик, пирамидка, машинка, мяч, тарелка,

                      книга, линейка и т.д.  

5. Игра «Выбери правильно»

Педагог показывает картинки разных фруктов. Дети выбирают (поднимают сигнальчики) только те картинки, в названии которых есть звук И.

       Слова: слива, груша, лимон, яблоко, киви, апельсин, абрикос, банан.

6. Пальчиковая гимнастика. «Компот»

               Будем мы варить компот,                  -  Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много вот:                   пальцем правой руки «мешают».

Будем яблоки крошить,                     - загибают пальцы по одному,

Грушу будим, мы рубить.                    начиная с большого.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                  – опять «варят» и «мешают».

Угостим честной народ.

7. Игровое упражнение «Не ошибись!»

- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук И, хлопните в ладоши.

ОЛЯ, ИГОРЬ, САША, МАША, ИЛЬЯ, АЛЕША, ПАВЕЛ, ИРА, КОЛЯ, ИННА, АННА, КЛАВА, ИРМА.

8. Звуко-буквенный анализ слова НИНА.

- НИНА – это слово или звук?

- Полоской какого цвета мы отмечаем слово? (полоской коричневого цвета)

- Какой первый (второй, третий, четвертый) звук в этом слове?

- Каким сигнальчиком мы его отметим?

- Сколько звуков в этом слове?

- Давайте под каждым звуком выложим соответствующую букву.

- Сколько букв в этом слове?

- Сколько гласных (согласных) букв?

- Сколько слогов в этом слове?

9. Работа в тетрадях.

  • Написание слова НИНА, слогов СИ, МИ.

10. Итог НОД.

       Педагог обобщает материал, полученный на занятии.

И  И  И  И  И  И

И  И  И  И  И  И

С  С  С  С  С  С

С  С  С  С  С  С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста «Сказка о веселых человечках-звуках»

Тема: «Сказка о веселых человечках-звуках»(с элементами фонетической ритмики) Цели коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, речевое (фонематическо...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звук "О"

Цели коррекционные: звучание, умение выделять голосом из слова. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Пропедевтика. Р...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Звуки А, О

Цели коррекционные: совершенствовать умение условно обозначать гласные звуки фишками красного цвета. Закрепление знаний о буквах А, а, О, о. Развитие артикуляционного аппарата. Придумывание слов с зад...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук Ы"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Выделение звука [ы] из слова. Практические преобразования формы множественного числа существительного в единственное и наоборот (цветы ...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста "Звук У"

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным. Умение слышать и выделять звук [у] из слова. Особенности звучания и артикуляции.образовательные: Пропедевтика. Продолжать знакомить с те...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки М, МЬ, Н, НЬ» Лексическая тема «Деревья и кустарники»

Цели коррекционные: Звучание, артикуляция, отнесение к гласным и согласным. Умение слышать и выделять звуки (А, О, У, Ы, М, МЬ, Н, НЬ) из слова. Особенности звучания и артикуляции. Развивать фонетичес...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...