Школа молодого воспитателя: "Виды игровой деятельности".
консультация по теме

Калиянц Людмила Сабировна

Материал интересен начинающим воспитателям, а также старшим воспитателям в качестве консультации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_igrovoy_deyatelnosti.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Ст.воспитатель  Калиянц Л.С.

МБДОУ д/с № 1

г.Кропоткин

Консультация для «Школы молодого воспитателя»

Виды игровой деятельности

Все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:

1. Творческие игры

2. Игры с правилами

К творческим играм относятся :

 Режиссерские:

1. Сюжетно-ролевые игры, которые делятся на:

Игры на бытовые темы.

Игры с производственной тематикой.

        2. Театрализованные игры: игры-драматизации, различные виды театров

Игры со строительным материалом,  которые делятся на:

1. Игры с использованием конструктора или строительного материала.

2. Игры с природным материалом (песком, водой, снегом)

Есть еще игры-забавы и  развлечения.

        

Игры с правилами   делятся на :

Дидактические:                                               Подвижные:

Игры с предметами и игрушками.                        Сюжетные

Словесные дидактические игры.                        Бессюжетные

Настольно-печатные игры.                        Игры с элементами спорта

Музыкально-дидактические игры.

        

Руководство сюжетно-ролевыми играми

        

Сюжетно-ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их  и воссоздаются социальные отношения между людьми.

Для каждой сюжетно-ролевой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

        Игра – один из тех видов деятельности, которые, используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения. Но анализ воспитательной работы в детском саду показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Одними из основных причин неумения  детей играть является:

1. Слабая связь игры с жизненным опытом детей.

2. Неумение воспитателя руководить  игрой.

Существует 4 способа комплексного руководства игрой:

1. Планомерное обогащение опыта (в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения)

2. Обучающие игры (дидактические, театрализованные и др.) для перевода реального опыта в игровой план.

3. Своевременное изменение игровой среды, расширение тематики игры.

4. Общение со взрослым во время игрового процесса для развития умения ориентироваться в игровой задаче.

В руководстве  сюжетно-ролевой игрой важное значение приобретает логическое построение педагогического процесса, в котором отражены единство обучения, игры и  труда. С этой  позиции и определяются группы методов:

Первая группа методов – обогатить детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ней относятся:

*экскурсии,

*наблюдения,

*встреча с людьми разных профессий,

*чтение художественной литературы,

*беседа с детьми,

*беседа-рассказ воспитателя о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе труда,

*просмотр фотоиллюстраций, картин, репродукций  о событиях, происходящих в стране,

*индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания о современных событиях и о моральных категориях добра и зла,

*инсценировка отдельных произведений с использованием персонажей кукольного театра

Вторая группа методов – обучение детей конструированию, ручному труду, изготовлению поделок, игрушек.

К ней относятся:

*совместная постройка воспитателя с детьми,

*образец педагога и показ приемов конструирования из строительных материалов,

* овладение детьми  приемами конструирования во время систематических занятий,

*использование фотографий и различных схем построек,

*обучение детей умению делать игрушки из бумаги и тонкого картона,

*показ воспитателя приемов изготовления игрушек из бросового материала (катушек, коробок, пластиковых стаканчиков) и природного материала (шишек, каштанов, желудей, веточек).

Третья группа методов – участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре.

Использование этих  групп методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей и от того, какие игровые умения, навыки имеют дети и какова культура детской речи.

Младший дошкольный возраст

В играх детей  этого возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Дети стремятся определить для себя роль, которая может увлечь их на непродолжительное время. Интерес детей неустойчив, возможно переключение с одной роли на другую. Также велика роль подражания. Воспитателю  при выборе приемов руководства важно учитывать эмоциональность, детскую впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному.

Воспитатель использует дидактические игры типа «Уложим куклу Таню спать»,  «Оденем Таню на прогулку», «У куклы Тани – день рождения» и др.  Во время наблюдения за трудом взрослых необходимо раскрывать последовательность  их действий и включать, по возможности, детей в трудовой процесс (например,  помощь няне при накрывании стола). Воспитатель организует постепенное и последовательное  пополнение игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.

Большое значение  в руководстве игрой имеет совместная игра воспитателя с детьми, показ действий с игрушками и использование предметов-заместителей. Малыши часто подражают игре сверстников и желают выполнять ту же роль, что и другой ребенок. В связи с этим возникают конфликты из-за одной и той же игрушки (куклы, машины). Воспитатель должен играть вместе с детьми, стараясь увлечь их совместными действиями с одной игрушкой (у одной куклы будут и «мама» и «сестра»;  у одной машины будет  2 шофера – один привозит «на стройку» кубики, другой выгружает и везет  машину  в гараж для ремонта). Воспитатель нередко берет на себя одну из главных ролей (воспитатель –врач, дети – пациенты), или наоборот, одну из второстепенных ролей (ребенок – продавец, воспитатель – покупатель). Во время игры  воспитатель производит и показ действий с предметами, с игрушкой, учит разговору-диалогу  между участниками игры, комментирует дальнейшие действия ребенка, меняет игровую ситуацию для развития сюжета игры.

В младшем возрасте используются игры-забавы, цель которых – повеселить, порадовать детей (игры-забавы с ветром, с солнечными зайчиками, с механическими игрушками). Воспитатель сопровождает показ этих игрушек потешками, веселыми стихами, объединяя их действия одной темой (например, «Веселый зоопарк»).

Большую ценность в работе с детьми представляют игры с песком, водой, снегом. Малыши любят делать из песка «пирожки», или строить  «домик» для кукол, «гараж» для машины. Воспитатель дает детям дополнительную атрибутику в виде формочек, фанерных фигурок людей, птиц, животных,  маленькие машины, предлагая построить еще несколько «домиков» или «гаражей», при этом оказывая помощь в овладении навыков строительства.

Игры с водой требуют соблюдения некоторых условий: наличие достаточно больших тазов или надувных емкостей для воды, чтобы вокруг них могли находиться 4-5 детей, наличие плавательных игрушек. Вода в тазах должна быть теплой. Воспитатель показывает как замечательно играть с водой, как мама-утка учит плавать своих утят, как красиво плывут бумажные лодочки, как можно устроить соревнования корабликов.

Игры со снегом начинаются у малышей со знакомства со свойствами снега: дети сгребают снег в маленькие кучки, перебрасывают снег с места на место, перевозят на санках. Воспитатель  сам строит горку из снега,  дает детям маленьких куколок, машинки, чтобы покатать их с горки, дает детям лопаточки, советует самим сделать горку для других куколок и машин.

Средний дошкольный возраст

Для  сюжетно-ролевой игры  детей этого возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассказов взрослых («путешествия», игры в «моряков», «военных»,  «строительство»).

Характерная особенность в выполнении ролей и игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательным, вежливым, добрым. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни  -  это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло.

В игровой деятельности находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Теремок» и др.).

Дети этого возраста любят совместные игры. Объединения немногочисленны – 4-5 человек. Основой являются личные симпатии, привязанности, которые возникли еще в младшем возрасте. У детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или воображаемое лицо, ребенок стремится реализовать  собственные  знания и представления о  его делах, поступках, чувствах. Руководство воспитателя направлено на обогащение детей впечатлениями, знаниями о происходящих событиях. Воспитатель использует разные методы: беседа, чтение художественных произведений, встреча с людьми разных профессий, рассказ с использованием иллюстраций.

        Воспитателю необходимо вместе с детьми участвовать в игровой ситуации, он может взять на себя главную роль, может быть одним из участников, но в любом случае должен руководить  игрой и направлять инициативу и творчество детей.

Старший дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать.

Появляется желание выполнить свою  роль с большей выдумкой, изобретательностью. Для развития игры дети используют свои технические умения. Могут договориться о теме игры, без конфликтов  распределять роли. Появляются игры более сложной тематики («Космонавты», «Полеты на «Луну»),   длительные творческие игры («Строительство  города в тайге»,  «Путешествие  на Северный полюс», «Кругосветное путешествие») .

Руководство длительной творческой игрой имеет свою специфику. Это объясняется прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянного развития и усложнения содержания. Следовательно, чтобы  удержать интерес детей к игре, воспитатель должен постоянно давать им новые, конкретные знания.

Основные приемы руководства длительными сюжетно-ролевыми играми:

1. Проведение экскурсий (первичной, повторной, закрепляющей). 

2. Использование бесед, рассказов с показом иллюстраций при ознакомлении детей с событиями современной жизни (о полете космонавтов, о выходе в космос человека, о походах отважных людей к Северному полюсу, о путешествии на необитаемый остров).

3. Просмотр видеофильмов или слайдов по теме игры.

4. Беседа-рассказ воспитателя.

5. Чтение художественной литературы с дальнейшим обсуждением прочитанного.

Руководство воспитателя в игре не должно подавлять инициативу и творчество детей, а, наоборот, всячески способствовать их развитию. Распределение ролей – важный этап перед игрой. Не обязательно  воспитателю  брать на себя  ведущие роли в игре. Достаточно совета, напоминания, предложения направленных на самоорганизацию  детей в игре. Можно провести коллективное обсуждение кандидатур на главные и второстепенные роли. Такое обсуждение учит детей правильно распределять роли, показывает,  как важно быть хорошим товарищем, которого уважают и любят, который сам много умеет и помогает другим.

Для игр с песком от воспитателя требуется дополнительный материал – обрезки досок, колышки, шнуры: дети строят шлюзы, каналы, подземные переходы, тоннели. Часть игрушек дети делают сами на занятиях или вне занятий: пароходы, лодки, вагоны, самолеты из бумаги или коробок, из бросового материала (пластиковые бутылки)

Из снега в этом возрасте могут быть сделаны крупные постройки – на территории участка и мелкие  - на столах. Воспитатель учит,  как сделать «кирпичи» из снега при помощи коробок или ящичков, как возводить стены дома, как утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки, снежные валы. Здесь возможны игры «Зимняя крепость», «Северный полюс», «Зимняя Олимпиада», «Праздник русской зимы», а также драматизация сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

В содержании  театрализованных игр прослеживается динамика действия, наличие диалогов, бесед. Основные вопросы руководства театрализованными играми в этом возрасте касаются выбора литературного произведения, работы с детьми по выразительности речи, созданию декораций и костюмов. Театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии  воспитателя.

Игры-забавы в старшем дошкольном возрасте носят характер  веселых эстафет, соревнований, аттракционов с участием двух и более команд: «Эстафета на санках», «Воздушный футбол» и др. Показ воспитателем заводных игрушек, действующих в одной сюжетной линии  «Цирк», «Детки в клетке»  может способствовать возникновению интереса и желания самим детям подготовить «цирковое представление»

Игры с правилами – группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, и четко установленные правила. В них заранее определена последовательность действий.

Это подвижные игры, спортивные игры, настольно-печатные, дидактические.

Методика проведения подвижных игр

Младший возраст

Старший возраст

                                        Сбор на игру

1. Начать играть с 3-5 детьми, а остальные присоединяться

2. Дать условный сигнал (голос, колокольчик, бубен)

3. Привлечь внимание красивой игрушкой.

Создание интереса к игре

1. Загадать загадку (отгадка-главный герой игры).

2. Спеть песню, рассказать стихотворение.

3. Показать игрушку.

Размещение детей

1. Ставят так, как этого требует начало игры.

Объяснение игры

1. Заранее не объясняют, а подсказывают действия детей по ходу.

2.К концу года 2 мл.гр. можно дать объяснение, когда игра простая.

Показ действий

1. Воспитатель выполняет все движения от начала до конца с детьми (полный показ).

2. Иногда до начала игры после сбора.

Распределение ролей

1.  Роль водящего выполняет воспитатель или ребенок старшей группы.

2. На роль водящего назначить активных детей, затем остальных.

                                           

Раздача пособий

1.После объяснения игры.

Начало игры и руководство

1. Играть от начала до конца с детьми

Окончание игры. Подведение итога

1. Дать положительную оценку и сравнить с образом.

Длительность игры

5-8 минут

Повтор 3-4 раза

Сбор на игру

1. Условный сигнал (бубен, свисток, поднятие руки)

2. Сбор поручить дежурным

(собирайся народ, кто в игру идет)

3. Заранее до выхода на прогулку договориться о месте сбора.

Создание интереса к игре

1. Задать вопросы, подводящие к содержанию игры (кто живет в лесу?..)

2. Придумать или прочитать короткий рассказ (например, к игре «Охотники и обезьяны»).

Размещение детей

1. Ставят так, как этого требует начало игры.

2. Полукругом, стайкой.

Объяснение игры

1. Дать название, коротко и четко изложить содержание, выделить правила (что можно, что нельзя), закрепить правила (2-3 вопроса).

2. Объяснение в виде небольшого рассказа.

Показ действий

1. На усмотрение воспитателя.

Распределение ролей

1. Считалка (дети сами считают).

2. Воспитатель назначает, но объясняет.

3. По желанию детей (дети сами выбирают).

4. Воспитатель спрашивает, кто хочет(по собственному желанию).

5. Ребенок-стрелочник ( «Стрелка, стрелка, повернись и водящий покажись»).

6. Водящий выбирает себе замену.

7. Раскрутить веревочку (кто задел, тот и водит).

Раздача пособий

1. После объяснения игры

Начало игры и руководство

1.Воспитатель играет, когда:

А) игра новая

Б) не хватает пары

В) падает интерес к игре

2. Воспитатель не играет, когда:

А) подаёт сигналы

Б) следит за дозировкой

В) руководит игрой.

Окончание игры. Подведение итога.

1. Воспитатель сам анализирует (3-4 вопроса).

2. Задать вопросы детям («Понравилось? Как играли? Кто был проворнее?»)

Длительность игры

10-15 минут

Повтор 5-6 раз

Распределение игр по возрастным группам

Категория игр

Возрастная группа

Периодичность

Сюжетно-ролевые

Все группы

Ежедневно на прогулке и  во 2-ой половине дня

Подвижные

Все группы

Ежедневно на прогулке

Строительные

Все группы

Ежедневно на прогулке и во 2-ой половине дня

Спортивные

Младшая/средняя

Старшая/подготовительная

Не проводятся

1 раз в  неделю на прогулке

Настольно-печатные

Все группы

Ежедневно во 2-ой половине дня

Дидактические (обучающие)

Все группы

Ежедневно на занятиях, на прогулке, во 2-ой половине дня

Театрализованные,

Игры-драматизации

Старшая-подготовительная

1 раз в неделю во 2-ой половине дня

Игры-инсценировки

Младшая-средняя

1 раз в неделю во 2-ой половине дня

Игры-забавы

Все группы

1 раз в неделю

Свободная игровая деятельность детей на выбор

Все группы

Ежедневно, утром до зарядки, на прогулке и во

2-ой половине дня

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого воспитателя :"Непосредственно-образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду"

Материал интересен начинающим воспитателям и старшим воспитателям в качестве консультации для педагогов....

Рекомендации для воспитателей "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"

Рекомендации для воспитателей " Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"...

Консультация для молодых специалистов "Значение игровой деятельности для дошкольника. Виды игр"

В консультации раскрывается значение игровой деятельности для психичского развития ребенка дошкольника, воспитательная и обучающая роль игр. Представлены виды игр....

Рекомендации для воспитателей "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"

Рекомендации для воспитателей "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"...

Консультация на тему: «Игровая деятельность основа познания окружающего мира дошкольником.» (в рамках работы «Школа молодого воспитателя»)

Консультация на тему: «Игровая  деятельность  основа   познания   окружающего мира дошкольником.»...