Школа молодого воспитателя :"Непосредственно-образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду"
консультация на тему

Калиянц Людмила Сабировна

Материал интересен начинающим воспитателям и старшим воспитателям в качестве консультации для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neposredstvenno-obrazovatelnaya_deyatelnost.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.С.Калиянц МБДОУ д/с № 1

Непосредственно -  образовательная деятельность –

основная форма обучения в детском саду.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность (или организованная образовательная деятельность)

Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Традиционно выделяется три формы организации обучения:

Формы

организации

обучения

Особенности

Где применяется

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

  • Индивидуальная работа по образовательной деятельности вне занятий (по развитию речи, математике, физкультуре, ИЗО-деятельности и т.д.)
  • Подготовка к праздникам,  досугам, театрализованным играм (заучивание стихотворения, сценки, роли персонажей)
  • Логочас (в коррекционных группах)

Подгрупповая

(индивидуально-

коллективная).

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия детей, общность интересов, но не по уровню развития!

Педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

  • Работа подгруппами во время непосредственно образовательной деятельности (например, рисования или конструирования)
  • Трудовая деятельность (например, работа в уголке природы)
  • Экскурсия по саду (например, на кухню)

Фронтальная.

Общегрупповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание).

Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Проведение праздников, досугов, развлечений
  • Организация игровой деятельности на прогулке (подвижная игра)
  • Организация наблюдений в природе
  • Организация режимных моментов

Содержание  непосредственно-образовательной  деятельности

В настоящее время преобладает комплексная непосредственно -  образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических (обучающих) задач.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса:

1. Соблюдение гигиенических условий (помещение проветрено, свет падает с левой стороны, или есть дополнительное искусственное освещение, материалы и оборудование соответствуют гигиеническим и эстетическим требованиям)

2. Длительность занятия (соответствует установленным нормам СанПиНа):

ранний возраст – 10 мин. (в неделю не более 10 занятий)

младший возраст – 15 мин. (в неделю не более 10 занятий)

средний возраст – 20 мин. (в неделю не более 10 занятий)

старший возраст – 20-25 мин. (в неделю не более 13 занятий)

подготовительный возраст – 30 мин. (в неделю не более 14 занятий)

3. Форма организации детей:

дети сидят за столами –

  • продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд)  
  • математика или обучение грамоте (когда есть раздаточный материал)
  • экспериментирование

дети сидят полукругом –

  • непродуктивные видя деятельности (развитие речи, ознакомление с окружающим и миром природы, музыка, чтение)

дети не сидят –

  • физкультура
  • трудовая деятельность
  • подвижные игры
  • сюжетно-ролевые игры

4. Подготовка воспитателя к занятию:

  • подготовка раздаточных и демонстрационных материалов и оборудования;
  • знание темы, цели и хода занятия;
  • вопросы к детям.

5. Подготовка детей к занятию

  • за день до занятия читаем детям, если это требуется для пересказа сказки или рассказа
  • за день до занятия рассматриваем картину, если это требуется для составления рассказа по картине

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей:

  • переключить внимание детей на предстоящую деятельность,
  • вызвать интерес к ней,
  • создать соответствующий эмоциональный настрой,
  • раскрыть учебную задачу.

Ход (процесс) занятия -  это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. 

Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился!

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.        

ЗАДАЧИ

Задачи во всех видах непосредственно образовательной деятельности:

  • Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
  • Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
  • Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Проведение нетрадиционных занятий

Вид

Содержание

Занятие – творчество

Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», « Придумаем несуществующее животное, растение»

Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки

Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

Занятие – путешествие

Организованное «путешествие» по родному городу, по странам и континентам, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с водой, бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ

 Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Классификация методов и приемов

Методы

Приемы

Наглядный

Наблюдение 

Наблюдения распознающего характера (например, изучая куб, дети узнают о форме, цвете, величине)

Наблюдения за изменением и преобразованием объектов (например, рост растения или строительство дома)

Наблюдения репродуктивного характера (например, по цвету почвы дети узнают о ее влажности или по цвету ягоды – о ее спелости)

Демонстрация

Показ предметов (например, кукольной одежды или посуды)

Показ репродукций (например, использование картин разных художников по теме «Осень»)

Показ образца (при рисовании, лепке, аппликации)

Показ способов действия (например, на занятиях по развитию движений, музыкальном, изодеятельности – может быть полным или частичным)

Показ видеофильмов или презентация

Словесный

Беседа

Беседа после (или до) экскурсии, прогулки (познавательная или этическая, вводная или итоговая)

Рассказ воспитателя

Объяснение (используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений)                                                                                        Вопросы                                                                           Указания                                                                        Пояснения                                         

Рассказ детей

Пересказ сказок,

Рассказ по картинам, 

Рассказ о  предметах, 

Рассказ из детского опыта,

Творческие рассказы

Чтение литературы

Чтение рассказа или сказки по книге

Заучивание наизусть

Игровой

Дидактическая игра

  • выполнение воспитателем игровых

        действий;

  • внезапное появление объектов;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • введение элементов соревнования;
  • создание игровой ситуации

Воображаемая игра

Практический

Упражнения

  • подражательного характера;
  • конструктивного характера;
  • творческого характера;
  • игровые.

Элементарные опыты (экспериментирование)

  • с бумагой
  • с тканью
  • с водой
  • с песком

Моделирование 

Замещение реальных предметов (например, камешек стал конфеткой, песок – кашей для кукол)

Схема (например, использование схем при составлении описательных рассказов о предметах)

Условный знак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Занятия, как форма обучения в детском саду".

Родительское собрание в разновозрастной группе детского сада "Занятия, как форма обучения в детском саду"....

Школа молодого воспитателя: "Виды игровой деятельности".

Материал интересен начинающим воспитателям, а также старшим воспитателям в качестве консультации....

Консультация для воспитателей "Занятие как форма обучения в детском саду"

Консультация для воспитателей "Занятие как форма обучения в детском саду"...

Основные задачи обучения в детском саду игре в баскетбол (старший дошкольный возраст) Старшая группа:

Старшая группа: • Заинтересовать детей предстоящими упражнениями и играми с мячом, • Научить применять соответствующие движения; • Формировать умения действовать с мячом; • Учить д...

Доклад на родительском собрании на тему «ООД, как форма обучения в детском саду».

Цель данного доклада: познакомить родителей с понятием «обучение в детском саду»;дать представление о занятиях, на которых осуществляется обучение детей в группе;способ...