Истоки трудолюбия консультация для родителей о нравственном воспитании дошкольника
консультация (младшая группа) по теме

Истоки трудового воспитания начинается в младшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_istoki_trudolyubiya.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

консультация с родителями о нравственном воспитании дошкольника

«Истоки  трудолюбия»

 Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте.     Они тянутся к делам старших,  копируют их действия.  Малыш стирает,   как мама,  действует молотком,  как папа,   просит разрешить помыть посуду или  расставить  книги в шкафу,  как  это делает  бабушка, с удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед….

В труде ребенок ощущает себя большим,    хочет быть ловким,  умелым, самостоятельным, настоящим помощником. Хотя у малышей отношение к делу еще не отличается достаточной отчетливостью и   устойчивостью,   а  их труд -это скорее игра,  однако и эти проявления следует всячески поощрять и развивать.

Нельзя не принимать во внимание возможности ребенка-дошкольника и особенности его трудовой деятельности. Возможности его весьма ограничены,  у него нет трудовой сноровки,  он не умеет предвидеть результаты труда и выполняет с удовольствием лишь то ,что ему нравиться и удается. Главное, что его труд не может заменить труд взрослого .Зато велико воспитывающее значение труда ребенка ,и в этом его ценность.

 Трудовая деятельность особенно важна  в нравственном становлении личности. В труде у ребенка формируется такие качества, как чувство ответственности за порученное,  самостоятельность, организованность,  инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.

Трудовое поручение организует поведение ребенка! Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность,  медлительный  -  ловкость  и смекалку,  шалун - деловитость и терпение,    неумейка - старание и желание сделать как можно лучше. Если дошкольник систематически участвует в труде, то это  положительно складывается на формировании его личностных качеств:  он приобретает готовность к труду (что важно при  подготовке к школе,  учение - это труд и напряжение умственных,  духовных и физических сил); на практике познает, что такое заботливость, бережливость; начинает осознавать значение  и цену труда  старших . К ребенку постоянно приходит чувство уважения к делам взрослых, стремление помогать им,  появляется умение видеть непорядок в окружающем и устранять его по собственной инициативе.

Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает  тогда, когда малыш впервые заявляет: « Я сам». Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка - своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Пока ребенок    мал,  он нуждается в помощи взрослого. Эта помощь не должна глушить самостоятельные действия малыша. Плохо, если он превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают вопреки детскому стремлению что - то сделать самостоятельно. Помощь должна быть до определенных  разумных пределов, она должна побуждать малыша к самостоятельным действиям. Обязанность родителей - с раннего возраста формировать у ребенка готовность разделять с ними трудовые дела.

Такая готовность складывается благодаря постоянству требований предъявляемых к ребенку по принципу: «Все, что можешь, делай сам». Приучать испытывать удовольствие от чистоты и порядка в окружающем. Важно, чтобы эти несложные трудовые дела находили продолжение в семье. Круг трудовых поручений усложняется с возрастом ребенка .Родители должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, что каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех. Надо разъяснять ребенку: « Не выполнил доверенное дело, - значит, прибавил хлопот взрослым. Они заботятся о тебе, а ты о них не позаботился. Хороший сын (дочь) так не поступит». В группе создается атмосфера занятости, которая является воспитывающим фактором. Ребенок  поставлен перед необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, готовить перед занятием свое рабочее место, стелить постель ко сну, убирать ее после сна. Важно, чтобы и в семье жизнь ребенка была проникнута трудом как естественной  деятельностью,  без  которой нельзя обойтись.

Встал утром - заправь свою постель (« Так делают все члены семьи»); умойся и оденься сам  («За тобой ухаживать некому - все собираются на работу, а ты - в детский  сад. И взрослым, и тебе опаздывать не полагается»); предстоит завтрак - помоги накрыть на стол («  У каждого в это время есть свои дела»).

Так трудовой ритм семьи становится обязательным и для ребенка. Повторяясь изо дня в день ,трудовые действия становятся жизненной  необходимостью.  а  привычка к труду естественным состоянием.

Важно, чтобы с ранних лет ребенку внушали: ты равноправный член семьи и потому у тебя, как у всех, должны быть свои обязанности – трудовые и нравственные: все, что ты можешь сделать сам, за тебя не должны делать взрослые, не допускай, чтобы они за тобой ухаживали, убирали, – этим ты бережешь их труд и время, выражаешь им свою любовь и уважение. Правильное отношение к труду легче сформировать там,  где ребенок не только видит пример трудолюбия старших, но и сам помогает им, имеет постоянные обязанности по дому, выполняет поручения, связанные с общими трудовыми делами семьи. В процессе совместного труда ребенок приобретает необходимые навыки и  умения,  которые потребуются ему  в школе и в дальнейшей жизни. У него вырабатывается психологическая установка  на труд как на жизненно необходимую потребность.

Надо учить его переключаться с одной деятельности,  интересующей его, на другую, обязательную. В таких ситуациях у ребенка формируется способность переключаться от «  хочу» к «надо». Это начало ответственности, умения мобилизоваться для выполнения необходимого дела, понимая своих обязанностей. Нельзя приказными методами заставлять ребенка заниматься трудом. Переключая его на труд, необходимо учитывать его настроение, увлеченность своим делом. Если ребенок старательно рисует, лепит или конструирует, то стоит повременить или отложить свое намерение дать ему трудовое  поручение.

Труд  должен приносить ребенку радость и удовлетворение, создавать хорошее  настроение. Тогда он будет любить труд.  Потрудился,  постарался, и вот результат: достиг  того чего желал! Из – за отсутствия жизненного опыта и должной сноровки это не всегда удается ребенку: он многого не знает и не умеет, часто делает не так даже тогда, когда искренне старается.

Культура трудовой деятельности во многом зависит от наличия у ребенка орудий труда. Ребенка надо учить пользоваться тем или иным орудием труда, объяснить и показать, для чего оно предназначено, как им действовать, экономно расходуя свои силы. Учитывая, что дошкольник не способен к отвлеченному мышлению, которое так необходимо  при планировании трудовых действий, взрослый может уточнить, как он намеревается выполнять поручение, что для этого потребуется, с чего начать работу. Необходимо  постараться предотвратить возможные ошибки ребенка и помочь ему организовать процесс работы.

В совместном труде дети получают много полезных сведений о предметах и орудий труда, для чего они предназначены, как их использовать. Подражая взрослым, ребенок старается все делать, как мама или папа, перенимает от них рациональные приемы работы, учится логической последовательности трудовых операций. Результаты труда имеют большое воспитательное значение, они приносят детям радость, удовлетворение от проделанной работы: убрали в игровом уголке, и там стало приятно играть; починили книги, они вернулись на книжную  полку  и снова будут рассказывать интересные истории. Завершить  начатое, добиться  выполнения  задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связанно с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

Руководство трудовой деятельности не должно подавлять детскую инициативу, чтобы не снижать интереса ребенка к труду. Необходимо дать просмотр его фантазии. Маленький труженик должен самостоятельно выполнять работу. Это повышает в нем чувство ответственности за порученное. Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения.

Это представление складываются у него благодаря личному опыту. Значимость труда в нравственном развитии дошкольника особенно ощутимо, когда круг его забот не ограничивается рамками семьи. Труд для других… Это наиболее воспитывающий фактор, благодаря которому у ребенка формируется общественное сознание, стремление ценить и беречь то, что сделано.          

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой  частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступе...

Консультация для родителей о нравственном воспитании дошкольников

Формирование нравственного здоровья дошкольника....

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для дошкольных учреждений существует опыт и различны...

Консультация для родителей Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Цель воспитания:Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.Воспитывать в детях милосердие, с...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание-зеркало отношений и характеров родителей...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...