Статья воспитателяМБДОУ «Детский сад № 40» Кокловой Натальи Павловны.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Коклова Наталья Павловна

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников  средствами нетрадиционных техник рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Кокловой Натальи Павловны.

Тема:  «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования».

     Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Т.С. Комарова указывает: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)». Использование нетрадиционных технологий поможет нам разнообразить и варьировать изобразительную деятельность младших дошкольников, развить их творческие способности.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

    Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро снижают интерес ребенка к рисованию, поскольку в результате его усилий рисунок не соответствует ожиданию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. И как следствие, снижение уровня интереса к данному виду деятельности, который является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами.

Сначала  была проанализирована изобразительная деятельность детей по методике Г.Г.Григорьевой.

        Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту. Числовые показатели обследований .

Анализ тематики детских рисунков

Анализ уровня развития восприятия

Анализ уровня развития  изобразительных действий

Техника рисования

Анализ рисунков

1

2,7

2,5

2,7

3,2

2,8

       Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрасту. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г.Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения.

 На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы. 

Цель работы: развитие изобразительной деятельности детей, через изучение и освоение нетрадиционных техник  рисования, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Задачи представлены:

  1. Обогащать представления  детей  об окружающем мире.
  2.  Способствовать развитию замысла и технических умений у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники
  3. Расширять знания детей  о нетрадиционных  изобразительных материалах и техниках  работы с ними.
  4. Развивать технику работы с различными художественными материалами
  5. Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам.

Работу в основном этапе по развитию изобразительной деятельности младших  дошкольников мы строили по следующим этапам, представленным на экране:

  1. Ознакомление детей с изобразительными техниками.
  2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек.
  3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.

 Сначала мы создали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

    В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.  

     Оборудование и материал по развитию изобразительной деятельности детей, который находится в мини центре художественно – эстетического развития детей, мы условно разделили на группы, представленные на экране:

  • иллюстрации, альбомы, особенно по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством,
  • дидактические игры на развитие восприятия  «Сложи узор», «Подбери узор» и тд.,
  • игры по развитию мелкой моторики, 
  • разнообразные раскраски, бумага для рисования;
  •  трафареты (овощей, фруктов, машин, геометрических фигур), 
  • изобразительный материал, соответственный возрасту детей. Представлены: гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маркеры, пластилин, восковые мелки, гуашь.

         Также  в группе создан уголок ручного труда, в котором представлен разнообразный бросовый и природный материал, а также нестандартный изобразительный материал: тыкалки, штампы, твердые кисточки, пробки, печатки из картофеля, ластиков.

       Интерес у детей вызывает именно нестандартные изобразительный материал. Дети любят рисовать восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами, рисовать ладошками, пальчиками.

           После того, как мы создали развивающую предметно –пространственную среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр и рисования, мы пришли к первому этапу нашей работы.

   На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, тыкалок, штампов,  пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы.  Использование нетрадиционных  техник вызвали интерес и желание рисовать. Например, Даша С. после ознакомление с техникой оттиск картофелем, неоднократно повторяла  и включала данную технику в рисовании в самостоятельной  деятельности.

На втором этапе работы мы закрепляли использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. Основные методы данного этапа: 

  • Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
  • Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
  • Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд.
  • Игровые приемы при рисовании  по технологии  Г.Г. Григорьевой,
  • Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.

      Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественное творчество», которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в развивающей предметно-пространственной среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ане К. понравилось украшать свои рисунки оттисками из картошки, печатками. Поле Х. нравится  опускать в гуашь жесткую кисть и ударять ею по бумаге, получать пушистых зверьков: цыпленка, мышек, зайцев.

       Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий.  Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом.

        В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, Костю К. интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе.

     Улучшение технических навыков и переход  умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность,  ознаменовал появление  третьего этапа, задачей которого  было создание  условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в собственную  изобразительную деятельность. На данном этапе  мы использовали  в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Дети с удовольствием рисовали, лепили, а потом угощали сделанными «баранками», «печеньем», «конфетами» зайца, кукол, украшали полянку цветами, дарили их друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми  «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой палочками, пробовали печатать на песке, снеге.  Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье.

      То есть результаты рисования и лепки с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.

   В повседневной жизни детей довольно часто у большинства  появился перенос усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.

      То есть результаты рисования с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.  В повседневной жизни у большинства детей появился интерес переноса усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.

  Повторная диагностика по методике Г.Г.Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько  техник и приемов рисования.

Таким образом, результатами нашей работы стали:

  • Обогатились представления  детей  об окружающем мире.
  •  Развился замысел и технические умения у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники
  • Дети познакомились с  нетрадиционными техниками, научились рисовать в различных техниках.
  • Дети используют свои изобразительные работы в среде группы, в своих играх.
  • Дети стали более уверенными, раскрепощенными в общении со сверстниками и взрослыми
  • Взаимодействие педагогов и семьи оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности
  • Совместная деятельность родителя  и ребенка  в творческой деятельности сближает, объединяет и улучшает взаимопонимание межу ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Зернышко» Сальник Натальи Павловны по теме: «Эстетическое воспитание - одна из основ всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста».

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (...

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» Ходеевой Натальи Павловны

Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность...

Программа саморазвития воспитателя МБДОУ "Детски Сад №22" Коробковой Натальи Вячеславовны г. Заволжье 2018-2019 г.

Программа саморазвития воспитателя МБДОУ "Детский сад №22 " Коробковой Н.В. г .Заволжье 2018-2019 г....

Статья по детско-родительскому проекту «Мастерская Деда Мороза» в средней оздоровительной группе детского сада

В статье раскрывается взаимодействие родителей и детей среднего дошкольного возраста в рамках творческого детско-родительского проекта. Автор знакомит детей с историеи возникновения нового года и изго...

СТАТЬЯ "Организация детско-родительского клуба "Радуга интересов" в МАДОУ "Детский сад №3" г. Североуральска

laquo;Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависитбезопасность всего большого человеческого общества»Феликс Адлер...

Развлечение в группе детей средней дошкольного возраста ко дню отца «Лучший папа». Инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад №26 Сащенко Наталья Сергеевна.

В МБДОУ детский сад 26 п.Горноуральский Свердловской области прошло спортивное развлечение для детей среднего дошкольного возраста "Лучший папа"....