Главные вкладки

    Школа молодого воспитателя: "Обучение детей монологической речи"
    консультация на тему

    Калиянц Людмила Сабировна

    Консультация полезна начинающим воспитателям, а также старшим воспитателям для работы с молодыми педагогами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_detey_monologicheskoy_rechi.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Калиянц Л.С. МБДОУ д/с № 1

    Школа молодого воспитателя:

    «Методика обучения детей монологической речи.

    Обучение детей рассказыванию»

            Существует 2 типа монологической речи: пересказ и рассказ.

    Пересказ – это связное выразительное воспроизведение литературного текста.

    Рассказ – это самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события.

    По содержанию рассказы условно делятся на:

    1. Фактические :

    А.  рассказы по восприятию 

    Примеры:  описательные рассказы по игрушке, по предметам, по картинкам, т.е. ребенок описывает то, что видит в момент рассказа.

    Б.  рассказы по памяти

    Примеры: рассказы из личного или коллективного опыта. Ребенок должен уметь описать,  что наблюдал, что видел, что делал, рассказать  о событиях из жизни детского сада и дома, происшедших до момента рассказа.

    1. Творческие:

    Рассказы по воображению

    Примеры:  придумать рассказ или сказку об одной или нескольких игрушках, рассказ-инсценировка с игрушками,  придумать рассказ по картине или серии картинок,  т.е. силой воображения воссоздавать события, выходящие за пределы изображенного на картине.

    По форме рассказы могут быть  описательными и сюжетными.

    Описательный рассказ – изложение характерных признаков какого-либо предмета или события

    Пример: описание игрушки, одежды, посуды, животного, птицы, комнатного растения, школьных принадлежностей. Так же описательные рассказы, построенные на сравнении:

    две  пирамидки – низкая и высокая, два разных автомобиля, два животных – кошка и собака или  -  «Наш участок летом и зимой».

    Описательный рассказ имеет свою структуру:

    1. Выделяется  начало (название предмета)
    2. Описываются  характерные внешние признаки (какой величины и цвета предмет, какие части у него есть, для чего они, из чего предмет сделан)
    3. Определяются  существенные действия предмета или  действия с ним.

    Сюжетный рассказ -  передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.

    Методы и приемы обучения развитию речи

    Выделяется несколько групп методов и приемов:

    1. Наглядные методы: метод наблюдения, экскурсии, рассматривание натуральных предметов, показ картин, слайдов, фотографий, диафильмов, иллюстраций.

    Наглядные приемы: показ картинки, игрушки, движения или действия

     (в игре-драматизации, в чтении стихотворения)

    1. Словесные методы: чтение художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказ воспитателя, метод беседы. Но в чистом виде  эти методы в детском саду не  применяются. Обязательна опора на наглядность (кратковременный показ игрушки, предмета, рассматривание иллюстраций, чтение стихов кукле и т.д.).

    Словесные приемы: 

    • речевой образец (преподносится четко, громко, неторопливо),
    • повторение (хоровое, индивидуальное -  с целью запоминания),
    • объяснение (широко применяется в словарной работе),
    • указание (разъяснение,  как надо действовать),
    • словесное упражнение(многократное  выполнение  детьми  определенных речевых действий),  
    • вопрос,
    • оценка детской речи (мотивированное развернутое суждение об ответе ребенка)
    1. Практические методы: Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усвоить речевые умения и навыки.

    Используются:

    • дидактическая игра,
    • игра-драматизация,
    • настольная инсценировка,
    • метод «наглядного занятия» («К кукле Тане пришли гости», «Оденем куклу  Катю на прогулку»)

    Игровые приемы: внесение игрового персонажа, использование игровых форм оценок(фанты, фишки, аплодисменты), использование шутки, юмора.

          Общие требования  к занятиям

    1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию. Учитывается уровень знаний и умений детей, определяются речевые задачи и речевое содержание, продумывается ход занятия, подбираются вопросы к детям, подготавливаются нужные наглядные пособия, учебное оборудование.
    2. Оптимальная нагрузка. Заранее определяется степень умственной нагрузки детей. Перегрузка учебным материалом ведет к утомлению детей, но и недостаточная нагрузка превращает занятие в зрелище для детей, где отсутствует работа мысли, памяти.
    3. Воспитательный характер занятия.  Важно, чтобы на занятии формировались познавательные  интересы детей. Воспитываются также нравственные чувства – любовь к родине, к родной природе,  трудолюбие, коллективизм, эстетическое восприятие.
    4. Эмоциональный характер занятия.  Занятие должно сохранять интерес детей и приносить детям чувство удовлетворения.
    5. Четкая структура занятия: 

    Вводная часть:

    - В начале занятия устанавливается четкая связь с пройденным материалом.

    - Сообщается цель занятия, вводится сюрпризный  или заинтересованный момент (длительность: 1-2 мин.в младших группах; 5-7 мин.  - в старших  группах)

    Основная часть:

    -   вводятся различные обучающие приемы для разъяснения характера речевого занятия

    -  самостоятельная работа детей (ответы на вопросы, пересказ,  рассказывание  по картине, по памяти, по воображению и т.д.)

    Заключительная часть:

    Должна быть краткой и эмоциональной, проводится  в виде дидактической игры или прочтения стихотворения для закрепления материала занятия.

    1. Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия.  Надо предоставить по возможности большему числу детей условия для активной речи вслух.
    2. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Фронтальные формы работы (общие задания, хоровые ответы) должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям (учитывая их знания и речевые навыки).
    3. Правильная организация занятия. Создание максимально комфортных условий для каждого ребенка (гигиенические условия, источник света, чистота воздуха, места за столами или недлинными рядами лицом к воспитателю, расположение наглядных пособий, картин, предметов)
    4. Необходимость закрепления пройденного материала в других видах деятельности или на других занятиях. Соблюдать принцип повторности, что очень важно в речевой работе.

    Структура занятий по рассказыванию

       1. Рассказывание по игрушкам и предметам

       

      Младшая и средняя группа

    1 Вводная часть.

    Заинтересовать детей: используется сюрпризный момент или игровой прием.

    2. Основная часть.

    - Показать игрушку, рассмотреть, вычленить характерные признаки

    - Вопросы к детям по игрушке (как она называется? какого цвета? какие у нее есть части? для чего они нужны? как с ней  можно играть?)

    - Составление рассказа ( по вопросам воспитателя, по плану, по образцу воспитателя)

    - Дополнение рассказа (например, задание на классификацию: есть ли еще игрушки такого же цвета?)

    - Оценка рассказа.

    3. Заключительная часть.  

    Используются песенки, загадки, стихотворения или дидактическая игра по теме.

           

     Старшая группа

    Сохраняется структура, но занятие строится в виде дидактической игры «Магазин» или «Выставка»  игрушек, кукольной одежды, посуды  и т.д.

    Подготовительная группа

    Сохраняется структура, но рассказы построены на сравнении 2-х предметов или из нескольких предметов ребенок самостоятельно выбирает тот, о котором будет рассказывать.

    Даются предметы быта, декоративно-прикладного искусства, школьные принадлежности, ткань, одежда, обувь. Занятие проводится в форме дидактической или сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Почта», «Школа», «Кто как трудится», «Что предмет расскажет о себе».

    Оценка рассказа: дети сами оценивают рассказ товарища.

    1. Рассказывание по сюжетной картине

    Проводится 2 вида занятий:

    а) рассматривание картин и беседа о них

    б) составление детьми рассказов на материале картин.

    Младшая группа

    Осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Вместе с воспитателем рассматривают картину, учатся отвечать на вопросы педагога по деталям картины, слушают речевой образец воспитателя.

    Средняя  группа

    1. Вводная часть. 

    Осмысление детьми содержания картины (дать время для рассматривания картины) Провести вводную беседу  на тему картины (например, подготавливая детей к просмотру картины «Зимние развлечения», педагог вначале проводит  краткую беседу о зиме, спрашивает, в какие игры любят играть дети зимой и т.д.)

    1. Основная часть.  

    - ставится цель занятия («Сегодня мы с вами расскажем,  как дети играют зимой»)

    - вопросы по содержанию картины

     (кто изображен? что делает? какое время года? какие игрушки принесли дети?)

    - обращается  внимание на детали картины

    - обобщаются ответы детей, дается речевой образец по каждому вопросу

    - дается название картине

    - может быть  использован прием совместных действий: педагог начинает описание, а дети продолжают его

    -  педагог,  обобщая ответы детей,   дает речевой образец рассказа

    -  дети по выбору педагога повторяют образец воспитателя с его помощью (3-4 ребенка)

    - оценка рассказов: общая, положительная

    3.         Заключительная часть. Используются загадки на тему, стихи, дидактическая игра.

    Старшая группа

    Рассматривание картины организуется за 2-3 дня до занятия

    1. Вводная часть.

    - повторный просмотр картины ( «Сейчас вы увидите уже знакомую вам картину»)

    - краткая беседа,  касающаяся основных моментов сюжета («Посмотрите внимательнее на картину. Чем занята ежиная семья? На какую полянку привела ежиха-мать ежат? Что на ней растет? Попробуйте подробнее рассказать об этом. Вспомните рассказ, который мы недавно читали о колючей семейке – это поможет вам рассказать интересно и весело»)

         2.   Основная часть.

            -  ставится цель занятия («Расскажите интересно о девочке, у которой улетел шар»)

    -  рассказы детей  (5-6 человек). Дается название картины. Используется частично речевой образец воспитателя, коллективное рассказывание по частям, по плану воспитателя. Если какой-либо ребенок не справляется,  педагог рассказывает сам.

                - оценка рассказов. Педагог может отметить лучшие части рассказа у некоторых детей, похвалить рассказ, составленный целиком одним ребенком.

          3. Заключительная часть: 

    прочесть  стихотворение, загадать  загадку.

            

    Подготовительная группа

    Структура несколько меняется во 2-ой половине года

    1. Вводная часть.

    - Выставляется  картина.

    - Дети самостоятельно рассматривают ее. 

    - Определяется тема. Педагог задает наводящие вопросы ( О чем вы расскажите в первую очередь? О чем следует сказать более подробно? Чем закончить рассказ? Что надо сделать, чтобы рассказ получился хорошим и интересным? )

    2. Основная часть 

    -  составление самостоятельных рассказов детьми :

    а) по плану воспитателя

    б) коллективное составление рассказа,  когда сохраняется внимание всех детей, т.к. надо продолжить уже начатый рассказ товарища

    -  оценка рассказов: правильность передачи замысла и темы картины, степень точности в обрисовке персонажей, деталей картины и т.д.

    3. Заключительная часть. 

    Педагог задает вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления от картины (Чем понравилась вам картина? Какое настроение в ней передано? Что вам вспомнилось, когда вы смотрели на  картину?)

    3. Рассказывание по памяти

    Обучение  рассказыванию по памяти проводится с начала года в старшей группе

    Делится на :

    -рассказывание из коллективного опыта («Как мы делали игрушки для малышей», «Елка в детском саду», «Что нам осень принесла»)

    - рассказывание из личного опыта ( «Моя собака», «Как я ездил к бабушке на поезде», «Мой день рождения»)

    4. Рассказывание по воображению

    Вводится в подготовительной группе 

    Разновидности рассказов  по воображению:

    1. Придумывание рассказа по набору игрушек
    2. Рассказы-инсценировки с игрушками.
    3. Придумывание рассказов по картине или серии картин
    4. Придумывание рассказа на предложенный сюжет
    5. Придумывание сказки с готовым началом (или с началом и концом – нет середины)

    5. Пересказ

    Пересказ -  творческое воспроизведение литературного произведения.

    Произведения для пересказа должны быть сюжетные,  с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий, доступны по размеру, учитывая детское внимание и память.

    Требования к пересказам детей:

    • Осмысленность пересказа (как дети передают авторские слова своими словами)
    • Полнота передачи.
    • Логическая последовательность повествования.
    • Использование слов и оборотов авторского текста.
    • Правильный ритм пересказа, отсутствие длительных пауз.
    • Соблюдение культуры повествования (стоять спокойно, не дергаясь, рассказывать громко).

    Разновидности пересказов:

    1. Пересказ знакомого текста.
    2. Пересказ нового текста.
    3. Пересказ 2-х текстов: знакомого и незнакомого
    4. Пересказ знакомых сказок.
    5. Пересказ по иллюстрациям.

    Структура занятия по пересказу.

    1. Вводная часть.

    Цель – подготовить к восприятию  нового произведения.

           2. Основная часть.

    а) первичное чтение произведения

    б) вопросы, разбор произведения

    в) вторичное чтение произведения с установкой на запоминание

    г) пересказы детей (5-6 детей)

    д) оценка пересказов ( соответственно возрасту)

    3. Заключительная часть: дидактическая игра, или литературная викторина, или загадка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

    Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

    "Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями

    Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...

    Консультация для воспитателей "Обучение детей грамоте при подготовке к школе"

    Знакомство детей со звуковой стороной слова простыми формами его анализа,проявление интереса к словам и звукам....

    Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

    Этапы ознакомление  со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...

    Конспект спортивно – досугового праздника, посвященного празднованию Дня защитника отечества на тему: «Школа молодого бойца» для детей старшего дошкольного возраста

    Задачи по образовательным областям: - обобщать и конкретизировать знания детей о Российской Армии и о военных профессиях (Познание); - совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и м...

    Консультация для воспитателей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

    Материал содержит актуальность, разные взгляды на обучение детей грамоте. Рассмотрено содержание речевого развития, как образовательной области основной образовательной программы дошкольного образован...