Консультация для воспитателей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Томилова Галина Николаевна

Материал содержит актуальность, разные взгляды на обучение детей грамоте. Рассмотрено содержание речевого развития, как образовательной области основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы". Дан анализ образовательной ситуации в детском саду. Рассмотрены разнообразные методы и приемы в развитии звуковой культуры речи, в развитии интонационной выразительности, фонематического слуха и других составляющих речевого развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon https://yadi.sk/i/lehtCYPdlOwYfA64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Томилова Г.Н., старший воспитатель ДОУ

BlagoevoDS

[Выберите дату]


Слайд 1. Актуальность темы в том, что обучение грамоте для дошкольных работников всегда вызывала массу вопросов. Этот вопрос включает в себя разные суждения, разные взгляды на решение проблемы.

Позиция одних педагогов – программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» не предусматривает ознакомление детей с буквами, обучение чтению или письму.

Кто придерживается этой точки зрения, возьмите, пожалуйста, красную полоску.

Противоположная позиция: отсутствие навыков чтения и письма – серьезный тормоз для обучения в школе.

Кто придерживается этой точки зрения, возьмите, пожалуйста, желтую полоску.

Нам педагогам-дошкольникам известно, что такие программы, как «Детский сад 2100», «Радуга» предусматривают знакомство с буквами и обучение детей чтению.

Мы с вами обратимся к ООП ДО и еще раз рассмотрим, какие стадии должен пройти ребенок, для того, чтобы успешно войти в начала грамоты?

Слайд 2. В соответствии с ООП До «От рождения до школы» образовательная область «Речевое развитие» включает (читать по слайду)

Разберем все составляющие этого понятия.

Слайд 3. Звуковая культура речи – подразумевает

воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи»2. http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-44.shtml

Слайд 4. Интонационная выразительность речи

включает в себя несколько понятий, но сначала, что такое интонация.

Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.

Итак, рассмотрим эти средства.

Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

Темп, не путаем с общим темпом речи, когда человек говорит быстро или медленно, в данном случае это — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания. См. Хрестоматию

Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания. http://pedlib.ru/Books/2/0167/2_0167-12.shtml

Логическое ударение — выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение — выделение голосом группы слов.

 Слайд 5. Фонематический слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем). Это способность слышать и узнавать звуки.

Вся беда в том, что ребенок со слабым фонематическим слухом не распознает звук, в далее ему все труднее воспринимать слова. Еще дальше – ребенок начинает неправильно произносить близкие по звучанию слова «том-дом», дрова – трава, рак-лак и т.д.

Далее, когда мы говорим об анализе в обучении грамоте?

Когда выделяем количество слов в предложении,

слово делим на слоги,

слоги на звуки

Синтез – это объединение частей в целое

Когда мы соединяем звуки в слоги, слоги в слова, как раз мы о синтезе.

Слайд 6. Логически верно перейти сейчас к самой, наверное, непонятной и трудной части. Это формирование звуковой аналитико-синтетической активности. 

Единство аналитико-синтетической  деятельности заключается в том, что организм с помощью сенсорных систем : мы видим, как произносится звук с помощью артикуляции, мы услышали этот звук, распознали, гласный он или согласный, может быть потрогали его, и анализируем дальше, объединив все данные, на основании этого анализа формируем представление о звуках.

Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.

Отсюда следует вывод, должны мы учить детей чтению или нет.

После достаточно глубокого проникновения в смысл программных задач, каковы сейчас ваши убеждения?

Аргументируйте ваши выводы.

- индивидуальные возможности детей,

- профессиональные возможности педагогов.

Проведем краткий анализ образовательной ситуации в подготовительных группах:

По результатам педагогических наблюдений следуют выводы:

  • У  детей старшего дошкольного возраста имеются  отклонения в четком произношении звуков.
  • У  детей старшего дошкольного возраста слабо развит фонематический слух.
  • Нарушения дикции и интонационной выразительности.
  • Недостаточно сформированы умения выполнять звуковой анализ.
  • Затрудняются давать характеристику звукам.
  • Не развиты навыки мелкой мускулатуру пальцев рук.

Анализ недостатков в образовательном процессе:

  • Низкая компетентность педагогов по вопросам обучения грамоте.

Анализ  условий:

  •  Не ограничены технические и демонстрационные возможности.
  • Существует выбор доступного теоретического материала и наглядности по формированию начальных представлений звуковой аналитико-синтетической активности для детей дошкольного возраста.

Разбор Программы

Для родителей, желающих заняться ранним обучением, можно дать совет: научить нормально развивающего малыша различать и называть несколько букв в этом возрасте допустимо. Важно, чтобы эти самые буквы стали персонажами, с которыми можно манипулировать: брать их в руки, крутить, складывать в коробку, разбрасывать, делать постройки, называть, разговаривать с ними, делать из них простеньких героев.

Некоторые дети к 3 годам могут складывать из букв несколько простых слов, узнавать их и называть. К чтению это не имеет никакого отношения, но ничего плохого или вредного в этом нет.

Приходит время, когда ребенок начинает видеть буквы в буквальном смысле. Здесь важно не спугнуть интерес, не погасить его.

На этом возрастном периоде можно рисовать буквы, лепить их. Взрослому важно обеспечить наличие в среде ребенка букв, слов, надписей, чтобы ребенок мог действовать с этим  материалом.

Следующая стадия развития, когда ребенок будет пытаться написать слово известными ему буквами.

В семье вполне  допустимо использовать короткие записки, написанные печатными буквами, кроссворды. Все это должно вплетаться в разную интересную для ребенка деятельность – в поделки, в планирование выходных, в игры, в разговоры.

Слайд 10. Приемы в развитии звуковой культуры

  • звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
  • специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
  • сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..

Слайд 11. Приемы в развитии интонационной выразительности

Ко всем предыдущим примерам добавляем инсценировки, стихи, пересказы, театрализованные представления в своей группе, для родителей, для младших воспитанников

Слайд 12. Приемы в развитии фонематического слуха

На начальном этапе УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Музыкальные игрушки (с опорой, без опоры)

Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

II. РАЗЛИЧЕНИЕ ПО ВЫСОТЕ, СИЛЕ И ТЕМБРУ

На примере сказки «Три медведя».

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует

попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

Тот прием, который показала на занятии Ольга Анатольевна.

Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

Отругала мама зайку —

Не надел под свитер ГАЙКУ.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

а) по два слога:

ПА — БА    ФА — ВА     КА — ГА

б) по три слога:

ПА — БА — ПА

БА — ПА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

ПТА — ТПА

ПКА — КПА

ФПА — ПФА КТА — ТКА

ФКА — КФА

ГДА - ДГА ФТА — ТФА

ХТА — ТХА

ВБА — БВА

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

V. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ

Выделение одного из гласных звуков (А, О, У, И, Ы, Э) в звуковом потоке.

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет

выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание. Я, Ё, Е, Ю — гласные БУКВЫ, каждая из

них обозначает два звука: Я = Й + А; Ё = Й + 0; Е = Й + Э; Ю = Й + У.

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания

ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в кото

ром ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком,

другим оговоренным движением или поднятием зрительного символа

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т. д.

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки.

Слайд 13. Аналитико-синтетическая активность дошкольников

Составление предложений по живой модели.

Мишка косолапый сидит. Сидит косолапый мишка. Косолапый мишка сидит.

Доскажи словечко. Ма- шина,  ка-бина, ма-ма,…

Какое слово спряталось в этом домике?

Назвать только слоги. Педагог называет слова и слоги. Если дети слышат слог, хлопают в ладоши, озвучивают.

Ребусы

Узнай звук  (по беззвучной артикуляции)

Поймай звук (хлопнуть в ладоши на определенный звук)

Скажи наоборот: ау, оы, уо, аы, и др.

Изменение слов путем замены одних звуков на другие

Давайте повторим некоторые правила по обучению грамоте

Слайд 14. Приемы деления слова на слоги:

хлопки в ладоши,

шаги,

наблюдение за тем, сколько раз открывается рот,

с помощью руки, подставленной к подбородку.

Слайд 15. Правильный захват ручки, карандаша. Карандаш держат тремя пальцами. Щепоть – большой, указательный и средний. Карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный справа. При правильном захвате указательный палец легко приподнимается, при этом карандаш не падает.

Пальчиковые игры,  упражнения  «Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами», «Посолим суп» (щепоть). Штриховка, трафареты, ориентировка на строчке

Если педагог изучил методику обучения чтению, принял ее сам, то вполне допустимо начать реализовать ее. Только всегда надо помнить, что подготовка к чтению – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка. Занятия не должны быть обременительны.

Слайд 16. План работы по букве

План работы по букве:

- демонстрация, название,

- лепка, рисование, конструирование,

- подбор слов на эту букву,

- рассматривание буквы, выполненной разными шрифтами,

- из знакомых букв составляют слова.

Новости из школы

Хорошие отзывы.

Касаясь темы консультации, по результатам педагогической диагностики в Школе будущего первоклассника, отмечены хорошие показатели по развитию у детей фонематического слуха.

Отметили, что дети воспитаны нравственно. Они красиво завидуют. Приведен пример: учитель похвалил ребенка за хорошую память. Дети обращаются к нему: «Ну ты, молодец. Поделись со мной. Вот бы и мне так».

Посещение уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, ...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....

Консультация для родителей " Игровые технологии в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Игровые технологии помогают эффективно строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольников - игре....

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...