«Основные формы работы с семьёй в детском саду».
материал на тему
Основные формы работы с семьёй в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_formy_raboty_s_semyoy_v_detskom_sadu.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные формы работы с семьёй в детском саду».
(просвещение родителей дошкольников через разные формы работы)
Презентация дошкольного учреждения.
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Педагогический совет с участием родителей.
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Посещение семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель: первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были даны ранее воспитателем; знакомство с положительным опытом воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.
Есть другая форма посещения семьи – обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защита прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи. (Приложение 1)
Педагогические советы с родителями.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным вопросам.
Тематические консультации.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультации, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей.
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность – 1,5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
«Круглый стол».
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседании «круглого стола» приглушаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями.
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Общие собрания родителей.
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трёх в году.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести в круг своих интересов).
Совместные досуговые мероприятия детей и родителей.
Цель: развивать и закреплять социально-нравственные отношения между взрослыми и детьми; уметь видеть, понимать и оценивать положительные действия сверстников; доставить детям радость от общения с родителями, поддерживать эмоциональное настроение детей.
Наглядная пропаганда.
Традиционные средства наглядной пропаганды – разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть стенд (родительский уголок).
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
Приложение 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ
- Фамилия, имя, отчество ребенка. Возраст.
- Фамилия, имя, отчество родителей и других членов семьи.
- 1. Демографическая характеристика семьи
Количество взрослых в семье, степень их родства с детьми. Количество детей. Возраст членов семьи.
- 2. Социально-профессиональная характеристика семьи
Социальный статус родителей. Образование. Профессия (где работают в настоящее время). Режим работы.
- 3. Жилищно-бытовые условия
Количество комнат, их благоустройство (отдельная квартира, дом, совместное проживание нескольких семей), центральное отопление, отсутствие водопровода и т.д. Есть ли у ребенка своя комната, место для игр. Своя кровать, уголок для учебных занятий и т.д.
- 4. Культурный уровень семьи
Характеристика интересов родителей (путешествия, вязание, театр и т.д.). Организация семейного досуга (активный, пассивный), проведение отпуска. Культурные традиции семьи (совместные праздники, дни рождения, обсуждение новых книг, фильмов, спектаклей). Наличие в доме библиотеки, фонотеки, видеотеки.
- 5. Педагогическая характеристика семьи
Характеристика взаимоотношений между членами семьи: авторитет, стиль отношения к детям, положение ребенка в семье (младший, старший, средний, единственный); наличие конфликта в семье между взрослыми. Особенности характеров членов семьи и их влияние на ребенка. Кто из взрослых пользуется авторитетом. Почему? Кто чаще занимается с ребенком. Сколько времени уходит на это ежедневно. Забота родителей о разностороннем воспитании ребенка. Трудности в воспитании (капризы, упрямство, непослушание, плаксивость и т.д.). Употребление алкоголя, наркотических средств членами семьи, курение. Соответствует или нет домашний режим режиму дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразные формы работы с семьёй в детском саду – это создание единого образовательного пространства».
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство....
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...
опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...
Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
В опыте работы раскрываются инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....
Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...