Главные вкладки

    Технологии здоровьесбережения на музыкальных занятиях
    консультация на тему

    Варенникова Татьяна Федоровна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesber._tehnolog._konsult._dlya_vospitateley.doc214 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологии здоровьесбережения на музыкальных занятиях (НОД).

      Сегодня перед нами стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья детей, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как   характеристику любой образовательной технологии,  и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. 
         Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
    обеспечить  возможность сохранения здоровья детей, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Занятия музыкой сами по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью занятия музыкой является организация разных форм музыкальной деятельности дошкольников. Каждое занятие музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Применение на занятиях различных видов деятельности: пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных  инструментах, музыкально - ритмические движения, танцы - способствует развитию познавательного интереса. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища». 
       Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.                                                                                                          Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии,  на занятиях музыки, особое внимание я уделяю вокальной работе, которая помогает формированию  оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. 
    Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный. 
    Музыкальное приветствие:  с него начинаются занятия: поступенное движение мелодии вверх и вниз “Здравствуйте, ребята!”, «Здравствуйте!» -выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.                                                                                                                                                      Дыхательные упражнения: комплекс упражнений на основе дыхательной гимнастики Е.Емельянова: упражнения   –  «вдох аромата цветка». «надуваем и сдуваем шарик». «подули на одуванчик».Кровь начинает активнее циркулировать, легкие насыщаются кислородом, работают активно, организм ребенка полон сил и бодрости. Для выработки более глубокого дыхания  у старших дошкольников использую элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой.  

    Дикция, речевые упражнения. Использую  скороговорки, упражнения по К.Орфу, артикуляционную гимнастику. Цель - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика - способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. 

    Музыкально-ритмические движения: Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. На занятиях музыки используются движения:        

    - марширование; ходьба разных видов;                                                                                                                                                      - движение рук;                                                                                                                                 - элементарные танцевальные движения;                                                                                                             - игра на воображаемых музыкальных инструментах;                                                                                        

        Такие незатейливые, сюжетные упражнения очень нравятся детям. Данная работа поможет  в решении одной из основных задач  - снимать нервно- психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус детей. Немаловажным здесь также является создание доброжелательной атмосферы во время занятий и в коллективе в целом. Улыбкотерапия!

    Слушание музыки: Учёным давно известно целебное воздействие музыки на человека. Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.                                                                                                                                                                             “Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми детьми.                                                                                                                                          “Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.                                                       Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского «Баркарола», «Осенняя песнь» уравновешивают нервную систему.                                                                                                                                                  Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.                                

     Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.  От головной боли в Институте традиционной медицины и музыкальной терапии, руководитель – академик С.Шушарджан рекомендуют прослушивание произведений А.Хачатуряна из Сюиты “Маскарад” Галоп, Вальс.                                                                                                                                          

    В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта.                                                                     Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.     Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” Х.Глюка.                                                                    

    Итак, применение здоровьесберегающих технологий на занятиях музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной педагогикой  -  создание условий для сохранения здоровья детей.

     С уважением музыкальный руководитель Варенникова Т.Ф.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника.

    Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирова...

    Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника

    Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника...

    Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника

    Статья о том, как сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей на музыкальных занятиях в детском саду. Вы узнаете об игровом самомассаже, артикуляционной и дыхательной гимнастике, о пальчиковых иг...

    Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ

           Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадо...

    Здоровьесбережение на музыкальном занятиии

    Здоровьесбережение на музыкальных занятиях...