Проект «С чего начинается Родина»; Тема выступления на конференции «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
проект на тему

Пожарская Галина Александровна

 «Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал».

К. Симонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_i_vystuplenie_pozharskoy_g.a.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышение квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

Проект

«С чего начинается Родина»

Выполнила: Пожарская Галина Александровна

воспитатель МБДОУ «Ромодановский детский сад

комбинированного вида»

2017 г.

 «Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал».

К. Симонов

Паспорт инновационного проекта:

Творческое название проекта

«С чего начинается Родина»

Тема проекта

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений о родном поселке посредством проектного метода»

Автор проекта

Пожарская Галина Александровна, воспитатель МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Участники

воспитатель группы, дети, родители, специалисты ДОУ

Вид проекта

познавательно-исследовательский

Срок реализации

долгосрочный (сентябрь 2017 г. – май 2020 г.)

База внедрения проекта

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» (п. Ромоданово)

Направление развития

В соответствие с ФГОС ДО:

- приоритетное направление (ОО) «Социально-коммуникативное развитие»;

- в содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).

Инновационность (новизна)

Фотографии из семейных альбомов, статьи о семейных династиях из периодической печати, предметы домашней утвари 19-20 веков и другое демонстрируются в мини-музее детского сада; воспитанники группы проводят экскурсии по мини-музею для всех детей, родителей и гостей ДОУ (ролевая игра «Школа маленького экскурсовода»).

Базовые идеи проекта

Воспитание ребенка на основе национальных традиций, с учетом событий и достопримечательностей малой Родины способствует формированию установок на позитивные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Любить Родину — значит знать, прежде всего, малую Родину. Краеведение — социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Использование в работе с детьми краеведческого материала воспитывает патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы:

- диагностический инструментарий (беседы с детьми);

- методическая, энциклопедическая и художественная литература;

- наглядно-демонстрационный материал,

- ресурсы Интернет, использование ИКТ в проектной деятельности;

- экскурсии по поселку;

- буклеты, памятки, альбомы и другие печатные материалы.

Финансовые ресурсы: оказание благотворительной помощи родителей (законных представителей).

Человеческие ресурсы: воспитатель группы, дети, родители, специалисты ДОУ.

Социальное партнерство в рамках реализации проекта:

- библиотека поселка Ромоданово (просветительская и досуговая деятельность);

- МБОУ ДОД ЦДТТ (организация дополнительного образования по краеведческой направленности);

- ГИБДД п. Ромоданово (профилактическая работа по ДДТТ и ПДД).

Презентация проекта

Общее и групповое родительское собрание «Моя малая Родина»

Характеристика инновационного проекта:

Актуальность темы проекта

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление детьми дошкольного возраста социального опыта жизни в своем поселке (городе), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного поселка (города). В «Концепции модернизации российского образования», ФЗ «Об образовании РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2014гг.», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» раскрывается одна из приоритетных задач государства: «воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности».

В условиях реализации:

долгосрочного проекта патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина», который предполагает взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников и общественностью;

инновационного проекта ДОУ «Технология проектирования в образовательном процессе ДОУ как средство нравственного воспитания и личностного развития ребенка» (ДОУ является областной инновационной площадкой);

программа развития ребенка – дошкольника «Истоки», региональная программа «Валдоня» предусматривают формирование у воспитанников детского сада нравственных начал, любви к своей Родине, приобщение к истокам русской и национальной культуры, воспитание творчески развитой личности проблема духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания становится в нашем детском саду приоритетной. В этой связи с особой остротой встает необходимость создания условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, поселку, городу, что является основополагающим для проекта «С чего начинается Родина» » и определяет его актуальность.

Гипотеза: Если в воспитательно-образовательный процесс с детьми ввести систему мероприятий по расширению их знаний об истории родного поселка, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а также будет способствовать воспитанию патриотических чувств. Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

Дети:

- осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно и в подгруппе;

- проявляют интерес к истории родного поселка;

- умеют ориентироваться в поселке, вести вежливый разговор с жителями и гостями поселка, знают достопримечательности родного поселка, умеют любоваться и беречь красоту природы родного поселка (сформирована система представлений о родном поселке);

- с помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;

- используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т.д.

Родители, в том числе старшее поколение (бабушки и дедушки):

- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с родным поселком:

- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, энциклопедическая литература, предметы быта для мини-музея русско-мордовского быта МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида», наглядно-демонстрационный материал и др.);

- принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия и т.д.;

- создают дома условия для нравственно-патриотического воспитания и личностного развития детей (экскурсии в музей, посещения выставок, театра и пр.);

- укрепляют детско-родительские отношения.

Педагоги (воспитатель и специалисты):

- повышают педагогическую компетентность по теме «История поселка Ромоданово»;

- создают условия для восприятия сведений об историческом прошлом родного поселка;

 - пополняют педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.;

- организовывают воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;

- организовывают итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений о поселке Ромоданово.

Задачи проекта

Образовательные:

1. Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного поселка Ромоданово, жизни жителей поселка в разные исторические времена, людскому быту и культуре:

- познакомить с историей возникновения поселка;

- объяснить, что поселок – результат труда людей разных поколений и его история неотделима от истории поселка Ромоданово;

- обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история поселка;

- познакомить с людьми, прославившими  Ромоданово в разные исторические времена.

2. Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т.д.

3. Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.).

2. Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее.

3. Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством мордовских поэтов и восприятие картин мордовских художников.

Воспитательные:

1. Прививать детям чувство гордости за свой родной поселок, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям.

2. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного поселка.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили поселок в разные исторические эпохи.

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

- мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта.

Методы используемые в проектной деятельности:

  • Методы, повышающие познавательную активность: элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация; моделирование и конструирование; ответы на вопросы детей; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
  • Методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация; придумывание сказок; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; сочетание разнообразных средств на одном занятии
  • Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности: прием и предложения и обучения способу связи разных видов деятельности; перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность; беседа
  • Методы коррекции и уточнения детских представлений: повторение; наблюдение; экспериментирование; создание проблемных ситуаций; беседа.

На основе впечатлений от совместной деятельности по теме проекта разворачивается ролевая игра «Школа маленького экскурсовода». Так детям дается понятие, что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду (мини-музей русско-мордовского быта МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»).

Цель игры: учить детей проводить экскурсии по детскому саду (мини-музей русско-мордовского быта МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида») для гостей детского сада, используя полученные знания и приобретённый музее опыт.

Задачи игры:

- Развивать социальное поведение, навыки правильного общения со взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах.

- Развивать связную речь, память, учить логически рассуждать.

- Развивать интонационную выразительность и темп речи, проводить работу над дикцией.

- Развивать ориентировку в пространстве и умение использовать в речи пространственную терминологию.

- Учить вежливому обращению к взрослым и сверстникам.

- Планомерно знакомить детей с функционалом музея, объясняя его назначение.

Ролевая игра «Школа маленького экскурсовода» является долгосрочной и рассчитана на два года (перспектива проекта). Занятия по данному направлению проходят в разных формах: фронтально, индивидуально и с подгруппами. На первых порах экскурсии проводят педагоги, далее экскурсии по детскому саду могут проводить подготовленные дети, а затем к этому привлекаются и остальные дети.

Предполагаемый результат:

- сформирован интерес к роли экскурсовода;

- сформированы коммуникативные навыки — дети готовы к новым формам общения;

- дети знают назначение каждого кабинета и помещения ДОУ;

- дети знают каждого сотрудника, могут рассказать о его профессии и его деятельности в ДОУ;

- повышается авторитет сотрудников детского сада среди детей и родителей.

Мотивация проектной деятельности

Первый вариант:

Воспитатель приносит в группу фотографии видов поселка Ромоданово (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном поселке. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает, сколько лет родному поселку?» и т.п.

Второй вариант:

В группе воспитатель организовывает выставку открыток (плакатов, фотографий) с изображением родного поселка и проводит экскурсию. В созданной воспитателем образовательной ситуации детям задаются вопросы, например: «Какие достопримечательности родного поселка вы знаете?», «О каком памятнике архитектуры родного поселка вы можете рассказать своим друзьям?» и т.п.

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Совместная деятельность с семьями воспитанников

I этап (подгото-вительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2017г.)

1. Изучение му-ниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресур-сы Интернета.

2. Постановка цели и задач проекта на осно-ве результатов анализа.

3. Составление плана по реалии-зации проекта.

4. Сбор исторических данных, накоп-ление наглядно-демонстрационного материала и пр.

5. Подбор тема-тики занятий, игр и других видов детской деятельности.

6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.

7. Подбор методической литературы.

8. Организация работы с роди-телями (памят-ки, буклеты, консультации).

Знакомство с темой проекта «С чего начи-нается Родина»

1. Разработка плана проекта (воспита-тель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников).

2. Анкетирование родителей по теме проекта.

3. Помощь в орга-низации информа-ционного стенда.

4. Сбор истории-ческих данных, приобретение наглядно-демонстрационного материала и пр.

II этап

Работа над проектом (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.)

1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями):

- досуговые мероприятия;

- открытые просмотры;

- круглый стол на тему: «Ответ-ственность родителей за нравственно-патриотическое воспитание детей»;

- оформитель-ская деятель-ность и пр.

2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников.

3. Стимулирует активность детей через:

- создание проблемных ситуаций;

- положитель-ные эмоции;

- мотивацию деятельности;

- игровую позицию.

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Участвуют во всех мероприятиях проекта.

3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.

1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми.

2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта.

III этап

Презентация проекта (май 2019г.)

1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.

2. Подготовка к презентации.

3. Презентация проекта на групповом и общем родительском собрании.

Представляют продукт своей деятельности гостям группы.

Домашние творче-ские задания на тему «Любимые семейные места отдыха», выставка рисунков и фотографий «Мой родной поселок» и др.

IV – этап

Рефлексия (май 2019г.)

1. Написать информацион-ную справку об итогах проект-ной деятельнос-ти, свои предло-жения о продол-жении темы проекта.

Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта.

Написать отзыв о проекте, свои пред-ложения о продол-жении темы проекта.

Психолого-педагогическое содержание проекта

Направления развития (ОО)

Подразделы ОО

Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы»

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Социально-коммуникативное развитие

«Ребенок в семье и общес-тве, патриоти-ческое воспи-тание»

 

 

 

 

«Самообслужи-вание, самостоя-тельность, тру-довое воспита-ние»

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование основ безопасности»

Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

 

 

 

 

1. Воспитание уважения к труду близких взрос-лых, желание участвовать в совместной тру-довой деятель-ности в детском саду, воспитания стремления быть полезным окру-жающим людям и умения радо-ваться резуль-татам коллектив-ного труда.

 

1. Формирование основ безопас-ности собствен-ной жизнедея-тельности в условиях семьи (ППБ).

2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к по-тенциально опас-ным для ребенка ситуациям на дороге.

1. Дидактическая игра «Путешествие по поселку».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фото-коллекции с изобра-жением достопри-мечательностей поселка и его архитектурных сооружений.

3. Фотовыставка «Люди и время» (фотографии по-селка из семейных альбомов).

1. Беседа о по-сильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада.

2. Субботник по благоустройству территории ДОУ и прилегающей к ДОУ территории «Сделаем свой уголок краше».

3. Оформление стенда совместно с родителями «Труд людей разных профессий нашего города».

4. Трудовые поручения «Собери на стол» и др.

 

1. Изготовление карты-схемы совместно с родителями «Безопасный мар-шрут от дома до детского сада».

2. Беседа о про-фессиях «Кто ох-ранял и охраняет покой поселка?»

3. Занятие позна-вательного цикла о ПДД и ППБ с использованием ИКТ.

4. Развлечение с участием работнка ГИБДД «Внима-ние: дорога!».

5. Выставка дет-ского творчества «Внимание: дорога!».

6. Изготовление стенгазеты «Осто-рожно, дорога!».

Познаватель-ное развитие

Речевое развитие

«Приобщение к социокультур-ным ценностям»

1.Расширение представлений об архитектурных памятниках, учеб-ных заведениях и промышленности поселка.

2. Знакомство детей с профес-сиями, связанны-ми со спецификой родного поселка.

1. Беседы по темам: «Что такое храм и церковь?»

2. НОД «Музеи Мордовии».

3. Тематические экскурсии: «Архи-тектурные памят-ники поселка», «Культурные уч-реждения поселка»,

«Краеведческий музей поселка Ромоданово».

4.Викторина «Знатоки родного поселка»

«Формирование элементарных математических представлений»

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года и др.

Серия НОД «Сколько лет родному поселку?», «Сколько лет моему дому, в котором я живу?» и др.

«Ознакомление с миром природы»

Формирование первичных представлений об особенностях природы родного поселка.

1. Показ серии презентаций «Природа родного поселка».

2. Беседы по теме «Любимое место отдыха».

3. Рассматривание альбомов, иллю-страций и репро-дукций художников Республики Мордовия.

4. Составление альбома фотогра-фий природы поселка и города для потомков «Природа поселка Ромоданово в 21 веке».

«Развитие речи»

1. Развитие сво-бодного общения со взрослыми и детьми, овладе-ния конструктив-ными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи.

1. Беседа на тему «Я живу на ули-це…» (в честь кого названа улица).

2. Беседа на тему «Культура поведения».

3. Беседы с дош-кольниками о про-фессиях «Кем рабо-тает мой папа, моя мама».

4. Встреча с известными людь-ми поселка Ромода-ново (ветераны, директор музея и др.).

5. Составление творческого рас-сказа «Из окна моя улица видна».

Художест-венно-эстети-ческое развитие

«Художествен-ная литература»

1. Развитие интереса детей к художественной литературе.

2. Привлечение их внимания к выразительным средствам (образ-ные слова, выра-жения, эпитеты, сравнения).

3. Пополнение литературного багажа детей сказками, расска-зами, стихотворе-ниями.

4. Развитие чув-ства гордости за мордовских писа-телей и поэтов.

1. Изучение посло-виц и поговорок, загадок о доме, родном крае.

2. Поэтический вечер с участием поэтессы Кустовой А.Л.

3. Чтение и заучи-вание литературных произведений мордовских поэтов и писателей (о родном крае, тех, кто защищал Роди-ну в разные исто-рические эпохи, природе Респуб-лики Мордовия).

4. Чтение и драма-тизация мордовских народных сказок.

«Изобразитель-ная деятельность»

1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, леп-ка, аппликация).

2. Развитие дет-ского творчества.

1. Аппликации:

 «Мордовские наряды».

2. Рисование:

«Дом, в котором я живу», «Мой посе-лок».

3. Составление се-рии альбомов дет-ско-родительского творчества «Природа родного поселка» и др.

4. Коллективная лепка «На дворе».

5. Тематические выставки детско-родительского творчества по теме проекта.

Физическое развитие

«Конструктив-но-модельная деятельность»

1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, школы и др.).

2. Закрепление навыков коллек-тивной работы: умения распре-делять обязан-ности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением ста-ринных и совре-менных зданий поселка.

2. Изготовление макета «Моя ули-ца», «Мой посе-лок».

3. Конструирование «Поселок моей мечты».

«Музыкально-художественная деятельность»

1. Приобщение детей к музы-кальной культуре.

2. Обогащение музыкальных впечатлений посредством знакомства с творчеством мордовских композиторов.

По плану музыкаль-ного руководителя.

 Утренник, посвященный 70-ти летию Победы в ВОВ.

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

1. НОД «Закаляйся,  с пелёнок».

Развитие игровой деятельности

«Физическая культура»

Знакомство с мордовскими на-родными играми и развитие инте-реса к участию в них.

1. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортив-ная семья».

2. Изготовление картотеки подвиж-ных игр совместно с родителями «Мордовские народные игры».

3. Конкурс-эстафета совместно с роди-телями «Веселые старты».

4. Беседа о спорт-сменах – уроженцах Республики Мордо-вия и их спортив-ных достижениях.

«Игровая деятельность»

1. Развитие у детей самостоя-тельности, иници-ативы, творчест-ва, навыков само-регуляции.

2. Формирование доброжелатель-ного отношения к сверстникам, уме-ния взаимодейст-вовать, договари-ваться, самостоя-тельно разрешать конфликтные ситуации.

1. Сюжетно-роле-вые игры из серии «Семья», «Готовимся к приему гостей».

2. Дидактические игры «Четвертый лишний»,  «Угадай профессию».

3. Мордовские подвижные игры.

 Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:

- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.

- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.

- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.

- Трансляция результатов проектной деятельности на районном уровне.

 

При подготовке проекта была изучена следующая методическая литература:

 1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.

3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Краеведческий музей в детском саду».

4. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4  - С. 59-65.

5. «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

6. Н.В.Алешина; «Родной край»/Р.И. Жуковская,  Н.Ф. Виноградова,  С.А. Козлова; Под.ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.-176с.

7. Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.

8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.

9. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

10. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.

11.«Черкасск и его старина»/ Н. Лаврский- М.: Искусство и жизнь.

12.«Я и улица»/П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 96 с. : ил.

13. «Я и дорога» /П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 128 с : ил.

14. Краеведение Мордовии (НИИяз.лит.истор. экономики) при Совете Министров МАССР.Саранск, 1973 

15. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.-192 с.

16. Материалы из ресурсов Интернет

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышение квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

Тема выступления на конференции

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила: Пожарская Галина Александровна

                                                воспитатель МБДОУ

                                                             «Ромодановский детский сад

                                                         комбинированного вида»

2017 г.

Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, делу мира, готовность к защите Отечества, несмотря на то, что эти чувства в нашем обществе подвергаются серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое. Тревожит настоящее и будущее. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А. С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Воспитать человека – гражданина, преданного своей стране, стремящегося к приумножению славы своего Отечества, – в этом одна из главных проблем современного образования.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям семьи, детского сада, города, края, страны. Дети должны не только знать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, краю, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.

Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

К сожалению, последние полтора десятилетия стараниями отечественных и зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется рабское поклонение всему иностранному, принижаются достижения и открытия, сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Между тем Россия была и остается страной, давшей путевку в жизнь многим научным разработкам, инновациям и творческим шедеврам. Не ее вина, что сейчас многие ученые, специалисты и творческие деятели вынуждены искать пристанище за рубежом. Для того чтобы пресечь дурную традицию умаления престижа России, потребуются колоссальные усилия со стороны граждан – патриотов России, в том числе и в области образования. История России всегда была богата личностями и явлениями, которые могут стать для детей причиной гордости за свой народ и свою Родину.

Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования воспитательного процесса в детском саду, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Базой для формирования любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С чего начинается Родина" по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»Патриотическое воспитание  детейстаршего дошкольного возраста Разработала:воспитатель ...

Проект: «С чего начинается Родина?» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...

Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.

Чувствр Родины начинается у малыша  с восхищения тем, что он видет перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чем он удивляется ежедневно. И хотя многие впечатления еще не осознан...

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

Проект " С чего начинается Родина?" (дошкольники)

Краткосрочный проект " С чего начинается Родина?" для детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования...

ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной...

Проект по патриотическому воспитанию Для 1 младшей группы Тема проекта: «С чего начинается Родина?»

Проект по патриотическому воспитанию Для 1 младшей группы Тема проекта: «С чего начинается Родина?» Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к ро...