Проект "С чего начинается Родина" по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) по теме

Гвоздицкая Анна Сергеевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 

ПРОЕКТ

 

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Патриотическое воспитание  детей

старшего дошкольного возраста

 

Разработала:

воспитатель Гвоздицкая Анна Сергеевна

 

г. Волгоград 2014

 

Разработала:

воспитатель Гвоздицкая Анна Сергеевна

Детский сад «Колосок»

 

 

г. Волгоград 2014

 

 

 

Оглавление

1. Паспорт проекта…………………………………………………………..……..3

2. Актуальность и обоснованность  проекта  «С чего начинается Родина»……4

3. Цели и задачи………………………………………………………………….…5

4. Ожидаемые результаты……………………………………….…………………6

5.Этапы реализации проекта ………………………………………………………6

6. Формы взаимодействия с детьми и родителями……………………………….7

7. Распределение содержания  по разделам

  • «Мой дом моя  семья – это Родина моя» ………………………………..…8
  • « Мой детский сад – это Родина моя» ……………………………………...9
  • «Моя улица, район – это Родина моя»……………………………………..10
  • «Мой город Волгоград – это Родина моя»…………………...……………11
  • «Моя страна Россия – это Родина моя»…………………………...……….12

8. Литература, интернет-ресурс………………………………………….…..……13

9. Приложение……………………………………………………………………...14

 

 

 

ПРОЕКТ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

  1.  

Вид проекта

творческо-информационный

 

  1.  

Продолжительность

Средней продолжительности 2,5 месяца

 

  1.  

Участники проекта:

  • дети старшей группы №5
  • родители
  • воспитатель

 

  1.  

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя  семья»

2. « Мой детский сад»

3. «Моя улица, район»

4. «Мой город Волгоград»

5. «Моя страна Россия»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»

7. Презентация проекта

Планирование деятельности осуществлялось по  основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательно-речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Социально - личностное  развитие

Планирование носит тематический характер, тема недели  включает содержание одного образовательного блока.

 

 

 

 

 

 

Актуальность и обоснованность

 проекта «С чего начинается Родина»

 

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

 к своей семье, к своему жилищу, к своему

 детскому саду. Постепенно расширяясь,

 эта любовь переходит в любовь к родной

 стране, к ее истории, прошлому и

 настоящему, ко всему человечеству

 

 Д. С. Лихачев

        

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно  недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

          В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

          Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

           Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

           Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

          Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

 

Цель проекта:

         Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний    о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. - Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

 

Задачи:

  • Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране
  • освоение   системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
  •  воспитание   нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
  • Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
  • Развитие       личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

 

Предполагаемый результат:

1.  Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом,  моя  семья»,  « Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Волгоград», «Мой поселок - Береславка» «Моя страна Россия».

2. Дети будут обладать   ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания  гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Дети будут больше знать о народных традициях родного края.

3. Повысится  познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между  детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

 

 

Этапы реализации проекта

 

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

 

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

 

ноября    2014г

2 этап

Реализации проекта согласно плану мероприятий с   детьми и родителями.

 

ноябрь – январь 2014-2015

3 этап

Анализ деятельности по реализации проекта

 

январь2015

4 этап

Презентация результатов деятельности

 

февраль 2015

 

 

Формы взаимодействия  с детьми и родителями

Формы взаимодействия  с детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • экскурсия;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • выставки рисунков;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные)
  • презентации

 

Формы взаимодействия  с родителями:

  • консультации  по проблемам патриотического воспитания детей;
  • сотворчество детей и родителей.

 

 

Последовательность работы

 

1. «Мой дом моя  семья – это Родина моя»

2. « Мой детский сад – это Родина моя»

3. «Моя улица, район – это Родина моя»

4. «Мой город Волгоград – это Родина моя»

5. «Моя страна Россия – это Родина моя»

6.  Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»

 

 

Формы и методы реализации проекта

 

  1. «Мой дом моя  семья – это Родина моя»

 

 

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Познавательное занятие «Моя семья».
  • Беседа «Мой дом».
  • Составление рассказов на тему: «Моя семья».
  • Беседа: «Что такое хорошо, и что такое плохо…».
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня».
  • Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Моя семья» выставка детского рисунка.
  • Прослушивание аудиозаписей:

    «Разноцветная семья», «Вся моя семья».

  • Конструирование «Красивая мебель в моем доме».

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".
  • Пальчиковая гимнастика «Семья».

Социально - личностное  развитие

  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы".   
  • Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
  • Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
  • Просмотр сказки «Три поросёнка».

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи».
  • Консультация «Как организовать праздник дома"

 

 

 

 

  1. « Мой детский сад – это Родина моя»

 

 

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? ».
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
  • Экскурсия по детскому саду.
  • Беседа «Где аккуратность, там и опрятность».

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование «Мой любимый детский сад».
  • Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг».

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Каравай».
  • Подвижная игра «Дружба».

Социально - личностное  развитие

  • Коммуникативная игра « Кто в домике живет?».
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр.
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

книжка- малышка «Мой детский сад».

 

 

 

 

 

  1. «Моя улица, мой район – это Родина моя»

 

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Беседа о п. Береславка.
  • Составление рассказов на тему: «Что у нас во дворе».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Улицы нашего поселка», «Дом в котором я живу» (предварительно дети приносят фото со своими домами).
  • Экскурсии и целевые прогулки по улицам поселка.

Художественно-эстетическое

развитие

  • Конструирование  «Дома на нашей улице».
  • Коллаж «Наша Береславка».
  • Рисование «Дом, в котором я живу».

 

Физическое развитие

  • Малоподвижная игра «Колечко».
  • П/И «Автобусы», «Светофор».

Социально - личностное  развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Библиотека».
  • Д/И «Улица, на которой я живу».

 

Взаимодействие с родителями

  • Создание фотоальбома «Достопримечательности  п. Береславка».

 

 

 

 

  1. «Мой город Волгоград – это Родина моя»

 

 

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Заучивание стихотворения А. Красильникова «Я живу в Волгограде».
  • Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.
  • Презентация «Царицын – Сталинград - Волгоград».
  • Беседа «История моего города».
  • Познавательное занятие «На Мамаевом кургане тишина».

 

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Салют над городом».
  • Прослушивание  «Волгоград» гр. «Андерсен», «Растёт в Волгограде березка».

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Карусель».

 

Социально - личностное  развитие

 

 

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край».
  • Дидактическая игра «Заселим реку Волгу».

 

Взаимодействие с родителями

  • Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Волгоград».
  • Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну».
  • Стенгазета «Памятники защитникам Отечества в нашем городе».

 

 

 

  1. «Моя страна Россия – это Родина моя»

 

 

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Познавательно-речевое развитие

  • Рассказ воспитателя  «Символы России».
  • Презентация «Символы России».
  • Чтение о Москве – столице России.
  • Занятие «Государственный гимн России»
  • Презентация «Русский народный костюм».
  • Познавательное занятие «Россия – Родина моя».
  • Итоговое занятие «С чего начинается Родина».

 

Художественно-эстетическое

развитие

  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Люблю березу русскую»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен

Физическое развитие

  • Русские народные игры:   «Гуси лебеди»,  «Карусель»,  «Колпачок»,  «Гори, гори ясно»

 

Социально - личностное  развитие

  • Д/И «Народные промыслы»
  • Просмотр видеоклипа «Россия – мы дети твои»
  • Чтение русских народных  сказок: «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»

 

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
  • Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  2. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  3. Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
  4. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  5. Клосс Л. Т. «Волгогрята»
  6. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
  7. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  8. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
  9. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской»
  10.  Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Моя Родина –Волгоград»
  11.  С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005

 

 

 

Интернет-ресурс

 

  1. http://zanimatika.narod.ru                 Знаем и любим Россию
  2. http://www.portal-slovo.ru/              Образовательный портал «Слово»
  3. http://archives.ru                               Портал  «Архив»
  4. http:// 1september.ru                         Образовательный портал  «Первое сентября»
  5. http:// solnet/ru                                   Детский портал «Солнышко».
  6. http://u209.48.spylog.com                      Патриарший центр Духовно-нравственного                   воспитания детей и молодежи России
  7. http://hyaenidae.narod.ru/

 

8.  http://www.sisp.nkras.ru/                         Электронный научный  журнал «Современные

исследования социальных проблем»

 

             9. nsportal.ru                   Социальная сеть педагогических работников

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание».

 

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

   

 

2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

 

 

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

 

 

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 

 

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

 

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Волгограда? Если нет, то почему?

 

Спасибо за сотрудничество!