Рабочая программа педагога-психолога по коммуникативному развитию старших дошкольников.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Майорова Людмила Павловна

Рабочая программа включает в себя цикл ООД "Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников" для детей старшей группы и  курс ООД по детской философии для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_mlp.docx69.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»

Рабочая программа педагога-психолога

по коммуникативному развитию старших дошкольников.

Составила Майорова Л.П., педагог-психолог.

Содержание программы:

1.  Целевой раздел

Пояснительная записка

   цели и задачи реализации Программы ……………… 2

   принципы и подходы к формированию РП ………….3

    характеристика  особенностей развития детей       старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………. 3

  планируемые результаты освоения РП ………………..4

2. Содержательный раздел

   социально-коммуникативное развитие …………….….5

  3. Организационный раздел…………………………….12

4. Дополнительный раздел……………………………….13

(краткая презентация Программы,)

 

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой;

- образовательной программы ДОУ;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

- образовательной программы М.В.Телегина «Воспитательный диалог» для детей старшего дошкольного возраста;

-

Нормативно-правовые документы:

1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ»  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление от 15 мая 2013г. №. 26

3.Приказ Министерства образования и науки РФ

 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г.  №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

.Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.

6.Устав ДОУ.

7.Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.

Цели и задачи программы

Цели и задачи реализуемой программы

Цели и задачи программы, формируемой участниками образовательного процесса

Цель:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование  гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Цель программы (старшая группа):

       Эмоционально-личностное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к социальному миру.

Цель программы (подготовительная группа):

     Социализация, формирование основ мировоззрения и личности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи (курс для старшей группы):

  1. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, его уникальность и неповторимость.
  2. Научить осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
  3. Обучить детей этически ценным формам и способам  поведения в отношениях с другими детьми. Знакомить с нравственными нормами и ценностями народов Бурятии.
  4. Формировать образ «Я», уважительное отношение к своей семье и чувства принадлежности к своей семье, сообществу сверстников и взрослых, к своему народу.

Задачи (курс для подготовительной группы):

1.  создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали; воспитание уважительного отношения к старшим поколениям, традиционным для нашей Родины ценностям.

2. Создание мотивации к философствованию; освоение философствования как деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих (эстетических, этических, гносеологических, онтологических, морально-нравственных) проблем.

3. Развитие логических, рефлексивных и творческих компонентов мышления детей; умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли; развитие способности соотносить, координировать различные познавательные позиции; корректировать, творчески преобразовывать собственную точку зрения.

4. Выработка коммуникативных навыков, способности слушать и слышать партнера по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам.

5. Личностная подготовка к школе.

Принципы и подходы  к формированию РП

Программа

• соответствует принципу развивающего образования;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватной возрасту форме работы с детьми игре;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Особенности психофизического развития группы

По результатам диагностики в сентябре 2016г. по уровню интеллектуального, эмоционального, личностного  развития старших дошкольников  определены  3 группы  для коррекционно-развивающей  работы (7 человек из группы «А» , 11 человек из группы «Б», 9 человек из подготовительной группы. Из них  4 человека проявляют агрессивные черты, 3 человека  испытывают проблемы во взаимодействии с детьми,  20 человек – проявления нерешительности, неуверенности в себе).

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения ООП

Планируемые результаты программы, формируемой участниками образовательного процесса

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

      Старшая группа:

   Ближайшие результаты будут заключаться в доверии ребенка ко взрослому, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении  эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и ссор с детьми.

       Отдаленные результаты будут состоять:

  • в профилактике неврозов и невротических реакций;  
  • коррекции эмоционального самочувствия, снижении агрессивности, негативизма, тревожности и пр.,
  •  в создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать  основания собственных действий, мыслей, чувств, развития продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморегуляцию, стать целостной личностью: физически  и психически здоровой.

Подготовительная группа:

Дети станут более любознательными, более внимательными, более рассудительными, более уважительными в отношении друг друга. Выше и продуктивнее станет уровень общения. Дети становятся исследователями,  научаются ценить самостоятельное и автономное мышление.  Дети становятся более вдумчивыми, более рефлексивными, более рассуждающими и более разумными.

2.Содержательный раздел  

Содержание работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в коммуникативной, игровой и изобразительной  деятельности (общении и взаимодействии со взрослым и сверстниками, игре, рисовании).

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется в разных формах. Это участие в групповых  родительских собраниях, консультирование групповое и индивидуальное, оформление информационных стендов, папок-передвижек. Организована работа детско-родительского клуба «Готовимся к школе», проводятся детско-родительские тренинги по эмоциональному, личностному развитию.

Содержание работы

форма

Задачи

Ознакомление с программой «Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников»

Выступление на  групповых родительских собраниях в старших и подготовительной к школе группе

Ознакомление родителей с программой работы

Ознакомление с программой М.В.Телегина «Воспитательный диалог»

Выступление на групповых родительских собраниях у старших дошкольников

Ознакомление родителей с программой работы

«Эмоциональное развитие  малышей»

Оформление папки-передвижки в группах младшего дошкольного возраста

Психологическое просвещение родителей

«Эмоциональное развитие детей. Что это такое?»

«Учимся общаться»

Оформление папки-передвижки в старших и подготовительной группах

Психологическое просвещение родителей

Философские беседы с детьми – когда начинать?

Оформление папки-передвижки

Психологическое просвещение родителей

Индивидуальное консультирование по запросам

Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребенка

«Психологическая готовность к обучению в школе»

Выступление на 1 заседании ДРК «Готовимся к школе»

Дать представление о том, что социализация, эмоциональное развитие детей являются неотъемлемой  частью психологической готовности к обучению в школе.

Коммуникативная готовность как часть психологической готовности

Тренинговое занятие на ДРК

Научить родителей способам конструктивного взаимодействия с детьми,  уметь грамотно пользоваться похвалой и поощрением, создавать условия для доверительного общения с детьми.

   Для реализации  важнейших образовательных ориентиров  (обеспечение эмоционального благополучия детей; создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности); развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности) в своей работе педагог:

• проявляет уважение к личности ребенка и развивает демократический стиль взаимодействия с ним;

• создает условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

• обсуждает совместно с детьми возникающие конфликты, помогает решать их, вырабатывать общие правила, учит проявлять уважение друг к другу;

• обсуждает с детьми важные жизненные вопросы, стимулирует проявление позиции ребенка;

• обращает  внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

• обсуждает  с родителями (законными представителями) целевые ориентиры и включает членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

    Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. Мы  создаем атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог:

• общается  с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивает детей, показывает, что понимает их чувства, помогает делиться своими переживаниями и мыслями;

• помогает детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду

располагающая, почти домашняя, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции, дети чувствуют  себя комфортно и свободно.

Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Формирование доброжелательных, внимательных отношений

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.

Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагог:

• устанавливает понятные для детей правила взаимодействия;

• создает ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;

• поддерживает  инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).

Развитие самостоятельности

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).

В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствуют, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослым.

Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответственность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется, если взрослые создают для этого условия.

Для формирования детской самостоятельности педагог выстраивает образовательный процесс  таким образом, чтобы дети могли быть автономными в своих мыслях, высказываниях и действиях, и принятии доступных им решений.

С целью поддержания детской инициативы регулярно создаются  ситуации, в которых дошкольники учатся:

• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

• совершать выбор и обосновывать его;

• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;

• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

 Образовательный процесс  строится на основе оценки состояния эмоционального развития детей, уровня взаимодействия, коммуникативных качеств. В психологической диагностике используются:

  1. социометрическая методика «Секрет» Т.А.Репиной.
  2. проективные рисуночные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Я в детском саду», «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад), «Плохой, хороший, я», «Несуществующее животное», «Диагностика самооценки» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
  3. наблюдение.
  4. Цветные матрицы Равена.

Методы и средства реализации программы

Методы

Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой

устное или печатное слово:

Фольклор: потешки, сказки, пословицы,

поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);

скороговорки, загадки и др.

Наглядные методы:

Наблюдаемые  явления; наглядные пособия

Метод иллюстрирования

предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.

Метод демонстрации

связан с демонстрацией объектов, опытов, отрывков из мультфильмов, видеороликов, слайдов и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы практического обучения

 стихотворения.

 этюды-драматизации.

Дидактические  упражнения

Упражнения (устные, графические) двигательные (для развития общей  моторики)

Методы проблемного обучения

Рассказы, сказки, содержащие проблемный компонент,

проблемные ситуации; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др.  

Элемент проблемности

Познавательное проблемное изложение

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

Тематический план (старшая группа)

Блок 1. Формирование образа «Я». Развитие самовосприятия и самоощущений.

Тема

Содержание работы

Имя. Рисунок на тему «Мое имя»

Формировать образ «Я».

Развивать представления детей об имени и отчестве.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Создать обстановку доверия, дружеской атмосферы. Развивать групповую сплоченность.

Мои предпочтения. Рисунок «Моя любимая игрушка»

Формировать и поддерживать  положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Помочь детям осознавать, определять  их интересы, предпочтения в играх и игрушках.

 «Что мне нравится». Рисунок «Мое любимое занятие»

Помочь детям осознавать, определять  их интересы, их предпочтения во вкусах и запахах, любимых занятиях.

Формировать положительное отношение к себе и своим друзьям.

Формировать представление о том, что все люди разные, с разными интересами, с разными предпочтениями,  и нужно одинаково уважительно относиться ко всем.

Развивать групповую сплоченность.

Внешность. Рисунок «Мой портрет»

Помочь детям адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку. Учить описывать внешность и передавать ее особенности в рисунке.

Формировать представление о том, что все люди разные, с разной внешностью,  национальностью,  характером,  привычками.

Создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть.

Как я познаю мир? Развитие ощущений и восприятий.

Закрепить представления об органах чувств, о наших верных «помощниках», которые помогают нам познавать  окружающий мир.

Внутрисемейные взаимоотношения. Отношение к родителям,  другим членам семьи. Рисунок «Моя семья».

Формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Формировать представления о семье, о родственниках, о взаимоотношениях между  членами семьи (как проявляются в семье  забота, любовь, уважение друг к другу), о любимых занятиях членов семьи. Дать представление об уважительном отношении к старшим в традициях русского, бурятского народов.

Семейный праздник – день рождения.

Формирование  семейной принадлежности.

Формировать представления детей о семейных традициях, о семейном празднике – дне рождения. Учить внимательному отношению к имениннику – учить говорить хорошие пожелания, дарить подарок

Взросление. Возраст. Рисунок «Я – сегодня и я – взрослый».

Формировать представления о развитии человека. Обсудить понятие: прошлое, настоящее и будущее.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Ознакомление с эмоциями.

Ознакомление с различными эмоциями.

Дифференциация собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих.

Радость, грусть.

Знакомить с основными  эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Учить распознавать различные эмоции по выражению лица, жестам, позе.

Обида.

Продолжать знакомить с языком эмоций, выразительными средствами которых являются позы, мимика, жесты.

Развивать умение вести себя конструктивно в ситуации обиды (умение выразить словами свои чувства, преодолевать чувства, мешающие общению).

Формировать положительное отношение к себе, к своим сверстникам.

Злость, гнев.

Ознакомление с чувствами злости и гнева, с формами их выражения.

Продолжение темы.

Осознание и выражение чувств злости, гнева с использованием моделирования эмоций.

Когда ты боишься и что с этим делать? Рисунок «Чего я боюсь».

Помочь понять, что некоторые чувства (страх) могут легко управлять человеком, обсудить способы, при помощи которых можно справиться со страхом.

Продолжение темы.

Преодоление страха через смену  отношения к нему , снятие «боязни страха» через осознание его полезности.

Развитие образа «Я».Самооценка. Рисунок «Мое настроение».

Учить осознавать свои индивидуальные особенности, помочь адекватно оценивать себя, поддерживать положительную самооценку. Развивать понимание, что  наше собственное настроение  и отношение других людей  зависят от наших поступков.

Познакомить с приемами психотехнической регуляции настроения.

Кто я? Мальчик или девочка?

Формирование образа «Я», гендерной принадлежности.

Создать условия для социально-психологических представлений о сходстве и различии людей, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.  Познакомить с общечеловеческими ценностями и ролью мужчины и женщины в обществе.

Праздник фантазеров. Рисунок «Кляксография».

Развивать творческое воображение, фантазию, снимать эмоциональные «зажимы», способствовать процессу самораскрытия детей.

Подарки и сюрпризы. Рисунок подарков к Новому году.

Обсудить с детьми, что такое подарки, для чего они нужны и какими они бывают, помочь детям  определить и обозначить словесно собственные чувства и    желания.

Блок 2. Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками.

 Я и мои друзья. Рисунок «Я в детском  саду».

Развивать представление о том, что такое дружба. Способствовать  расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со  сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Когда и почему ты ссоришься со своими друзьями? Рисунок (в парах) «Дружба двух цветов».

Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения.

«Когда тебе плохо».

Обсуждение  совместно с детьми возникающих конфликтов, совместное их  решение, выработка общих правил, учить проявлять уважение друг к другу.

Что значит уважать друг друга?

Помочь осознать важность дружеских отношений, необходимость уважения прав другого человека, умения сотрудничать.

Учить договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, конструктивно разрешать конфликты; подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Правила поведения в обществе.

Способствовать формированию добрых, теплых отношений между детьми. Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Что такое доброта, твои добрые поступки. «Делать добро спеши».

Дать представление о душевной красоте, о душевном здоровье человека, о доброте. О значении добра для гармонии и счастья, активизировать их личную активность и развивать способность помогать, сочувствовать людям.

Какой Я, какие другие. Чему я научился на занятиях.

Закрепить позитивный результат занятий, обогатить опыт самопознания, познания других людей.

Методическое обеспечение

  • О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Я, ты, мы. М.:Просвещение, 2005
  • . Азбука общения. Программа развития личности ребенка, навыков его общения со сверстниками (Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова Т.А.Нилова
  • В.В.Ветрова Уроки психологического здоровья.М.:Педагогическое общество России, 2000.
  • И.В. Ганичева. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М.: Книголюб, 2004.
  • М.И.Чистякова. Психогимнастика.М.: Просвещение, 1990.
  • Н.Л.Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Я.: Академия развития, 1996.
  • Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. Учим детей общению. Я.: Академия развития, 1997.
  • В.Ионова, Н.Минина. Тренинг общения. Ж-л «Школьный психолог», №42, 1999.

Тематическое планирование программы

«Воспитательный диалог» (подготовительная группа)

1. Имя и человек. Название и предметы. «Мир слов» и «мир вещей» — два разных мира. Связь обозначающего и обозначаемого. Функции языка.

2. Человек. Внутренний, субъективный мир человека (мысли, чувства, мечты, сны).

3. Причина и следствие. Мысль и предмет. Субъективная и объективная реальность, связи между ними.

4. Представления. Воображение. Фантазии.

5. Знания. Умный человек. Человеческая глупость. Взаимное уважение.

6. Настоящее.

7. Этика взаимоотношений ребенка с родителями. Родительская любовь. Необходимость учитывать в своем поведении интересы близких людей.

8. Отношения со сверстниками. Различия между людьми. Общие интересы. Уважительное отношение к индивидуальным особенностям людей.

9. Правила поведения. Происхождение и назначение правил поведения.

10. Дети и собственность. «Мое» и «чужое». Жадность. Как не ссориться из-за игрушек.

11. Конфликт между желаниями ребенка и необходимостью соблюдать правила поведения. Нарушение правил поведения. Плохой поступок.

12. Последствия нарушения правил поведения. Последствия плохих поступков. Ложь. Обман. Вранье.

13. Признание в плохом поступке. Правда. Сказать правду — значит совершить хороший поступок.

14. Стыд. Прощение. Последствия хорошего поступка. Узнавание сверстников.

15. Осознание вины. Совесть. Честный человек.

16. Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения. Терпение. Ссора. Предупреждение ссор и конфликтов.

17. Красота. Многообразие красоты. Различные проявления, формы, лики красоты. Красота индивидуальна. Красота у каждого человека своя.

18. Красота. Красота во всем. Красота как универсальное понятие.

19. Красота. Нравится. Не нравится. Эмоциональная и осознанная оценки окружающего. Не все, что не нравится, некрасиво. Субъективность оценки «нравится». Людям нравится разное. Такт в высказывании своих предпочтений.

20. Красота человека. Красота телесная, внешняя. Красота душевная, внутренняя.

21. «Хороший человек» — «плохой человек»: критерии различия.

22. Любовь к людям. Любовь эгоистичная и альтруистическая. Человеческие качества, достойные любви.

23. Мой возраст. Дошкольники и школьники. «Маленькие» и «большие».

24. Ребенок и взрослый. Права и обязанности взрослых. Взрослость как ответственность, забота о других.

25. Необдуманный, импульсивный, эгоистичный поступок может разрушить дружбу. Дружбу необходимо ценить и беречь. Человек, достойный уважения и дружбы.

26. Дружба. Предательство. Справедливые, обоснованные оценки поведения ребенка со стороны окружающих. Отношение к справедливым, но нелицеприятным, критическим оценкам и замечаниям в свой адрес.

27. Обида. Справедливая обида. Причины обид. Плохие поступки обижают людей. Вина.

28. Искупление вины. Как загладить вину. Как получить прощение. Прощение надо заслужить. Искреннее раскаяние. Исправление.

29. Жалость. Сочувствие. Сопереживание. Отзывчивость. Доброта. Помощь людям.

  1. Организационный раздел

Расписание занятий

Понедельник – 9.00- 10.00 (подготовительная группа)

Среда – 9.30 - 10.30 (старшая группа «Б»)

Пятница – 9.00 - 10.00 (старшая группа «А»)

Занятия проводятся по подгруппам (от 10 до 15 человек).

     Предлагаемое в Программе тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Педагог вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.  Иногда целесообразно посвятить одной теме не одно, а два и более занятий . Не стоит переходить к новой теме, если у детей есть что сказать по поводу предыдущих тем. Главное – вступить в контакт с детьми (со всеми вместе и с каждым в отдельности), помочь разговориться, уметь выслушать и прокомментировать услышанное. Естественность и непринужденность общения взрослого и детей обязательно должны сопровождаться четким структурированием  целей и задач занятия, умением организовать активность участников. Для этого важно учитывать индивидуальные особенности и индивидуальное своеобразие каждого ребенка.              

Материально-техническое обеспечение программы:

- дидактические игры и упражнения («Определи настроение» (по позам, жестам  человека; «Найди пару» (по мимике); « Составь портрет»;  «Веселые и грустные»; «Собери семью»; «Узнай наощупь»; «Узнай по запаху»; «Найди пару»; «Чудесный мешочек»; «Тактильные дощечки»; «Сенсорная стена»; «Подбери фото к пиктограмме»; «Оживлялки»; «»Поезд»; «Найди подружку»; «Найди свое настроение»(пушистики);»Театр настроения»; «Ребята с нашего двора»; «Зоопарк настроений»; «Пойми меня»);

- наглядные пособия (иллюстрации,  картинки: смайлики, цветы, цветные фишки  для определения настроения; «Поляна Пушистиков» для экспресс-диагностики эмоционального состояния; набор «Эмоциональные состояния человека»; куб большой и маленький «Наши эмоции»; «волшебные шары и мячи»(3шт.)для установления  очередности высказываний;  волшебный мешок для обид и страхов; волшебная палочка; шапочка-маска «Паровозик»; «сухой душ»; «Как улучшить настроение»; «Наши помощники (органы чувств)»; «Правила настоящих друзей»- планшет и иллюстрации с различными ситуациями );

- методические рекомендации к проведению занятий по программе «Воспитательный диалог»;

- стимульный материал к программе «Воспитательный диалог»;

- мягкие игрушки;

- магнитная доска, магниты;

- столы, стулья, детские кресла;

- альбомы, цветные карандаши, гуашь;

- музыкальный центр;

- набор дисков для релаксации;

- водопад для релаксации;

- проектор ДОУ;

- ковер;

- компьютер, принтер, сканер ДОУ (для печати демонстрационных, раздаточных пособий);

Дополнительный раздел

Краткая презентация программы старшей группы для родителей

        Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой  дошкольного образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступают:  личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности,  развития творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

     Важным  и необходимым этапом социализации ребенка в общем процессе  усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений является развитие социальной компетентности.     Для формирования социальных навыков детей необходимо:

  • помочь им осознать взаимозависимость людей, их необходимость друг другу;
  • научить выражать понятным и социально приемлемым способом свои желания, мнения, чувства;
  • помочь понять, что  его желания и чувства могут не совпадать  с желаниями и чувствами других людей.

 Важно  научить  детей понимать, из-за чего  возникают конфликты и «вскрывать»  их причины. Но, конечно, значительно важнее  профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей  социальной восприимчивости, т.е. способности учитывать чувства и желания других людей, причины их поступков, а ведь только в этом случае  между людьми могут устанавливаться  особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви. Уже в достаточно раннем возрасте  у детей наблюдается  социальная восприимчивость по отношению к взрослым. Порой даже по незначительным деталям (тембр голоса, выражение лица,  глаз) дети замечают изменение настроения, эмоционального состояния взрослого.  В то же время по отношению к сверстникам они, как правило, сохраняют эгоцентрическую позицию, которую им можно и нужно помочь преодолеть.

Своего рода защитой от различных отрицательных воздействий со стороны окружающих  является уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Уверенность в себе опирается на реалистичную адекватную самооценку. У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствуют страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха. Такие дети свободно  выражают собственную точку зрения, желания и чувства. Адекватная самооценка и уверенность в себе  базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время  отличается от других людей. Эти различия зависят  от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т.д. Например, различия во вкусах, предпочтениях.

     Осознание своей индивидуальности, отличие от других должно сопровождаться  пониманием того, что другой человек – тоже индивидуальность, и если у тебя есть собственные вкусы, интересы, желания, стремления, то точно так же они есть и у  других. Поэтому ребенка необходимо учить социально-адекватным формам самопроявления и самовыражения.

     

      Таким образом, социально-эмоциональное развитие  ребенка  является в  данное время важным направлением  в работе с детьми. Это сложный и многоплановый процесс, в котором можно выделить два основных направления:


1.  Формирование образа «Я», адекватной  самооценки, представления о себе как уникальной неповторимой личности.

2. Развитие социальных навыков, обучение социально приемлемым способам взаимодействия.

  Цель программы:

       Эмоционально-личностное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к социальному миру.

Задачи:

  1. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, его уникальность и неповторимость.
  2. Научить осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
  3. Обучить детей этически ценным формам и способам  поведения в отношениях с другими детьми.

       Ближайшие результаты будут заключаться в доверии ребенка ко взрослому, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении  эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и ссор с детьми.

       Отдаленные результаты будут состоять:

  • в профилактике неврозов и невротических реакций;  
  • коррекции эмоционального самочувствия, снижении агрессивности, негативизма, тревожности и пр.,
  •  в создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать  основания собственных действий, мыслей, чувств, развития продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморегуляцию, стать целостной личностью: физически  и психически здоровой.

Краткая презентация программы подготовительной  группы для родителей

 Подавляющее большинство существующих сейчас образовательных программ направлено на познавательное (когнитивное) развитие детей. Задача образовательной программы «Воспитательный диалог» — создание психолого-педагогических условий для становления основ мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. «Воспитательный диалог» - программа прежде всего воспитательная.

 С самого раннего возраста наши дети являются свидетелями различных жизненных сценариев и установок. Дома учат одному, в школе — другому, на улице — своя правда, телевизор лучше не смотреть. Отсюда — цинизм, агрессивность, апатия, страх, подверженность манипуляциям.

У человека должен быть «стержень», должны быть ценности, свое мировоззрение. Не навязанное кем-то, не подаренное родителями, не купленное в магазине, не спущенное свыше. То, что создано трудом, то нам и дороже. Не замыкаться, не уходить в монастырь, а идти к людям, смотреть во все глаза, слушать и слышать, учиться вступать в диалог — не о достоинствах той или иной модели одежды, того или иного автомобиля или способа времяпрепровождения, а о вечном: любви, красоте, счастье, предназначении человека, совести, Родине. В таком мировоззренческом диалоге ребенок обнаружит, что он не «пуп земли», что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем, уметь отстаивать принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться; не противопоставляя себя другим и не теряя себя, в сотворчестве, взаимопонимании, строить новую традицию, искать адекватные ответы на вызовы третьего тысячелетия.

   Старший дошкольный возраст — время «фактического складывания личности» (Д. Б. Эльконин); «формирования иерархии мотивов, достаточно устойчивой «Я-концепции» (В. С. Абраменкова); «возникновения первого абриса детского мировоззрения» (А. Н. Леонтьев). В сюжетно-ролевой игре, других видах детской деятельности стремительно развивается наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку отражать не только внешние, но и внутренние, существенные отношения объективной реальности. Растет произвольность и опосредствованность психических процессов, накапливается опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные диалоги со старшими дошкольниками возможны и необходимы.

Ограничимся лишь несколькими доказательствами и аргументами:

♦ Дети старшего дошкольного возраста испытывают обостренный интерес к сфере социальных отношений и морально-нравственных норм. Об этом свидетельствует сам факт существования сюжетно-ролевой игры в статусе ведущей деятельности старших дошкольников. Глубинный, социальный смысл сюжетно-ролевой игры заключается в «освоении ребенком мотивационной стороны жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин), правил, регламентирующих отношения между людьми. Доминирующей формой общения детей становится внеситуативно-личностное общение, направленное на постижение многоликого и сложного «мира людей». Старший дошкольник «сосредоточен на своем социальном окружении, кропотливо исследует его».  Не случайно именно в этом возрасте появляется «устойчивая привязанность, нужда в каком-либо конкретном человеке» и одна из самых светлых человеческих способностей — способность дружить.

Интерес, как писал Л. С. Выготский, «идет впереди интеллектуального развития, ведет его за собой». Интерес к социальной проблематике неизбежно порождает формы деятельности, его насыщающие. Сюжетно-ролевая игра — событие не статичное, но живое, пластичное, изменчивое. От «игр с бытовым сюжетом дети переходят к играм с производственными и даже общественно-политическими сюжетами» (А. В. Запорожец). Другое направление эволюции игры состоит в постепенном, но неустанном сокращении собственно игровых действий, своеобразном «перетекании» игры из действия в слово и мысль, точнее, во внешний или внутренний диалог. Внимательно присмотритесь к играм старших дошкольников. Пять минут детишки играют — два часа занимаются сюжетосложением, выдумывают свою — параллельную настоящей, но все более согласующуюся с ней — игровую реальность, распределяют роли и функции, планируют, фантазируют, ведут целые словесные баталии относительно «хорошего» и «плохого», честной и нечестной игры, говорят о предательстве, лжи, справедливости, жадности, притворстве, настоящей дружбе. Диалоги на мировоззренческие темы уже органично вплетаются в развитую игру, составляют необходимую принадлежность, неизменный атрибут жизни каждого дошкольника.

♦ В активном и пассивном словаре  старших дошкольников широко представлены так называемые «абстрактные» слова («добро», «зло», «хорошее», «плохое», «время», «счастье», «красота», «настоящее» и др. Дети активно используют такие слова. Значит, «абстрактные» слова не «пустой звук» уже для 5—6-летнего ребенка. Дети вкладывают в них некое содержание, наполняют уникальным смыслом.

Создавая особые проблемные ситуации, направляя маленьких собеседников на постановку и размышление о вариантах преодоления морально-нравственных вопросов, можно помочь ребенку облечь свои мысли в слово (Л. С. Выготский писал: «Проговорить — это и значит осознать»), поделиться ими с партнерами по общению. В ходе исследований было установлено, что мировоззренческие представления детей напрямую зависят от ценностей, способов мышления ближайшего окружения ребенка и прежде всего от установок, доминирующих в его семье. Но ведь семья семье рознь! Морально-нравственные ориентиры и приоритеты, впитываемые детьми из общения с близкими, часто не совпадают. Семьи разные, и дети разные. Атмосфера духовности и альтруизма или стяжательства и эгоизма, царящая в той или иной семье, не может не накладывать отпечаток на формирующуюся душу ребенка. Дети изначально, спонтанно усваивают разные ценности, неосознанно занимая разные позиции по самым важным вопросам человеческого бытия. Отсюда рождается потенциал для удивления, обнаружения иных, нежели собственные, ценностей, разочарования или утверждения в своей правоте, потенциал для преодоления эгоцентризма, согласования несовпадающих точек зрения, спора, диалога по мировоззренческим вопросам.

♦ Отдельно скажем о необходимости мировоззренческих диалогов. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста поведение ребенка из спонтанного, импульсивного, неосознанного должно превратиться в произвольное, подконтрольное ему самому, разумное. Сущность возрастного кризиса («кризис 7-ми лет»), по Л. С. Выготскому, состоит в «утрате непосредственности», «привнесении интеллектуального момента, вклинивающегося между желанием, аффектом и поступком ребенка». Ребенок изживает кризис, овладевая словом как «психологическим орудием», позволяющим подчинить себе собственную жизнь, стать ее полноценным субъектом.

Проиллюстрируем этот сложный для понимания тезис простым примером. Большинство современных старших дошкольников искренне считают, что ученик — «тот, кто ходит в школу, а не в детский садик», «у кого есть портфель». Дети долго спорят, можно ли человека назвать учеником, если он забыл дома пенал или ластик. Учитель начальных классов сетует: «Петя, почему посередине урока ты встал и ходишь по кабинету, ты же ученик?». Петя в недоумении: он пришел в школу, не оставил дома портфель и даже пенал с ластиком при нем. Что же нужно строгому учителю, наверное, придирается! Жаль, что слово «ученик» не вызвало к жизни более содержательные признаки: ученик — учится, получает знания, старается, несмотря на трудности; учиться интересно, увлекательно, нужно. Тогда ситуация наверняка развивалась бы иначе: захотелось подойти к окну — вспомнил, что ученик, подумал об ответственности, налагаемой этим высоким званием, и преодолел себя, поступил как взрослый.

 Перечислим образовательные цели и задачи программы «Воспитательный диалог».

- Формирование основ мировоззрения и личности; создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали; воспитание уважительного отношения к старшим поколениям, традиционным для нашей Родины ценностям.

- Разрушение личностного и познавательного эгоцентризма.

- Привитие вкуса; создание мотивации к философствованию; освоение философствования как деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих (эстетических, этических, морально-нравственных) проблем.

- Всемерное развитие логических, рефлексивных и творческих компонентов мышления детей; умения рассуждать, доказательно и последовательно излагать свои мысли; развитие способности соотносить, координировать различные познавательные позиции; корректировать, творчески преобразовывать собственную точку зрения.

- Выработка коммуникативных навыков, способности слушать и слышать партнера по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам.

- личностная подготовка к школе.

    Почему происходит так, что мы читаем ребенку нотации и нравоучения, по сто раз на дню говорим: делай то, это хорошо, это плохо. Да только в одно ухо влетает, в другое — вылетает! Отчего? Задумаемся, помогаем   ли мы ребенку понять смысл наших увещеваний? Раскрываем ли путь, приведший к тем или иным ценностям, жизненным ориентирам? Вот пример: мы учимся ценить деньги, только когда начинаем их зарабатывать. Ребенок все главные жизненные уроки должен извлечь сам, должен «дойти», «дорасти», «добежать», «подняться», «выстрадать» умом и сердцем собственные идеалы. Осознанная, разумная картина мира, высокие идеалы, мировоззрение, основанное на духовности, не манна небесная, а результат труда, напряженной работы над собой, результат деятельности.

Как это ни парадоксально звучит, но, воспитывая ребенка, даже очень маленького, надо учить его философствовать, в диалоге с другими людьми строить свой ковчег — смысл жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога – психолога по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. «Радуга эмоций».

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влия...

Рабочая программа педагога – психолога по социально – эмоциональному развитию детей 3-6 лет «Я, ты, мы»

Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста составлена с учетом программы «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева...

Рабочая программа, образовательная область "Социально-коммуникативное развитие", старшая группа

Рабочая программа разработана с учетом комплесной образовательной программой дошкольного образования "Детство"...

Рабочая программа педагога-психолога «Психомоторное развитие дошкольников с ОВЗ»

Программа для работы педагога-психолога в ДО с детьми с ОВЗ. Занятия с детьми 5-7 лет....

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...