Рабочая программа педагога – психолога по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. «Радуга эмоций».
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Кирячёк Анна Сергеевна

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому в рабочую программу включены задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим в программу включена работа по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому рабочая программа включает в себя раздел по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций.

Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада и отражены в программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_emotsiy.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №9

Рабочая программа педагога – психолога

по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

«Радуга эмоций».

педагог-психолог

А.С. Кирячек

п. Советский, 2019

Пояснительная записка

В теории   и  практике дошкольного   воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здоровье.

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наобо-рот, ослабляя и даже блокируя ее.

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому в рабочую программу включены задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим в программу включена работа по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому рабочая программа включает в себя раздел по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций.

Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада и отражены в программе.

В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в программу включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.

Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии — способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитаний — эмоциональная оценка собственных поступков...» Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.

Развитие эмпатии также включено в задачи работы по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка. Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в программе выделяется отдельная задача управления собственными эмоциональными состояниями.

В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в адекватизации самооценки, поэтому выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач программы.

Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготови¬тельной группы тревожность не снижается, а даже повышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе.

Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.

Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений. Решению этой проблемы посвящен четвертый блок программы — тренинг социальных навыков ребенка.

Особое значение на седьмом году жизни приобрета¬ет работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Это одно из важнейших новообразований данного возраста. Данная работа, ввиду ее особой важности, выделена в программе в специальный раздел — развитие нравственного сознания и поведения детей.

Содержание работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы:

Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.

Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от  общения.

В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:

1. Коллективно-индивидуальный способ.

Группа в пределах 4- 6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным  ребенком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.

2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.

3. Аналогия с растительным и животным миром.

4. Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира  и т.д.

5. Театрализация.

Разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; Учить понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках.

Введение в игровую атрибутику перевоплощений детей, пантомимы, ролевые игры-сочинялки,  режиссуры детей, распределения ролей и т.д.

6. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

7. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.

8. Проигрывание психогимнастических упражнений.

9. Анализ и инсценирование различных психологических этюдов.

10. Прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовое состояние.

11. Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.

12. Изотерапия – гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.

13. Игротерапия – расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.

14. Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.

15. Использование наглядных пособий: видеофильмов, фотографий, рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.

Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, людях.

Методы диагностики эмоционального развития детей.

Выделенные параметры эмоциональной сферы прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения ими заданий графических методик: «Рисунок семьи», «Кактус».

Диагностика - обязательный исходный блок коррекционного вмешательства в эмоциональную сферу ребёнка. Диагностический блок включает в себя наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в процессе повседневной жизнедеятельности: во время игр, занятий, прогулок, еды.

Диагностика развития эмоциональной сферы проводится в сентябре и мае, а также в виде рисуночных тестов в ходе коррекционных занятий.

1.         Методика «Лесенка», Методика «Какой Я?»   Исследование самооценки ребенка.

2.        Технология «День рождения».

3.        Тест «Два домика».

4.        Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания. Методика «Сюжетные картинки».

5.        Цветовая диагностика эмоций (По О.А. Ореховой).

Содержание программы

Задачами рабочей программы являются:

1.        Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло¬жительными эмоциями.

2.        Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

3.        Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само¬оценка).

4.        Обучение детей способам выражения эмоций, выра¬зительным движениям.

5.        Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож¬ностях преодоления эмоциональных трудностей до¬школьников.

6.        Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Рабочая программа по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

«Радуга эмоций» состоит из четы¬рех блоков работы. Каждый блок програм¬мы в свою очередь включает в себя четыре раздела, объединенных общей тематикой. В рамках каждого раздела выделены задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.

1-й блок.        

Овладение детьми языком эмоций (Путешествие в страну Чувств)

        1-й раздел

Знакомство с чувствами.

Задачи:

- Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

 - Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, строить предположения, делать выводы.

-  Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

                2-й раздел

Мимика.

Задачи:

        Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.

        Формировать представление дошкольников об изображении эмоциональных состояний (по фотографиям, рисункам, схемам).

        Расширять представления детей об эмоциях (радость, грусть, удивление, страх, злость, стыд).

        Учить детей передавать эмоциональные состояния, используя различные мимические средства.

        Учить детей по мимике понимать чувства других людей.

        Учить детей помогать сверстникам преодолевать негативные эмоциональные состояния, возникающие в повседневной жизни.

                3-й раздел. Пантомимика.

Задачи:

        Развивать выразительность движений в пантомимике.

        Учить распознавать эмоциональные состояния человека по его пантомимике (жестам, позе).

        Учить с помощью пантомимики передавать эмоциональное состояние (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).

        Учить выражать в жестах определенные физические состояния (жарко, холодно, тяжело и т. д.).

        Учить детей выражать средствами пантомимики внутренние переживания.

                4-й раздел.

 Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Задачи:

        Знакомить детей с различными способами повышения настроения (изодеятельность, игровая деятель¬ность).

        Учить старших дошкольников приемам релаксации.

        Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.

        Учить детей передавать положительные эмоции, полученные в результате общения с близкими людьми.

        Развивать положительные эмоции и учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.

        Учить детей поднимать настроение своим сверстникам и себе в повседневной жизни.

                5-й раздел.

Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

 Задачи:

        Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.

        Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

        Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.

        Развивать умение детей адекватно выражать нега¬тивные чувства.

        Развивать у детей умение осознавать собственные чувства,

        Формировать умение принимать помощь взрослого и положительно ее оценивать.

2-й блок

Коррекция агрессивности        1-й раздел.

 Коррекция драчливости у дошкольников.

Задачи:

        Учить детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами.

        Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.

        Помогать детям осознавать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения.

        Учить снимать эмоциональное напряжение физическими действиями с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).

                2-й раздел.

Снятие конфликтности в общении детей.

Задачи:

        Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении. -   Способствовать выражению в рисунке положительного отношения к сверстникам.

        Учить детей преодолевать конфликтность при разделе сладостей, игрушек.

        Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.

                3-й раздел.

Снятие вербальной агрессии.

Задачи:

        Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.

        Учить детей выделять особенности других людей, быть внимательными к ним.

        Показывать значение использования имени в обращении к человеку в различных ситуациях.

        Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.

        Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.

                4-й раздел.

Преодоление импульсивности.

Задачи:

        Развивать произвольное поведение в двигательной деятельности, общении, проявлении эмоций.

        Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.

        Способствовать преодолению импульсивности в повседневной жизни.

        Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми.

3-й блок.        

Формирование у дошкольников уверенности в себе.

        1-й раздел.

Снятие тревожности.

Задачи:

        Учить детей снимать психоэмоциональное напряжение.

        Формировать чувство доверия к окружающим. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на мир.

        Способствовать двигательному раскрепощению. Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.

                2-й раздел.

Коррекция страхов.

Задачи:

        Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

        Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.

        Развивать умение преодолевать страх общения с незнакомыми людьми.

        Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.

                3-й раздел.

 Формирование адекватной положительной самооценки.      Задачи:

        Способствовать осознанию детьми особенностей своей внешности.

        Помогать детям осознавать собственные интересы, вкусы и желания.

        Способствовать осознанию детьми необходимости самовоспитания для овладения положительными качествами личности.

        Помогать каждому ребенку осознавать свои «сильные стороны».

        Учить детей отмечать и признавать достоинства своих товарищей.

        Способствовать формированию положительной самооценки у детей.

                4-й раздел.

Формирование у детей уверенности в собственных силах.

Задачи:

        Формировать у дошкольников адекватное отношение к ошибкам, неудачам.

        Учить детей адекватно оценивать свои действия.

        Развивать у дошкольников способность говорить о себе, оценивать свои лучшие стороны.

        Учить детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.

        Способствовать осознанию важности приложенных усилий для достижения результата.

4-й блок.        

Формирование социальных навыков у ребенка        1-й раздел.

 Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека. Задачи:

        Дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников.

        Дать представление о возможности переживать положительные эмоции от общения с другими людьми.

        Развивать умение понимать чувства и переживания другого человека.

        Развивать наблюдательность, внимание по отношению к своим товарищам.

        Учить детей посредством мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

        Развивать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

        Формировать чувство сопереживания взрослому, умение связать его состояние со своим поведением.

                2-й раздел.

Овладение коммуникативными навыками.

 Задачи:

        Способствовать развитию чувства уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

        Способствовать преодолению застенчивости в общении.

        Учить детей договариваться о совместных действиях.

Формировать чувство ответственности за своих товарищей.

                3-й раздел.

Развитие эмпатии.

Задачи:

        Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

        Воспитывать чуткое отношение к окружающим.

        Побуждать к проявлению сочувствия к окружающим, переживающим трудные ситуации.

        Формировать в сознании детей важность проявления сочувствия к заболевшему товарищу.

        Учить детей радоваться самим и разделять чувство радости с другими людьми.

                  4-й раздел.

 Развитие дружеских взаимоотношений.

Задачи:

        Учить детей различать хорошие и плохие поступки.

        Способствовать развитию умения избегать конфликтных ситуаций, придерживаясь определенных правил поведения.

        Способствовать развитию умений налаживать отношения с товарищем после ссоры.

        Учить детей сотрудничать со сверстниками в процессе деятельности.

        Формировать у детей потребность в конструктивном поведении в конфликтной ситуации.

        Учить выражать дружеские чувства по отношению к сверстникам.

Критерием эффективности работы по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:

        Умение по выражению глаз определять самочувствие человека, его настроение.

        Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.

        Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.

        Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.

        Умение словесно выражать свои желания, чувства.

        Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).

        Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям,

        Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.

Длительность занятий. Формы организации занятий. Структура занятия:

Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть.

В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.

Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции.

Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.

Программа “Радуга эмоций” рассчитана на один год, содержит 20 занятий,  направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание,

Занятия проводятся 2 раза в месяц в течение всего учебного года.

Продолжительность – 35 минут, для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.

Занятия проводятся в сенсорной комнате, где созданы все условия. На пол постелен ковер, кругом лежат подушки, на которых сидят дети. Подобраны дидактические пособия. Обстановка в кабинете располагает к общению, дети чувствуют себя комфортно и раскованно.

На занятия дети сидят полукругом - куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно или дети вместе с педагогом сидят в кругу на ковре на маленьких подушечках.

        е менее 10 часов составляет диагностика и собеседование с родителями в начале и в конце года. Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях.

Список использованной литературы:

1.        Алямовская В.Г ''Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей''.

2.        Белинская Е.В. «Сказочные тренинги». СПб. Речь 2006.

3.        Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». Педагогическое общество России М 2005.

4.        Дубина Л.А «Коммуникативная компетентность дошкольников»: Сборник игр и упражнений. М. 2006.

5.        Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М.: Книголюб, 2005

6.        Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». ЦГЛ. М. 2005

7.        Котова Е.В.. «В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей». М. Творческий Центр. 2007.        

8.        Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика, как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива», 2002.

9.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич  СПб.,1998.

10.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии  СПб., 2001.

11.        Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего и школьного возраста. М.: Генезис,  2007.

12.        Орехова О.А. «Цветовая диагностика эмоций» Типология развития, СПб.: Речь, 2008.

13.         Степанов С.С. «Диагностика интеллекта методом рисуночного теста». М.: Творческий центр, 2007

14.        «Тесты для дошкольников. Мамина школа»  М.АСТ. 2000.

15.        Чистякова М.И. «Психогимнастика».М.1990

16.         Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005

17.        Фесюкова Л.Б.. «Уроки доброты», «Уроки этики», «Воспитание сказкой». Комплекты наглядных пособий для дошкольных учреждений. «Ранос», 2008г.

18.         Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.

19.        Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е.,.Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий с дошкольниками. М. «Генезис». 2007

20.        Хухлаева О.В. Лесенка радости.-  М.,1998.

21.        Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000 г.

Приложение 1.

Тест «Два домика».

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ  МЕТОДИКА «СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»

Подготовка исследования

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отри¬цательных поступков сверстников (рис. 6.15—6.19).

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рас-кладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позво-лит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на мораль¬ные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обо-сновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет мо-ральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

                 

   

ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ (ПО О.А. ОРЕХОВОЙ)

Вариант для детей старшего дошкольного возраста

Данная методика может применяться как в период адаптации, так и в период стабиль¬ного посещения ребёнком детского сада.

Процедура исследования

Психологическая диагностика проводит¬ся в форме индивидуальных и групповых за¬нятий с детьми и определяется нормой (не больше 20 минут), регламентирующей про¬должительность различных видов деятель-ности ребёнка в детском саду.

При групповом занятии дети рассаживают¬ся по одному. Перед каждым на столе лежат набор цветных карандашей и лист с задани¬ем. Если ребёнок при выполнении первого за¬дания выражает желание использовать не¬сколько карандашей и настаивает на этом, нужно отметить, какой цвет он использовал в начале раскрашивания. Этот факт говорит о том, что чувства ребёнка сложны  и неопреде¬лённы.

Групповой вариант проведения  методики рекомендован для детей 6-7 лег, индивиду¬альный - для дошкольников 5—6;

Инструкция по раскрашиванию

 Первое задание. Нужно раскрасить до¬рожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная.  Взгляните на карандаши  - какие разные красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим.

Карандашом, который вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. (Дети выполняют задание.) Как красиво получилось!

Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не понадобится. Какой среди оставшихся карандашей вам нравится больше остальных? Возьмите его и рас¬красьте следующую клеточку. Отложите ка-рандаш в сторону. И т.д.

Необходимо проследить, чтобы дети за¬крашивали клетки слева направо. Если ре¬бёнок отказывается выбирать другой каран¬даш, можно стимулировать его следующим образом: «Другим карандашам грустно, по¬тому что их не выбирают» или «Карандаш говорит тебе, что он тоже красивый, даже лучше других...».

В конце задания полюбуйтесь, какой нео¬бычной, разноцветной стала дорожка.

Второе задание. Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? (На домики.) Здесь целая улица (10 домиков). Она такая бес¬цветная, неинтересная, нужно домики рас¬красить. Но, прежде чем начинать раскра-шивать, послушайте, как правильно это сде¬лать. На этой улице в домиках живут раз¬ные хозяева. Я скажу, кто живёт в каж¬дом домике, а вы покрасите этот домик в подходящий для его хозяина цвет.

В первом домике живёт Счастье. Выберите карандаш, цвет которого, как вам кажется, подошёл бы этому хозяину. Раскрасьте пер¬вый домик. Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков больше, чем каран¬дашей, а их хозяева могут быть похожими.

Список слов: счастье, горе, справедли¬вость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Все слова следует произносить чётко, выра¬зительно (с эмоциональной окрашенностью). Если детям непонятно, что обозначает назван¬ное слово, его надо объяснить. Необходимо избегать объяснения через родственные по¬нятия (например, счастье - это радость). Луч¬ше использовать глаголы, прилагательные и наречия, выражающие чувства и настроения.

Рекомендуемые пояснения

Счастье - когда нам весело, всё хорошо получается и мы всем довольны.

Горе - когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроился.

Справедливость - когда всё по-честно¬му, поровну, по правилам.

Обида - когда кого-то незаслуженно оби¬дели, огорчили, обманули, что-то отняли.

Дружба - когда мы помогаем друг другу, защищаем друг друга.

Ссора - когда кто-то раздружился и ругается.

Доброта - когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный; жалеет тех, ко¬му плохо.

Злоба - когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.

Скука - когда неинтересно, нечего де¬лать, всё надоело, мамы дома нет.

Восхищение - когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от это¬го и мы чувствуем удовольствие.

Следует ещё раз напомнить детям, что до¬миков много и их хозяева могут быть похо¬жими. Значит, цвет домиков может быть одинаковым и карандаш после его исполь¬зования нужно положить к остальным.

После выполнения задания надо похва¬лить детей, полюбоваться получившейся ве¬сёлой улицей. Этим достигаются позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект.

Третье задание.

Чтобы выполнить это за¬дание, нужно познакомиться с одним пра-вилом. На листе изображена улица, на ко¬торой живём мы. В каждом домике мы делаем что-то особенное, и в зависимости от того, что мы там делаем, домик нужно раскрасить в подходящий цвет.

Обозначение домиков: первый - наш детский сад, второй - здесь мы рисуем, тре¬тий - здесь танцуем, четвёртый - музей, пя¬тый - здесь поём, шестой - считаем, седь¬мой - читаем, восьмой - играем, девятый - наблюдаем за природой.

В десятый домик поселите хозяина и при¬думайте, что он там делает. Выберите для этого домика подходящий цвет и раскрасьте его.

Когда закончите раскрашивать, пусть каждый тихонько скажет мне на ушко, кто в этом домике живёт и что он там делает.

Результаты тестирования анализируют следующим образом.

• Характер раскрашивания. Предпочте¬ние ребёнком тёплых тонов (жёлтый, оран¬жевый, красный, розовый, красно-коричне¬вый, светло-коричневый) означает внутрен¬ний подъём, активность. Он настроен на действие и подвижные игры, ему необходи¬мо выплеснуть избыток энергии.

Если ребёнок предпочёл холодные тона (голубой, синий, сине-зелёный, фиолето¬вый), он склонен к созерцанию, размышле¬нию, его психическое состояние достаточно стабильно.

Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о пере-напряжении, внутреннем возбуждении, по¬иске выхода из какой-то ситуации.

Если линии плавные, округлые, то ребёнок ищет «золотую середину», стремится к цель¬ности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести их к замкнутости.

Если ребёнок, раскрашивая рисунок, вы¬ходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства. С такими детьми также нельзя проявлять из¬лишнюю категоричность, для них необходи¬мо «внести» сказку в обыденные дела.

Если ребёнок не выходит за контуры ри¬сунка, не исключено, что он насторожен, за¬мкнут, не уверен в себе. Он может стать веч¬но ведомым, обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения вну-тренним побуждениям и излишней требова¬тельности взрослых.

• Выбор цвета. Информация для кон¬сультирования - это инверсии, наблюдае¬мые при выполнении первого задания. Пси¬холог должен насторожиться, если раскра¬шивание дорожки ребёнок начинает с чёр¬ного и коричневого цвета, а заканчивает ос¬новными цветами (синим, зелёным, крас¬ным, жёлтым). Присутствие коричневого и

чёрного в начале цветового ряда может оз¬начать негативное отношение к жизни.

• Сфера социальных эмоций. Безоши¬бочно выполненное задание (раскрашива¬ние домиков) указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость эмоциональной сферы, способность отли¬чать добро от зла.

Важно проследить, каким цветом ребёнок обозначил позитивные и негативные социаль¬ные объекты. Хорошо, если позитивные соци¬альные объекты он закрасил основными цве¬тами, а негативные - коричневым или чёрным.

Если дети обозначают все объекты одним цветом, это говорит о возможных проблемах в общении и деятельности.

1 БЛОК   Знакомство с чувствами.

Занятие №1. Тема: «Путешествие в Город Чувств»

 Задачи:

 Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

  Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, строить предположения, делать выводы.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Материалы, используемые в занятии:  Свеча или (светящийся предмет: мяч, палочку, проектор, аудиозапись спокойной музыки, «Волшебный мешочек» с предметами: мех, резиновый мячик, бумага, наждачная бумага, металлическая ложка, деревянная ложка, музыкальные инструменты, капсулы от киндеров с запахами, фрукты и овощи, повязка на глаза.

 Психолог: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам посетить город Чувств. Садитесь на волшебные стульчики, которые нас перенесут в сказочный город. Чтобы нам отправиться в путешествие, нужно сказать, сколько органов чувств у человека и как они называются?

Ответы детей: У человека пять органов чувств: уши, глаза, нос, язык, кожа.

Психолог: Правильно. В сказочном городе правит королева Эмоция. Ее верные подданные - чувства - в трудных ситуациях всегда приходят на помощь жителям сказочного города.

 Итак, в путь! (Звучит спокойная музыка, дети передают друг другу зажженную свечу, в закрытом подсвечнике либо светящийся предмет: мяч, палочку. В это время психолог одевает корону и накидку.)

 1 слайд.

Королева Эмоция. Здравствуйте дети, я Королева Эмоция. Добро пожаловать в город Чувств. Я приглашаю вас на экскурсию по моему родному городу. Итак:

 Перед нами дом.

 Отгадайте загадку и скажите, кто живет в нем?

 Видишь - солнечное лето,

 На цветочке стрекоза.

 А рассматривать предметы

 Помогают нам глаза.

2 слайд.

 Глаза - это орган чувства, а как называется само чувство? (Зрение).

 Королева Эмоция. Глаза помогают нам видеть.

 Есть такая поговорка: "Глаза - зеркало души". Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно многое узнать о его характере и настроении. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Какими еще? (Умными, любопытными, добрыми, задумчивыми, грустными, печальными и т. п.)

 Королева Эмоция. Вы подобрали замечательные слова! Молодцы!

 Скажите, для чего человеку необходим этот орган (различать цвет, рисовать, смотреть кино, мультфильмы и т. д.) Я приготовила для ваших глаз интересное задание. Посмотрите внимательно и найдите 12 отличий в картинках.

 3 слайд

 Я предлагаю вам отдохнуть в дороге.

 Физкультурная минутка:

 1. Приступили. Для начала

 Только глазками вращаем.

 А теперь покрутим шеей,

 Это мы легко умеем.

 2. Мы к плечам прижали руки,

 Начинаем их вращать,

 Прочь усталость, лень и скука,

 Будем мышцы разминать.

 3. Поворот за поворотом,

 То к окну, то к стене.

 Выполняем упражнение.

 Чтобы отдых дать спине.

 4. Напоследок пошагаем,

 Выше ноги поднимаем.

 5. Отдохнули мы чудесно,

 А теперь пора на место.

 Королева Эмоция. Теперь поспешим к следующему домику.

4 слайд

 Кожа - это орган чувства, а как называется само чувство? (Осязание)

 Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание.) Что еще мы можем почувствовать с помощью осязания? (горячий - холодный, мокрый – сухой, пушистый – колючий и т. п.)

 Королева Эмоция. Поспешим в дорогу дальше.

 Не гремите, тише-тише.

 Пожалейте ушки!

 И тогда в тиши услышим

 Моря шум в ракушке. 5 слайд

 Уши - это орган чувства, а как называется само чувство? (слух). А теперь закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны, скажите, какие звуки вы слышите. Психолог играет на музыкальных инструментах, дети отгадывают инструмент по звуку.

 Королева Эмоция. Давайте отправимся в гости к следующему домику.

 Запах супа из кастрюли

 Так щекочет нос!

 Аромат цветов в июле

 Ветер нам принес. 6 слайд

 Нос - это орган чувства, а как называется само чувство? (Обоняние)

 Королева Эмоция. Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?

Ответы детей. С его помощью различают запахи.

 Королева Эмоция. Проведем эксперимент: проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих капсулах (капсулы из под киндера). Дети с закрытыми глазами поочередно определяют содержимое капсул).

 Королева Эмоция. Какие бывают запахи?

 Ответы детей (Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. п.)

 Королева Эмоция. Может ли запах предупредить человека об опасности? (Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорело. Если продукты плохо пахнут - они испортились и их нельзя есть.)

 Королева Эмоция. Следующая остановка – конечная.

 Лимон кислее, чем арбуз,

 Ты это понял вмиг.

 И сладкий вкус, и кислый вкус

 Распробует язык

7слайд

 Как называется ощущение, воспринимать которое человек может языком? (Вкус)

 Королева Эмоция. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим - яблока. Некоторые любят кислое, другие - соленое.

 Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды? (Ответы детей.) Скажите, что еще нельзя пробовать на вкус? (Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты)

 Королева Эмоция. Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу, вы пробуете.

 Ребенок надевают на глаза повязку, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: "Это - лимон. Он кислый". Если дети не справятся с заданием, помочь наводящими подсказками.

 Королева Эмоция. Ну, вот наше путешествие подошло к концу.

 8 слайд.

Давайте вспомним, какие чувства живут в волшебной стране? (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.) Как вы думаете, нужны ли нам чувства?

 Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними. Ну а на память о путешествии в мою страну Чувств, я подарю вам эмблемы с изображением солнышка. Пусть хорошее настроение не покидает вас.

Ритуал прощания

Педагог-психолог: Вам понравилось наше занятие? А что нового вы узнали? Как ваше настроение. У меня тоже. Давайте закончим наше занятие словами:

«Настроение каково? - Во!!» жест руками поднятый вверх палец.

Педагог-психолог: Спасибо вам ребята. Жду вас на следующем занятии. Удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков детей особенно актуально в наше стремительное время компьютерных технологий. Общение-средство от одиночества в будущем. Важно научить детей общаться друг с другом, со ...

Перспективный план по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков детей особенно актуально в наше стремительное время компьютерных технологий. Общение-средство от одиночества в будущем. Важно научить детей общаться друг с другом, со ...

Игры на развитие эмоциональной сферы в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста

Цели:1. Образовательная.а) познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различ...

Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...

«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...