Главные вкладки

    Игры на развитие эмоциональной сферы в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста
    материал (подготовительная группа) по теме

    Шаршинова Галина Ивановна

    Цели:

    1. Образовательная.

    а) познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;

    б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
    признакам (мимика, пантомимика, интонация);

    в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

    2. Воспитательная.

    а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

    б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

    в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх, гнев  и   др.),
    препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

    Методические приемы:

    1.  Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

    1.                      Рисование эмоций.

    2.                      Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

    3.                      Игры с куклой "Василиса"

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_emots._sfery_detey_starshego_vozrasta.docx53.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры на развитие эмоциональной сферы

    в повседневной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Цели:

    1. Образовательная.

    а) познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;

    б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
    признакам 
    (мимика, пантомимика, интонация);

    в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

    2. Воспитательная.

    а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

    б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

    в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх, гнев  и   др.),
    препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

    Методические приемы:

    1.  Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

    1. Рисование эмоций.
    2. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

    ИГРЫ

    1. "Угадай эмоцию"

    На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным.

     Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    На первых порах воспитатель может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

    Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

    2.  "Лото настроений"

    Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). 

    Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

    3.  "Пиктограммы"

    Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

    а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
    добрый и др.;

    б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
    перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

    в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

    4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"

    Материал: карточки с разными оттенками настроения.

    Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

    5. "Классификация чувств"

    Материал: карточки с разными оттенками настроения.

    Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

     Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

    6. "Встреча эмоций"

    Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

    Воспитатель изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

    7.  "Испорченный телефон"

    Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Воспитатель молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

    Воспитатель опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

    Вопросы при обсуждении:

    1.  "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";

    1. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
    2. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
    3. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

    8. «Здравствуй, Василиса»

    Для занятий с детьми мною была сшита кукла «Василиса» с разными лицами.

    D:\Работа\воспитатели, портфолио\Шаршинова\гр. 4\DSCN9374.JPG

    Все дети по очереди подбирают Василисе выражение лица, которое наиболее подходит к их настроению.

    9. "Снимается кино"

    Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

    10. "Рисуем настроение"

    Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

    1.  Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".

    1. Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
    2. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

    Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

    11.    "Рассматривание картинки"

    Материал:   сюжетные   или  предметные   картинки  с   изображением различных настроений.

    Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

    12. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

    (например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

    13. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

    Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.

    1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

    14."Зеркало"

    Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев -губы сжаты, брови нахмурены; удивление рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

    15. "Тренируем эмоции"

    Попросите ребенка нахмуриться как:

    -         осенняя туча,

    -         рассерженный человек,

    -         злая волшебница.

    улыбнуться, как:

    -         кот на солнце,

    -         само солнце,

    -         как Буратино,

    -         как хитрая лиса,

    -         как радостный ребенок,

    -         как будто ты увидел чудо.                                              

    позлись, как:

    -         ребенок, у которого отняли мороженое,

    -         два барана на мосту,

    -         как человек, которого ударили.

    испугайся, как:

    -         ребенок, потерявшийся в лесу,

    -         заяц, увидевший волка,

    -         котенок, на которого лает собака.

    устань, как:

    -         папа после работы,

    -         муравей, поднявший тяжелый груз,

    отдохни, как:

    -         турист, снявший тяжелый рюкзак,

    -         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

    -         как уставший воин после победы.

    -          

            УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

           1.  "Назови похожее"

        Цель: активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции

      Воспитатель называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

         2.  Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и  называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.

    Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

        3.  Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

    Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

        4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

              Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

        5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

    Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

             1."Кто скажет о нем (имя) хорошее".

    (ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками).

             2."Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

            3."Кто расскажет о себе хорошее".

    Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...", а дальше нужно придумать "гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.

     

    Задачи:

    1.  Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: "Мама, иди посмотри, тамвода разлилась". Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама?

    1. Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: "Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!" Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка?
    2. Мальчик весло сказал маме: "Мапа, давай будем играть!" Почему он так сказал, что могла подумать мама?
    3. Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: "Ты потеряла пуговицу!" Девочка ответила: "Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу".Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама?
    4. Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: "Я заболел, у меня болит животик". Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама?
    5. Девочки поссорились и стали говорить друг другу: "Уходи, я не хочу с тобой играть! " — "Ну и уйду, не буду с тобой дружить!" Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал?
    6. Ребята разговаривают так: "Я был в космосе и видел там Большую медведицу"— "А я был на Луне и играл там с лунятами!" Как ты думаешь, почему они так говорили?
    7. Сын огорчил маму, она сказала ему: '"Я не могу любить такого мальчика!" Что ответил ей мальчик?
    8. Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей:"Перестань, надоело слушать!" Почему он так кричит? Что ответила ему девочка?
    9. "Купи мне мороженое" - кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама?
    10. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка?
    11. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: "Ерунда, не стоит благодарности!" Почему он так ответил? Что ему сказал дед?
    12. Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит: "Хочу к окошку..." Почему он так просил? Что ему ответила мама?
    13. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик?
    14. Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: "Ты почистила зубы?" Как ты думаешь, что ответила девочка?
    15. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?

    Список литературы

    1. http://www.b17.ru/article/acquaintance_with_the_emotions/ статья психолога Никоновой А.
    2. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
    3. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
    4. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.
    5. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
    6. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
    7. Хухлаева  О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.
    8. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Строительные игры в жизни детей старшего дошкольного возраста

    Строительные игры в жизни детей старшего дошкольного возраста...

    Консультация «Игра и игрушка в жизни детей старшего дошкольного возраста»

    Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках. Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства. Поломанные, с оторванными ушами и ногами, они с...

    Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"

    Интерактивная игра на развитие внимания и зрительной памяти  для детей старшего дошкольного возраста "Найди мою тень"Разработала  воспитатель высшей квалификационной категории МБДО...

    Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

    Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...

    Рабочая программа педагога – психолога по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. «Радуга эмоций».

    В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влия...

    Консультация для воспитателей: «Игры для развития общения и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

    Данный материал будет полезен для воспитателей.Цель игр: формирование навыков эффективного общения....