Главные вкладки

    Презентация "Применение игровой технологии сюжетно – ролевой игры в коррекции познавательной сферы и речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Использование сюжетно – ролевых игр в коррекции речи и познавательного развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrovye_tekhnologii.pptx178.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад № 38» «Росинка» Применение игровой технологии сюжетно – ролевой игры в коррекции познавательной сферы и речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Подготовила и провела: И. И. Хасанова (учитель – дефектолог) Саров, 2014

    Слайд 2

    Значение сюжетно – ролевой игры Игра вовлекает детей в активную деятельность; Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на развитие мотивационной сферы , развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирование внутреннего плана действий и произвольности поведения; Сюжетно – ролевая игра направлена на социализацию ребенка; Сюжетно – ролевая игра способствует развитию высших психических функций (речь, воображение); Сюжетно – ролевая игра является средством обогащения и уточнения различных представлений, в ней создаются условия для упражнений в способах поведения, в определенных жизненных ситуациях.

    Слайд 3

    Особенности сюжетно – ролевых игр у старших дошкольников с ЗПР Однотипность игровых сюжетов Особенности сюжетно – ролевой игры Причины Отсутствие собственного замысла, воображения, умения представлять игровую ситуацию в умственном плане, бедность социального опыта Отсутствие ролевого взаимодействия Трудности в межличностном взаимодействии, несформированность коммуникативных навыков Бедность словаря, несформированность всех компонентов речи Конкретность мышления Отсутствие в играх предметов - заместителей Отсутствие ролевого диалога

    Слайд 4

    Обоснование выбора игровой технологии сюжетно – ролевых игр «+» игровой технологии сюжетно – ролевых игр: Правильное, грамотное использование технологии дает гарантированный результат; У детей резко возрастает интерес к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно возрастает. Таким образом, многие авторы говорят о большом значении сюжетно – ролевых игр в дошкольном возрасте, технология сюжетно – ролевой игры гарантирует результат игры – радость и удовлетворение от самого процесса игры, а также закрепление и обогащение представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, формирование межличностных отношений, развитие познавательных интересов и умственных способностей. Учитывая особенности детей с ЗПР необходимо использовать в работе технологию сюжетно – ролевых игр.

    Слайд 5

    Особенности проведения сюжетно – ролевых игр с детьми с ОНР и ЗПР до того, как дети начнут играть в игру, необходимо провести ряд игровых дидактических упражнений. Например, «Кукла Катя заболела», «Угостим куклу чаем»; Каждую дидактическое упражнение необходимо проводить многократно. Начинать игру нужно с упрощенного варианта, затем постепенно вводить новые правила; литературный текст игры вводить в активную речь детей последовательно: сначала текст полностью проговаривает педагог, затем включаются дети и проговаривают только один звук или звукоподражание, слог, слово, фразу и, наконец, дети произносят полный текст; в играх необходимо всегда предъявлять речевой образец и следить за проговариванием окончаний, за соблюдением различных интонаций; сюжетно – ролевые игры проводятся как речевые. Необходимо планировать и проводить словарную работу для предстоящей игры, тренировать навыки диалогической речи, отрабатывать слова сложной слоговой структуры, вопросительные и восклицательные интонации, навыки словообразования и т. д.; При распределении ролей необходимо учитывать психофизические и речевые возможности, личностные и характерологические особенности каждого ребенка. Педагог должен уметь назначить на роль водящего ребенка, которому следует приобрести опыт именно в данный момент и в данной игре.

    Слайд 6

    Условия в кабинете учителя - дефектолога по организации сюжетно – ролевых игр Копилка игр для развития сюжета по лексическим темам; Предметы – заместители (палочки, кубики, шарики и т. д.); Игровые поля, дорожки, макеты; Мелкие игрушки Медальоны с изображением животных, транспорта и т. д.

    Слайд 7

    Сюжетно – ролевые игры Лексика Грамматика Связная речь Грамота Слоговая структура слов Ознакомление с окружающим и РЭМП Произно-шение Психические функции Использование сюжетно – ролевых игр в коррекции речи и познавательного развития

    Слайд 8

    Примеры сюжетно – ролевых игр для коррекции познавательной сферы и речи у детей с ЗПР "Укладывание кукол спать" Игровые действия : познакомить детей с цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом. Учить ласково обращаться с куклой, обращаться к ней как к дочке. Атрибуты : кровати, одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрасики, куклы по числу детей, стулья. Содержание игры . На ковре располагаются кроватки и кукольные стулья. Педагог обращается к детям: "Мы сегодня будем укладывать спать кукол. Куда положим кукол? (На кровати) Педагог достает по очереди необходимые предметы, действует и комментирует короткой фразой: " Это... матрац. Что это? Зачем нужен матрац ? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим … простынку. Для чего нужна простынь? Под голову положим... подушку. Зачем нужна подушка ? А чем накроем Анечку? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?" Педагог продолжает: " Ложись, Аня, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи! Спокойной ночи! Я тебе песенку спою: баю-бай, баю-бай !« Речевые задачи: Обогащение словаря по теме «Постельные принадлежности» Упражнять в понимании и правильном употреблении предлогов (НА, ПОД) Упражнять в употреблении существительных Вин. и Тв . п ад .; Отрабатывать слова ССС; Упражнять в употреблении глаголов повелительного наклонения; Развивать объяснительную речь; Развивать интонационную выразительность речи; Упражнять в звукоподражаниях

    Слайд 9

    Примеры сюжетно – ролевых игр для коррекции познавательной сферы и речи у детей с ЗПР Сюжетно – ролевая игра «Добрый доктор Айболит» К доктору Айболиту приходят домашние и дикие животные со своими детенышами. Они выстраиваются в 2 очереди (по месту обитания). Обращаются за помощью к доктору. Ведут диалог: Кто пришел? (зайчиха) С кем пришла? (с зайчонком) Что случилось? – «Ой, ой, ой мой мальчик, мой зайчик попал под трамвайчик». Что болит? (называют части тела) и т. д. Доктор берет инструменты и лечит животное, проговаривая свои действия Чью лапку (голову, ухо) вылечил добрый доктор Айболит? Речевые задачи: Активизация словаря по теме «Дикие и домашние животные» Упражнять в употреблении существительных Тв. п. с предлогом С; Упражнять в образовании притяжательных прилагательных; Упражнять в звукоподражании; Упражнять в употреблении слов ССС; Развивать диалогическую речь; Упражнять в передаче различных эмоциональных состояний с помощью интонаций Познавательные задачи: Упражнять в классификации по заданному признаку; Расширять знания и представления об окружающем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль сюжетно-ролевой игры как фактора социализации и ее развитие у детей младшего дошкольного возраста.

    В отечественной психологии игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре. Положение об игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным и тради...

    Изучение технологии сюжетно-ролевой игры как средства формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста.

    Итоговая работа по по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...

    Сюжетно – ролевые игры к проектной деятельности по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

    Автором представлены игры, которые могут быть предложены дошкольникам в рамках закрепления знаний о животных, а также во время проектной деятельности по данной теме....

    Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

    Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтом...

    АВТОРСКИЕ ИГРЫ "ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА" Использование игровых технологий в совместной и самостоятельной деятельности для развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста

    Цель: Создание условий для формирования представлений о неразрывной связи человека и природы (человек- часть природы) у детей старшего дошкольного возрастаЛОТО «Что подсказала человеку при...

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

    данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...