«Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне организованной образовательной деятельности, и служит важным средством организации эстетически развивающей музыкальной среды, средством создания благоприятного эмоционального настроя ребёнка, нормализации его психофизического состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2022.docx | 18.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста»
Музыкальное развитие оказывает не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, так как вне организованной образовательной деятельности имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада.
Процесс целенаправленного музыкального воспитания и развития детей осуществляется с помощью различных форм организации музыкальной деятельности, обогащающих её содержание и методы руководства ею.
К формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся: организованная образовательная деятельность, использование музыки в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения, музыкальное образование дошкольников в семье.
Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду являются: организованная образовательная деятельность; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя) и детей в повседневной жизни ДОО в разнообразии форм (использование музыки в быту, праздники, развлечения).
Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне организованной образовательной деятельности, и служит важным средством организации эстетически развивающей музыкальной среды, средством создания благоприятного эмоционального настроя ребёнка, нормализации его психофизического состояния. Она включает в себя:
- использование музыки в быту детского сада (слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различную образовательную деятельность, утренняя гимнастика под музыку);
- развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы;
- праздники.
В повседневной жизни музыкальную деятельность детей организует воспитатель и включает её в разнообразную деятельность в течение дня. Это требует от педагога понимания целей и задач музыкального воспитания, обладания определённым уровнем развития музыкальной культуры и художественных способностей, овладения способами художественной практики.
Если в организованной образовательной деятельности воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство взрослых музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.
В свободное от образовательной деятельности время воспитатель может организовать слушание знакомых музыкальных произведений, что вызывает большой интерес у старших дошкольников. Ребёнку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. В этом возрасте дети начинают осознанно интересоваться музыкой, способны уловить и установить не только общее настроение произведения, но и его смену в развитии музыкальных образов, наиболее выразительные музыкальные средства. Появляются любимые произведения. Поэтому в ходе организации педагогического процесса в повседневной жизни можно слушать с детьми музыкальные произведения, с которыми они впервые познакомились в ходе организованной образовательной деятельности.
С целью формирования музыкальной памяти, способности запоминать музыку, понимать её содержание воспитатель может побуждать детей не только к словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, но использовать метод уподобления характеру звучания музыки, который предполагает активизацию творческих действий дошкольников.
Во время звучания произведения, смены его частей детям предлагаются карточки соответствующие настроению музыки (определённый цвет карточки связывается с соответствующим настроением музыки), проговаривая про себя характеристики эмоционально-образного содержания. Следует отметить, что слушая с детьми классическую музыку, воспитатель одновременно повышает и свой уровень музыкальной культуры.
Активное восприятие музыки в повседневной жизни педагог может организовать в форме музыкального досуга. Это могут быть тематические концерты, беседы – концерты. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах музыки. Беседу о музыке можно сопроводить показом слайдов с портретами композиторов, репродукциями картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времён. Концерты-беседы могут быть посвящены танцевальной музыке разных исторических эпох, маршевой музыке, песенным жанрам. Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского и др.).
Различные виды детского исполнительства (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах) могут так же использоваться, но в большинстве своём в играх. Игры, связанные с музыкальной деятельностью проводятся во всех возрастных группах.
Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует осторожного и гибкого подхода воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, следить за динамикой исполнения. Организуя совместную игру, можно предложить построить часть игры или всю её на основе музыки. Это может быть знакомая песня, хоровод, пьеса для слушания. Педагог может участвовать в исполнении или быть инициатором пения конкретной песни, включения музыки для слушания или активным участником хоровода в игре.
Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отношение педагога к проявлениям детей и участие его в музыкально-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновывать свои действия.
Изменение условий жизни меняют и игры детей-дошкольников. Технические и компьютерные игры завоевывают все более прочные позиции. И это надо учитывать при организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в том числе музыкальной образовательной деятельности. По своей сути компьютерные игры - это обучающие, развивающие дидактические игры нового поколения.
Из всего многообразия компьютерных игр педагог должен выбрать именно те, которые отвечают целям и задачам дошкольного образования и воспитания; доступны и корректны по содержанию; соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей (легкость для самостоятельной деятельности дошкольника); способствуют развитию навыков и представлений детей, занимательны для ребенка. Педагогу следует обращать особое внимание на то, чтобы занимательная сторона игры не заслоняла собой ее познавательную и развивающую функцию.
Компьютерные игры имеют свои преимущества:
- подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- игры несут образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляют возможность индивидуальной работы с ребёнком.
К компьютерным играм предъявляются следующие требования: использовать компьютерные игры для детей 5-7лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю;. После проведения данного вида игр с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15мин. Расстояние от глаз ребенка до мультимедийной доски должно быть не меньше двух – трех и не больше 5 –метров и.т.д. Таким образом, в музыкальную деятельность старших дошкольников в свободное от образовательной деятельности время можно включить и компьютерные обучающие и развивающие музыкальные игры, тем самым, вызывая интерес к музыкальной деятельности и развивая творческие и интеллектуальные способности детей.
Следует отметить, что музыкальная деятельность в повседневной жизни детского сада должна соответствовать возрастным особенностям детей. Планируя эту работу с детьми, необходимо:
- оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях при проведении музыкальной деятельности с дошкольниками;
- осуществлять поиск, оценку и анализ информации, необходимой для организации общения детей с музыкальным искусством;
- строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Для эффективной организации музыкальной деятельности с детьми воспитателю необходимо уметь самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием в области музыкального воспитания дошкольников.
Практическую помощь воспитателю в организации различных видов музыкальной деятельности с детьми может оказывать музыкальный руководитель.
Таким образом, любое музыкальное общение с ребёнком следует строить на совместной деятельности, партнёрстве, всячески поощряя его инициативу. Организованная воспитателем музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста, обогащает их повседневную жизнь новыми впечатлениями, формирует познавательную и творческую активность, стимулирует развитие самостоятельной музыкальной деятельности. Это возлагает большую ответственность на педагога за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребёнка, становления его личности.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Митрофановский детский сад
Семинар
«Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель
Полоз Е.В.
2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности
Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Игры на развитие эмоциональной сферы в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста
Цели:1. Образовательная.а) познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд;б) учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различ...
Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...
Консультация "Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации различных видов детской деятельности "
консультация...
Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности"
Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности....
Консультация для воспитателей «Процесс организации разных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей дошкольного возраста»
художественно-эстетическое , музыкальное развитие...