Девочка из города
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Титова Надежда Леонидовна

Тематическое занятие к празднику День Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

  Фронт был далеко от села Нечаева. Нечаевские колхозники не слышали грохота орудий, не видели ,как бьются в небе самолёты и как полыхает по ночам зарево пожаров там, где враг проходит по русской земле. Но оттуда , где был фронт, шли ч/з Нечаево беженцы. Они тащили салазки с узелками ,горбились под тяжестью сумок и мешков. Цепляясь за платья матерей, шли  и вязли в снегу ребятишки.   Останавливались , грелись, по избам бездомные люди  и шли дальше.

Однажды в сумерки, когда тень от старой березы протянулась до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.

     Таиска (бросаясь к окну)

             -Две тётеньки! Одна молодая, в шарфе. А другая совсем старушка, с палочкой.

             И ещё… глядите – девчонка .

    Груша (откладывая чулок, подходит к окну)

             -И правда девчонка. В синем капоре.

    Мать (подкладывая дрова в печь)

            -Так идите откройте ,чего ждёте то.

    Груша (толкая Таиску )

            -Ступай, что же ты! Все старшие должны?

Таиска побежала открывать, Груша вернулась на место, мать ушла в чулан.

Входят женщины, впереди бежит Таиска, садится рядом с Грушей , они начинают разговаривать.

Мать усаживает гостей за стол.

Таиска:           -Гляди-ка, в ботинках!

Груша:            -Гляди, в сумку свою как вцепилась, даже пальцы не разжимает. Чего у неё там?

Таиска:          -А ты спроси!

Груша:           -А ты сама спроси!

    Появляется Романок, удивленно смотрит на гостей, особенно на Валю, подходит и присаживается рядом с Грушей и Таиской.

 Мать:               -Ох, да и горемыки же! И самим нелегко, и ребёнок мается. Это дочка ваша?

 Женщина:      -Нет, чужая. На одной улице жили.

Мать:             -Чужая? А где родные-то твои девочка?

Старуха:        - у неё никого нет, вся семья погибла. Отец на фронте погиб.

Молодая женщина:       -А мать и братишка здесь убиты.

Мать:               -Убиты? Все убиты! А девочка жива. И одна на целом свете . Как зовут тебя девочка?

Валя:               - Валя

Мать:             -Вля….Валентина….Валентинка….Сиротинка ты бедная! Только глаза на свет открыла,                                            

                         а  уже столько горя на тебя навалилось. На такую маленькую.

Гости поднимаются.

Женщина:          -Спасибо тебе, хозяюшка. Пора нам.

Мать:                   (Задерживая их)

                             -Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. На дворе уже поздно! Утречком отправитесь.

Все уходят, Романок на печку, девочки на кровати, Валя лежанке у печки. Мать тушит лампу.

Утро. Мать хлопочет у стола, появляется дед с водой, ставит вёдра, садится.

Мать:             -Давай возьмём девочку, отец. Уж очень её жалко.

Дед:              -Взять девочку? Ладно ли буде? Мы деревенские, а она из города.

Мать:           -А не всё ли равно, отец? И в городе люди, и в деревне люди. Ведь она сиротинка!

                        Нашей Таиске подружка будет. На будущую зиму вместе в школу пойдут.

Дед:              - Ну что же… Гляди. Тебе виднее. Давай хоть и возьмём. Только смотри, сама потом не      

                       Заплачь с нею.

Мать:              -Э! Авось не заплачу.

Дед уходит, мать тоже, беженцы подходят к девочке, будят её.

Женщина:       -Валя, Валя, вставай!

Мать:               - Погодите, не надо будить девочку. Оставьте Валентинку у меня! Если кто родные

                           найдутся, скажите: живёт в Нечаеве, у Дарьи Шалихиной. А у меня было трое ребят,

                          -ну ,будет четверо. Авось проживём.

Женщина:       -Ну, что же, пусть будет так.

Мать:                (Давая пакет)

                         -Возьмите на дорожку.

Женщины уходят.

Мать:              (В задумчивости)

                         Вот у меня и ещё одна дочка, дочка Валентинка…Ну что же, будем жить.

                         (Уходит, появляется Таиска, выглядывает из-за печки. Валентинка открывает глаза)

Таиска:          -А твои тётеньки ушли.

Валя:              -Ушли? А меня? А как же я?

Таиска:          -А ты у нас будешь жить. Мне мамка сказала. Тебе хочется у нас жить?

Валя:             -Не знаю…..Мне всё равною

Таиска:          -А ты немцев видела? Они страшные?

Валентинка молчала, когда говорили про немцев, у неё каменело сердце.

Таиска:          -Они прямо к вам в дом пришли?

Мать:          (Появляясь из чулана)

                      -Это кто здесь про немцев затеял? Больше разговоров не нашли? Картошка    

                       сварилась. Вставайте чистить.

Таиска растолкала Грушу. Девочки сели за стол, стали чистить картошку, Груша чистит ложкой.

Таиска:          -Мамка, гляди-ка!

                      (Смеются)

Груша:           (бросая ложку)

                       - Тогда пусть и Валентинка встаёт картошку чистить.Старшие чистят, а она нет?

Мать:            -Вставай, дочка, пора!

Валентинка встаёт, умывается, подходит к столу, берёт картошку.

Выходит дед. Валя  роняет картошку.

Валя:            -  Кто это?

Таиска:         -Это наш дедушка, отцов отец

Валя:           -Какие  густые, белые у него кудри! И какие косматые брови, даже глаз не видно!

                    Теперь я буду жить у этого старика в доме и называть его дедушкой? А он как видно сердитый.

Все усаживаются за стол,едят.

Роман:         (с печки)

                      -Ишь какие! Сами едят, а меня не зовут.(соскакивает с печи)

Все едят, Валя сидит ,положив руки на колени.

Мать (Вале):            -Ты что же не ешь? У нас зевать некогда. Как раз без завтрака останешься.

Роман и Таиска хихикают .

Дед:           -Ты что же это видно картошку не любишь? Ну, да ведь у нас не город, колбасу не

                     подают.

Груша:        -Да у неё ложки нет! Куда она ложку дела? Я ведь всем подала.

Таиска:       -Как нету? Вот она лежит.( отодвигает хлеб)

Мать:         -Это что ещё? Что за фокусы? Влентинка возьми ложку , да хлопни ее по лбу, чтоб ей в

                    другой раз неповадно было.

                    ( хочет ударить , Таиска юркнула под стол)

                    Вот и сиди там! Мало тебе над Романком мудрить? Так теперь к другой привязалась?

                    А ты, Валентинка , что сидишь как курица? Видишь ложки нет, кричи : “Дайте мне ложку!” Разве можно себя в обиду давать?

Романко:      -А меня Таиска один раз на худой стул посадила, я даже шлёпнулся.

Таиске надоело сидеть под столом .Она вылезла с другой стороны, возле деда, здесь мать ее ни за что не достанет! Сначала Таиска сидела хмурая, но скоро всё забыла и опять повеселела. Когда налили чай , она придвинула Валентинке синюю мисочку и шепнула:

Таиска:         -Бери сахар!

Валентинка положила, как дома, две ложки, хлебнула чай, сморщилась и поставила чашку обратно.

Дед:             -Что, обварилась? Ты не по-городскому        пей, а по-нашему, по-деревенски – из

                      Блюдечка.Вот и не обваришься.

Груша:         -Мамка, гляди-ка, да они ей вместо сахара соли дали!

Мать хотела схватить Таиску за косичку, но выскочила и убежала, Романок за ней, дед засобирался на работу,мать налила свежий чай.

Мать:         -Пей, дочка! А ты , Таиска, запомни: уж доберусья до тебя – не проси милости!

Все уходят.

Звучит музыка ,опять появляется мать, одетая в более светлую одежду, начинает раскатывать тесто, ставит в печку противень с пирожками, уходит, возвращается, достаёт пирожки из печи, Романок соскакивает с постели.

Романок:      -Мамка, какой нынче праздник? Опять Новый год,да?

Мать:            -Ваша ,мамка, нынче именинница, вот вам и праздник ( вытирая слёзы) Только вот

                       Отца нет с нами. И письма нет

Стук в дверь, Романок хватает пирожок, выбегает, входят соседки.

Соседки:        -С именинами, тебя, Дарья!(Дарят подарки)

Мать:              -Садитесь чай пить, милости прошу!

(Рассаживаются, пьют чай)

 

т.Марья:         - И куда ты , Дарья, набираешь себе ребят? Время трудное, семья у тебя большая,

                           мужик твой на войне- либо вернётся, либо нет. И не работница она: уж какая-то

                           хлипкая.

б.Устинья:       - Нет, нет, не будет добра. Не будет она тебя , Дарья, ни любить, ни почитать. Как

                            есть  ты ей чужая, так чужая и останешься. Да она и по масти –то к твоей семье не

                           подходит: вы все белёсые, а она, вишь, тёмная!

Грачиха:            -Э, бабы, полно-ка вам! Можно ведь и по-другому рассудить. Ну, а куда, скажем,

                            таким сиротинкам деваться? Ведь сейчас война. Что же теперь делать! Уж

                            как-нибудь….

Мать:                  (в раздумье)

                             -Что семья у меня большая это меня не печалит: хлеба на всех хватит.

                             Что работница из неё хорошая не выйдет – ну что же делать! Как сможет,

                             так и сработает. И это меня не заботит. Но вот, что меня заботит, бабы,

                           что меня печалит, так это одно:  не идёт в родню, не ластится. Не завёт меня

                           матерью , никак не зовёт. Не хочет! Или уж и вправду, как была чужой, так чужой и

                           останется?

т.Марья:          -Сиди, не сиди, а скотина корму просит. Пора нам, Дарья.

                         

                           (Уходят, Дарья с ними)

Вбегают Таиска и Валентинка. Рассматривают подарки.

Валентинка:         -Когда наша мама была именинница, ей тоже всегда подарки дарили.

Таиска:                   -Кто дарил?

Валентинка:         -Все.И я тоже. Я ей один раз картинку нарисовала и подарила.

Таиска:                  -Давайте и мы нашей мамке что-нибудь подарим.

Груша:                   -А что, ну что ты подаришь. Ну что ты умеешь?

Таиска:                  -А ты что?

Груша:                   -Может быть, чулки связать? Но ведь чулки сразу не свяжешь.

                                Ещё когда начала чулок, а всё никак до пятки не доберусь.

                                Вот какая эта мамка, не могла заранее сказать. Уж я поспешила бы.

Таиска:               - А я знаю, что сделаю. Я сейчас все до одной кринки вымою, все до одной

                             кастрюли вычищу, и все ложки , и все вилки! Что бы всё блестело! Что не

                             сумею? Да?

                             (Собирает посуду ,уходит, гремит посудой)

Груша:               - Вот так подарок! Уж если я придумаю, так хорошее что- нибудь.

Валентинка:     - Романок, а ты что?

Романок:            - А не видите- что? ( Романок разрисовывал печку)

Валентинка:      - Все они что-то подарят матери. Она их мама , а не  моя, пусть они и дарят.

                              Но всё таки хочется подарить что-нибудь тёте Даше. Пусть она не настоящая мама,

                               Всё равно!

Таиска:                -А ты возьми и тоже нарисуй что-нибудь. Вон там, под лавкой , стоит баночка с

                             краской, дед кровать красил. И знаешь что? Возьми эту краску и нарисуй цветы

                            вот тут на столешнике, вроде каймы. Я бы сама нарисовала, если бы умела.

Валентинка:         -А разве хорошо будет?

Таиска:                - А почему же нехорошо? Цветы. Если бы я умела! Да ты не будешь, я знаю.

                               Что она тебе - родная разве?

Валентинка:       -Можно ли рисовать цветы на скатерти. Моя мама , наверное, сказала бы, что

                              нельзя. Но там было нельзя, а здесь, может быть, можно. Ведь разрисовал же

                              Романок печку.

                              (Валентинка достала краску и стала рисовать цветы , подходит Таиска рассматривает цветок)

Таиска:                -Ой , до чего красиво! Как живой! Рисуй ещё!

Рисование продолжается, Романок тоже подходит , оставив свои танки.Выходит Груша с книгой в руках.

Груша:                - И-и! Что наделали! Что наделали! Весь столешник испортили! Ну уж и попадёт

                             вам теперь. Только, чур, меня не припутывать. Сами заварили кашу, сами и

                            расхлёбывайте.

Романок:            - А я и не заваривал, я только глядел.

Таиска:               - А что же, я заваривала, да? Я мою посуду и мою! И никаких цветов я на

                            столешнике не делаю.

Груша:               - Городская, а баловная! Ишь, что сбаловала

 ( Уходит, Валя пытается платочком оттереть цветы, ничего не получается, она отходит от стола и садится на краешек кровати)

Валентинка:     -Что я наделала? Зачем я послушалась Таиску? Что теперь скажет мать, что я скажу

                             Матери?

(Валентинка спрятала баночку с краской.)

Скрип снега за окном, стук во дворе, чей нибудь громкий голос на улице- всё заставляло её вздрагивать : мать идёт!Может полчаса прошло, может час. Послышались шаги на крыльце и в избу вошла мать. Необычайная тишина показалась ей странной. Она поглядела кругом

Мать:             -Это что такое? Что это за озорство такое? (Увидев Таиску) Ах ты чучело-чумичело!

                       Ну погляди, на кого ты похожа? Вся в саже! А руки! А платье!

                      (Увидев цветы) Батюшки мои! Да что же это, в самом деле? Ну просто из избы выйти

                      нельзя! Кто это нарисовал ? а? Кто?

Груша:           Что, натворили подарочков?

Мать:             (Выдёргивая из веника прут)

                         -А ну-ка, Таиска , иди сюда, я тебя берёзовой кашей угощу! Я тебя научу, как цветы

                        малевать на столешниках.

Таиска:         (напуганно)

                       -Это не я!

Валентинка:        (тихо)

                              -Это я намалевала.

Мать:                   (удивлённо)

                             -Ты? А кто тебя научил?

Валентинка:       (взглянув на Таиску)

                             -Никто не научил. Я сама хотела. Это я хотела тебе подарок .Это мы все хотели тебе

                             подарки подарить.

Мать:                 -Подарки? Какие подарки?

Валентинка:     -Ну вот Романок для тебя танки нарисовал, Таиска всю посуду вымыла.

                            А я….. я думала , с цветами красивее. Это мы такие подарки придумали:

                            ведь ты же именинница сегодня!

   У матери разошлись сведенные брови. Ей даже стало стыдно, что она так разошлась, не узнав в чём дело. И она была рада, что не надо никого ругать и наказывать. Она села на лавку, отбросила

хворостинку и засмеялась.

Вошёл дед.

Мать:          -Отец, ты  погляди каких подарков они мне надарили:  и танков целую бригаду, и

                      чистых кринок, и алых цветов. Ну что за ребята у меня, одна радость.

Дед:             (моя руки)

                     - ну как дела пострелята, как дела мать? Какая у тебя похлёбка? С грибами?

                     Хорошо, лучше некуда!

Мать:          - Отец, да что с тобой сегодня. По займу, что ли выиграл?

Дед:            - По займу! Подумаешь, по займу? Не по займу, а кое что побольше

Мать:          - Так чего же побольше? Медаль что ли, получил?

Дед:            - Медаль не медаль, а кое что получил (не выдержав, достал конверт)

Мать:         -Вот оно! Долгожданное! Письмо!

Дети:          (хором)

                    -Письмо! Письмо от папы! Ура!

Мать:         -Ну что же ты, отец! Читай же скорее.

Дед:          (вынув письмо, надев очки)

                   Здравствуйте , мои родные! Я жив, здоров, бьем мы фашистов из тяжёлых орудий,

                   а  фашисты, как крысы, забились под дома, в подвалы и нелегко выбивать их оттуда,

                  проклятых. Какие дела у вас? Всё ли благополучно дома? Здоровы ли ребятишки. Как

                  учится Груша?

Груша:       -Вот как отец про меня отдельно спрашивает.

Дед:           - Как Таиска? Шибко ли озорует!?

Таиска:      (подпрыгивая)

                    И про меня тоже спрашивает.Вот.

Дед:           -Как наш Романок? Наш будущий боец. Подрастает он или всё ещё такой же карапуз,

                    из-под стола не видать.

Романок:  -И про меня! И про меня тоже!

Дед:          - Дорогая моя жена Даша! Ты писала мне , что взяла в дом Валентинку? Должен тебе

                   сказать , что ты, Даша, у меня умница и хороший человек. Не слушай, что говорят      

                   некоторые люди. Пускай Валентинка найдёт в нашем доме свой родной дом. Пускай

                   она в нашей семье найдёт свою родную семью. Прикажи ребятишкам, чтобы её не

                   обижали . Пусть живёт и растёт на здоровье. Обнимаю вас всех.        Фёдор.

Мать:       (только теперь перевела дух)

                  Вот и хорошо!

Романок:   (подбегая к Вале, дёргая её за рукав)

                    -Слышала и про тебя тоже.

Валентинка:  (покраснев)

                         -Слышала!

Груша:          -Мамка, может, надо и Валентинке чулки связать?

Стук в дверь. Романок побежал открывать , за ним военный входит

Романок:   (растерянно)

                    -Дяденька….Военный…за Валентинкой

Офицер:     (снимая фуражку)

                     -Здравствуйте хозяева. (Обращаясь к матери) Вы Дарья Фёдоровна Шалихина?

Дед:           -Чем обязаны?

Офицер:     -Спасибо вам,Дарья, за Валю, но я за ней.  Я её дядя .(подходит к девочке)

                     Я за тобой, Валя ! Собирайся! Едем домой (берёт её за плечо)

Валентинка:   (вырываясь, подбегая к матери)

                          -Я никуда не поеду. Я хочу с тобой жить, мама!

Мир и веселье поселились в доме Шалихиных с этих пор. Все были довольны и счастливы.

                   

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Спектакль «Девочка из города»

Познакомить детей с событиями ВОВ, дать представления о том, что она была освободительной, велась во имя мира процветания и благополучия нашей Родины....

Квест-игра "Город мальчиков и девочек""

Данная разработка содержит план-конспект образовательного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста.образовательная область - социально-коммуникативное развитие (формирование гендерной прина...

Физкультурное занятие с учётом гендерного подхода в старшей группе «Город мальчиков и девочек»

Физкультурное занятие с учётом гендерного подхода в старшей группе «Город мальчиков и девочек»...