Статья "Социально-нравственное воспитание дошкольников" может использоваться как консультация для родителей.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
в статье сделан акцент на приоритеты в воспитании дошкооьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 180.5 КБ |
sotsialno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
Автор: Пазгалева Ольга Георгиевна, воспитатель ГДОУ №110 Невского Района Санкт-Петербурга. Телефон 89213383627
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
Автор: Пазгалева Ольга Георгиевна, воспитатель ГДОУ №110 Невского Района Санкт-Петербурга. Телефон 89213383627
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет всои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует о деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
Автор: Пазгалева Ольга Георгиевна, воспитатель ГДОУ №110 Невского Района Санкт-Петербурга. Телефон 89213383627
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет всои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует о деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
Предварительный просмотр:
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
Автор: Пазгалева Ольга Георгиевна, воспитатель ГДОУ №110 Невского Района Санкт-Петербурга. Телефон 89213383627
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
Автор: Пазгалева Ольга Георгиевна, воспитатель ГДОУ №110 Невского Района Санкт-Петербурга. Телефон 89213383627
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет всои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует о деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
Автор: Пазгалева Ольга Георгиевна, воспитатель ГДОУ №110 Невского Района Санкт-Петербурга. Телефон 89213383627
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
«Социально – нравственное воспитание дошкольников».
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» -сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.
Процесс социокульурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Город представляет собой «культурный организм» и знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей граждан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет всои обычаи и традиции.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение. Гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, социально-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания.
Процесс социокультурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город. Каждый город хранит память о своих великих гражданах, повествует о деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах россиян и гордится их победами, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. При знакомстве детей с историей и культурой Санкт-Петербурга мы ставим для себя следующие задачи:
- организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа города.
Начиная со старшей группы дети знакомятся с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями. Все петербуржцы любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие памятники и другие достопримечательности. Дети тоже жители родного города, они пока не могут делать что-то значительное для города, но они могут помогать взрослым поддерживать порядок в городе, например, не сорить, не ломать деревья, кусты, а наоборот, ухаживать за ними. Необходимо все время напоминать детям, что они жители своего города и что то, что они делают на участке детского сада (поддерживают чистоту, ухаживают за цветами на клумбах и т.д.), тоже украшает наш город.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города? Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. Здесь мы выделяем основные цели работы при ознакомлении старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга:
- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;
- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец.
Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру и постижение духовных ценностей горожан. Ю.М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми. Следовательно, процесс приобщения детей к культуре родного города может рассматриваться как включение ребенка в диалог с культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению его ценностей и смыслов, традиций. Здесь мы ставим перед собой ведущую цель:
- развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.
Эта цель может быть реализована при решении следующих задач:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и петербургской семьи; поддерживать традиции, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к своему городу.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания». С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика», М.: - Просвещение, 1981 стр. 48
Взаимоотношения между людьми регулируются с помощью нравственных норм и правил, которые определяют социально одобряемые способы поведения личности в разнообразных ситуациях. Общественное мнение выражает отношение общества к соблюдению или нарушению норм. Нравственная зрелость личности предполагает, что человек сам контролирует свое поведение и самостоятельно строит его в соответствии с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Материал консультации поможет родителям пробудить у детей эмоциональное отношение к природному окружению в условиях проживания в мегаполисе. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и ...
Музыкальное воспитание детей в семье. Консультация для родителей.
Данная консультация содержит рекомендации для родителей о том, как учить детей слушать музыку в домашних условиях....
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста (Консультация для родителей)
Консультация для родителей и воспитателей....
Воспитание любви к природе (консультация для родителей)
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принима...
Воспитание любви к природе (консультация для родителей)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать...
Особенности воспитания и обучения левшей - консультация для родителей
Особенности воспитания и обучения левшей....
Физическое воспитание детей в семье (консультация для родителей)
Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничн...