"Значение словесных игр в детском саду"
консультация (старшая группа) на тему

«Значение словесных игр в детском саду»

Консультация для педагогов.

Подготовил: Наталья Александровна Шапошникова

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.   

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Такого  рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его  пространственном выражении. Отсюда в  процессе игры формируется и развивается  ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.

Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.

Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

Экологические игры позволяют сместить акцент с  усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию.    Усваивая  цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего  мира. 

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.

Словесные игры для детей средней группы.

Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т.п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.

Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.

Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленные у детей представления об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре всё чаще поручается то одному, то другому ребёнку.

Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.

И сейчас я хочу привести примеры некоторых словесных игр, проводимых в средней группе.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Цель игры: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем. Тот из вас, кого вы выберем водящим, выйдет из комнаты. А мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернётся, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?». А мы ему в ответ: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы пилит дрова. «Что я делаю?» - спрашивает он у детей. – «Дрова пилите». – «Давайте все будем пилить дрова».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали» - спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать (умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино…)

(Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов).

«Мыши»

Цель игры: развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Ход игры.

Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой».

Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Всё погрызли, всё поели.

Всюду лезут – вот напасть!

Доберемся мы до вас.

Берегитесь вы, плутовки!

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

«Воробушки и автомобиль»

Цель игры: упражнять в правильном звукопроизношении, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Ход игры.

Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит «уууу». Как сигналит автомобиль?» - «Уууу», - повторяют дети. «Сейчас мы поиграем так, - продолжает воспитатель.

 Я – автомобиль, а вы все – воробушки.

 Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с берёзы.

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу слово «прыг», вы встаёте со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить«Прыгпрыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик», вы полетите, кто куда хочет, будете махать крылышками и чирикать. А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнёздышки.

Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

«Кто в домике живёт

Цель игры: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Ход игры.

Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5).

Дети изображают знакомых им птиц и животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит животное (птица), которое они изображают. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живёт?» Дети отвечают: «Му-му-му …» А воспитатель должен угадать с помощью других подгрупп детей кого из животных (птиц) изображают ребята.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

«Гуси»

Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Ход игры.

Воспитатель: «Ребята, вы будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасётесь вот здесь на травке (показывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом».

Воспитатель:

Тет-тет-тет,

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

Действия детей: вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками. Все вместе произносят: «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

«Так бывает или нет?»

Цель игры: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры.

Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит , тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы:

Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках.

У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.odt33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание.

Консультация для воспитателей

Шиянова Татьяна Анатольевна

  Трудовое воспитание подрастающего поколения  - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Трудовое воспитание дошкольников и виды трудовой деятельности для детей каждой возрастной группы, сформулирована основная задача трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду. Эта задача реализуется в следующих направлениях: -ознакомление детей с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к его результатам; -организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные взаимоотношения, черты характера, навыки организации работы.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, о6ъяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.

• Виды труда детей и содержание каждого из них

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

- 4 вида детского труда:

.самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

.хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка);

.труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

.ручной и художественный труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами).

.самостоятельная трудовая деятельность детей во всех возрастных группах организуется вне занятий.

• КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД как форма организации труда детей

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

1. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х, каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

А) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.

Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

Труд для дошкольника - полезная и важная

деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Чтобы такой ошибки не наблюдалось, решили всю трудовую деятельность совместить на проектах, где будет виден процесс деятельности и желаемый конечный результат.

Конечно трудовые действия дети могут видеть и на картинках, изображающих разные виды труда, можно просто рассказать о труде взрослых- но это недостаточно пока сам ребёнок не получит удовольствие от проделанной работы и не добьётся желаемого результата.

Только в труде ребёнок может самоутвердиться - ведь в процессе трудовой деятельности ребёнка нельзя заставить сделать быстрее, сделать ему замечание - он тогда может сразу оставить работу и не включаться в неё. Просто будет бояться, что сделает что-то неправильно. Пусть сделает, как сможет и обязательно похвалить за проделанную работу.

Ведь трудовая деятельность предполагает целесообразную направленность усилий на достижении результата. В этом особенность труда. Вот этим и он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Результат в игре обязателен, он возможен в некоторых дидактических, подвижных играх, где конец совпадает с выигрышем одних и проигрышем других.

Труд же требует определённой затраты физических и умственных сил. Однако результат его часто зависит как от количества затраченных сил, так от уровня владения умений и навыков. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребёнка: настойчивость, изобретательность, находчивость, способность действовать последовательно.

Большое педагогическое значение имеет сравнение результатов их деятельности-дети замечают хорошие качества и плохие, наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной

успеха «Он умеет, он научился, он старался"

По детскому саду важно обязательно отметить, кто кем работает:

в столовой –повар,- в прачке- мастер по стирке белья. – в группе – воспитатель и помощник воспитателя (младший

воспитатель) Во время экскурсий важно это отметить,чтобы дети знали, что повар-готовит для них еду, мастер по стирке белья не только может стирать бельё ,но и заниматься любимым занятием.

А, девица, что в темнице -

Получилась просто

КЛАСС!

Все умеем мы трудиться

И желаем ВАМ друзья

Не ленится, а учиться

И работать, так как

Репа выросла у нас –просто КЛАСС!

Также выросла капуста,

Потрудились мы на славу!

Урожай у нас не плох.

Выросла у нас ромашка,

Лук зелёный и горох.

Дети-не только цветы жизни,они сами их могут посадить и вырастить.

При этом знакомит своим умением детей, что позволяет радоваться детям вышивкам и желанием заняться этим и самим детям.

На базе дошкольного учреждения открыт кружок «Волшебница – игла», где дети принимают активное участие. Сам кружок проходит в музее «Родник истории», где совместно идёт знакомство с русским народным творчеством. Дети познают навыки и приобретают умения со своими старшими наставниками,как пользоваться иглой, правильно подбирать по цвету нитки, красиво украсить свою работу. Здесь тесно связано и патриотическое воспитание-знакомство с родным краем,селом, бытом односельчан.

Также в саду присутствуют следующие профессии: завхоз, сторож, дворник, медицинская сестра и главное лицо детского сада-заведующей. Это дети должны знать и почитать труд взрослых, понимать значение трудовой деятельности, видеть различия и значимость профессионального мастерства.

Дети зачастую подражая взрослым имитируют трудовые действия в игре, но тем не менее игра –это не труд.

Для более умелого владения трудовыми навыками у детей создали с усилиями взрослых-трудовой уголок «Наши помощники». Предложили родителям приготовить выносной трудовой материал для работы с землей на участке детского сада в разные времена года.

Результаты своего труда дети оценили сами, что они сделали необходимо содержать в сохранности и использовать по назначению.

К труду всё таки нужно приучать с малых лет. Первое время конечно самому педагогу и помощнику воспитателя проявлять активность, чем ребёнку. Тогда постепенно ребенок сам начинает справляться с трудовыми поручениями (правильно держать полотенце, вешать на свое место, убирать игрушки).Более старшие выполняют трудовые поручения посложнее. желательно, чтобы старшие дети выполняли трудовые действие, т. е. со взрослыми.

Участие детей и взрослых обязательно должно проходить и в природе. Так как труд в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения. стимулирует действия разных органов. укрепляет нервную систему. Труд в природе сочетает умственные и волевые усилия. Систематическая коллективная работа объединяет ребят. Воспитывает у них трудовые и ответственность за порученное дело. Работая на участке в данном случае на огороде лекарственных растений доктора Пилюлькина дети овладели навыками обращения с сельхозинвентарём. Усваивают приёмы ухода за растениями в комнатных условиях (Зимний сад доктора Пилюлькина -«Мир комнатных лекарственных растений»)а также на огороде в весенне-летне-осенних сезонах. В период этого времени дети получают много сведений о росте и развитии растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение словесных игр в детском саду»

Консультация для родителей«Значение словесных игр в детском саду»В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находитс...

Консультация для педагогов . «Значение словесных игр в детском саду»

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен....

Значение словесных игр в детском саду

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен....

Значение словесных игр в детском саду

Консультация для педагогов .( Таранова Л.В.)«Значение словесных игр в детском саду»В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельно...

Консультация для педагогов "Значение словесных игр в детском саду"

Значение словесных игр в речевом развитии детей....