Главные вкладки

    Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
    консультация (старшая группа) на тему

    Волкова Ирина Николаевна
    Консультация для родителей 
    «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
     
    Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослым у ребенка к пяти годам начинают складываться важные моральные чувства и понятия, некоторые нравственные черты поведения, такие ка трудолюбие, правдивость, уважение к старшим, доброжелательное отношение к товарищам.
    Нет детей по природе своей ленивых, злых и лживых. Подобные отрицательные проявления есть результат ошибок воспитания.
    Своевременное, правильное воспитание – дело гораздо более легкое и радостное, чем перевоспитание, требующие больше знаний, сил, терпения. Оно нелегко дается не только взрослым, но и самому ребенку.
    Нет таких родителей, которые не стремились бы правильно воспитывать своих детей, не мечтали бы об их счастливом будущем. Каждая мать и каждый отец хочет, чтобы ребенок вырос честным, правдивым, скромным, трудолюбивым, обладающим всеми качествами, присущими передовому современному человеку. Но одного желания правильно воспитывать своего ребенка еще недостаточно. Воспитание требует и заботы, и большого терпения, и знаний, которые помогают родителям находить ответы на многие трудные вопросы воспитания.
    В этой статье мне хочется рассказать, как наиболее успешно воздействовать на формирование личности дошкольника.
    Пример и авторитет взрослых.
    С первых лет жизни малыш развивается духовно под влиянием самых близких людей – отца, матери и других членов семьи. Под их воздействием начинает формироваться личность ребенка. Вся повседневная жизнь семьи, поведение окружающих людей, их разговоры, поступки, суждения являются для ребенка примером. Сила примера основана на склонности и способности малыша к подражанию.
    Дети очень чутки и восприимчивы, они прислушиваются к разговорам взрослых, приглядываются к отношениям родителей, перенимают всё о, что делают отец, мать, старшие братья и сестры. Взаимоотношения взрослых членов семьи служат источником нравственного поведения ребенка. Поэтому и говорится, что первую школу морали он проходит в семье. От того, каков личный пример родителей, будет во многом зависеть формирование поведения ребенка, его привычек, характера.
    Воспитательное воздействие семьи постоянно, непрерывно – в этом его сила. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговаривает с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение…
    Личный пример родителей и воспитателей производит на ребенка большое впечатление. Он верит во все то, что делают родители, педагоги, он считает все это важным и необходимым, мечтает стать такими как они.
    Согласованность в воспитании.
    Главное условие правильного воспитания детей в семье – полная согласованность родителей в требованиях. Если отец запрещает то, что разрешает мать, а мать запрещает то, что разрешает отец, - это сбивает ребёнка с толку. А в дальнейшем он будет пользоваться такой недоговоренностью между взрослыми и действовать так, как это ему выгодно. Такая же двойственность в поведении ребенка может возникнуть, если нет единства в требованиях семьи и детского сада. Причина здесь в том, что отсутствует договоренность между детским садом и семьей. Ребенку трудно судить кто прав – воспитатель или мама и бабушка, и он ведет себя в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду и дома.
    А требования эти различны. Отсюда и двойственность в поведении малыша. Единство в требованиях дает возможность «упражнять» дошкольника в моральных поступках, выработать у него правильную оценку того, что хорошо, а что плохо. Ребенок постоянно будет закреплять навыки правильного поведения и в детском саду, и дома.
    Для того чтобы обеспечить единство требований к детям, нужно всем взрослым членам семьи не допускать разногласий и расхождений в словах и делах и быть одинаково требовательными. В отсутствие ребенка взрослые могут договориться между собой о тех требованиях, которые они будут предъявлять детям.
    Чувство меры в воспитании.
    Чувство меры имеет исключительно большое значение в требованиях родителей к детям. Наши дети часто страдают не от недостатка любви со стороны родителей, а от избытка этого чувства.
    Большую ошибку допускают родители, когда свои требования к детям не сообразуют с их возрастом. Дети растут, а требования по-прежнему остаются теми же, так как родители все еще считают их «маленькими».
    В семье, где не требуют от ребенка ответного заботливого отношения к родным, где ребенок считает, что всё самое лучшее предназначено ему, растет будущий эгоист. Его постоянные требования и капризы взрослые члены семьи выполняют беспрекословно, а от него ничего не требуют.
    Такие ошибки допускаются в тех семьях, где счастливое детство понимается, как жизнь без какого-либо труда, без обязанностей, без чувства долга.
    Другая крайность – отсутствие достаточного внимания к детям со стороны родителей.
    Родители должны знать интересы своих детей, не отмахиваться от их вопросов, нужно уметь внимательно и серьезно выслушивать их. Дети всегда должны чувствовать душевную близость со своими родителями, их глубокий интерес ко всем своим делам.
    Воспитание нравственных чувств и нравственного поведения ребенка.
    Уже в первые годы жизни малыш усваивает простейшие правила нравственного поведения. С возрастом эти правила усложняются. Постепенно с помощью взрослых ребенок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой плохим. Начиная с четырех-пяти лет он уже может оценивать свои поступки и поведение товарищей. Правда, суждения детей этого возраста о хорошем и плохом очень своеобразны, поверхностны, часто не обоснованы. Взрослые должны учить детейпонимать хорошие и плохие поступки, воспитывать на положительных примерах жизни.
    В зависимости от условий воспитания ребенка в семье, от индивидуальных его особенностей нравственное поведение вырабатывается у одних детей быстрее, у других медленнее. У одних положительные навыки устойчивее, у других – менее устойчивы.
    Поведение ребенка будет более правильным, если в подходе к нему взрослые проявляют известный такт и умения. Окрик заставляет ребенка подчиняться, но не убеждает его в необходимости поступить именно так, как этого требуют взрослые. Бесконечные уговоры вызывают капризы, содействуют проявлению упрямства. Спокойный, ровный, требовательный тон лучше всего воздействует на ребенка. С самых ранних лет надо приучать детей к тому, чтобы указания родителейвыполнялись точно и безоговорочно. Это достигается в том случае, если указания даются с достаточной требовательностью, если ребенок за этими указаниями чувствует справедливость.
    Иногда взрослые допускают огромную ошибку, «покупая» у детей хорошие поступки: «Если ты будешь хорошо вести себя, я куплю тебе воздушный шар». Это впоследствии нередко приводит к тому, что родители, будучи не в силах выполнить требования ребенка, постепенно теряют над ним власть, свой авторитет. Дети в таких семьях вырастают избалованными и, уже став взрослыми, продолжают постоянно предъявлять требования к родителям, не считаясь с их возможностями, забывая при этом о своих обязанностях.
    Воспитание в процессе деятельности.
    Нравственное воспитание успешнее всего осуществляется в процессе деятельности, доступной ребенку.
    Велико значение игры в формировании личности ребенка. Понаблюдайте за ним, когда он играет с другими детьми, и многое для вас раскроется. Легко увидеть, хороший ли он товарищ, умеет ли играть с другими детьми, если нужно – уступить игрушку, поступиться своим желанием ради других, не обидеть младшего, оказать ему вовремя помощь. В жизни детей игры занимают большое место. Почти все свободное время ребенок проводит в игре. В играх он отражает труд взрослых, все то, с чем постоянно встречается дома, в детском саду, на улице и что больше всего произвело на него впечатление.
    Внимательная мать не раз взглянет на играющих детей, прислушается к их разговорам, поинтересуется, во что они играют, одобрит, если играют в хорошую игру, сумеет отвлечь их внимание от плохой. Наблюдения за детскими играми помогают взрослым понять душу ребенка, его интересы, особенности характера. А ведь только тогда можно правильно воспитывать ребенка, если его действительно знаешь.
    Как лучше отвлечь детей от нежелательных игр? Маленькому ребенку в отдельных случаях достаточно запрещения взрослого, сделанного категорическим тоном. Более старших надо отвлечь, переключить их внимание на другую игру положительного содержания. Воспитатели детских садов широко используют этот приём.
    Воспитательное воздействие детской литературы.
    Говоря о нравственном воспитании, нельзя не сказать об огромном значении художественной литературы в развитии личности ребенка. Книга – могучее средство воспитания: живыми, впечатляющими образами воздействует она на ум и чувства ребенка, заставляет проникнуться симпатией к положительным героям, ненавидеть глупых, злых, жадных, завистливых.
    Ребенок стремится подражать любимым героям: доброму дяде Стёпе, смелому пожарному Кузьме. И никому не хочется быть похожими на героев их этих произведений: на девочку-ревушку из книги А. Барто, мальчика –неряху из «Мойдодыра» – это вызывает у детей осуждение, насмешку.
    Читая малышу литературное произведение, взрослый становится как бы посредником между книгой и ребенком, ведь дети-дошкольники еще не читатели, а только слушатели. Взрослый должен так прочитать текст, чтобы его содержание дошло до сознания ребенка, затронуло его чувство, чтобы он хорошо представил образы, созданные автором.
    После чтения иногда полезно задать малышу 2-3 вопроса с целью убедиться, насколько правильно воспринято им содержание книги. Старшему дошкольникусразу после чтения вопросов можно не задавать, чтобы не разрушить художественного впечатления, произведенного книгой. К тому же дети в этом возрасте способны в значительной мере самостоятельно понять содержание и мораль книги.
    В настоящей статье мне бы хотелось отметить, что воспитание детей в современном обществе в духе со временем этого общества является обязанностью каждой семьи. Родители должны проникнуться ответственностью перед государством за воспитание и дальнейшую судьбу своих детей – его будущих граждан.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx19.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

    Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослым у ребенка к пяти годам начинают складываться важные моральные чувства и понятия, некоторые нравственные черты поведения, такие ка трудолюбие, правдивость, уважение к старшим, доброжелательное отношение к товарищам.

    Нет детей по природе своей ленивых, злых и лживых. Подобные отрицательные проявления есть результат ошибок воспитания.

    Своевременное, правильное воспитание – дело гораздо более легкое и радостное, чем перевоспитание, требующие больше знаний, сил, терпения. Оно нелегко дается не только взрослым, но и самому ребенку.

    Нет таких родителей, которые не стремились бы правильно воспитывать своих детей, не мечтали бы об их счастливом будущем. Каждая мать и каждый отец хочет, чтобы ребенок вырос честным, правдивым, скромным, трудолюбивым, обладающим всеми качествами, присущими передовому современному человеку. Но одного желания правильно воспитывать своего ребенка еще недостаточно. Воспитание требует и заботы, и большого терпения, и знаний, которые помогают родителям находить ответы на многие трудные вопросы воспитания.

    В этой статье мне хочется рассказать, как наиболее успешно воздействовать на формирование личности дошкольника.

    Пример и авторитет взрослых.

    С первых лет жизни малыш развивается духовно под влиянием самых близких людей – отца, матери и других членов семьи. Под их воздействием начинает формироваться личность ребенка. Вся повседневная жизнь семьи, поведение окружающих людей, их разговоры, поступки, суждения являются для ребенка примером. Сила примера основана на склонности и способности малыша к подражанию.

    Дети очень чутки и восприимчивы, они прислушиваются к разговорам взрослых, приглядываются к отношениям родителей, перенимают всё о, что делают отец, мать, старшие братья и сестры. Взаимоотношения взрослых членов семьи служат источником нравственного поведения ребенка. Поэтому и говорится, что первую школу морали он проходит в семье. От того, каков личный пример родителей, будет во многом зависеть формирование поведения ребенка, его привычек, характера.

    Воспитательное воздействие семьи постоянно, непрерывно – в этом его сила. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговаривает с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение…

    Личный пример родителей и воспитателей производит на ребенка большое впечатление. Он верит во все то, что делают родителипедагоги, он считает все это важным и необходимым, мечтает стать такими как они.

    Согласованность в воспитании.

    Главное условие правильного воспитания детей в семье – полная согласованность родителей в требованиях. Если отец запрещает то, что разрешает мать, а мать запрещает то, что разрешает отец, - это сбивает ребёнка с толку. А в дальнейшем он будет пользоваться такой недоговоренностью между взрослыми и действовать так, как это ему выгодно. Такая же двойственность в поведении ребенка может возникнуть, если нет единства в требованиях семьи и детского сада. Причина здесь в том, что отсутствует договоренность между детским садом и семьей. Ребенку трудно судить кто прав – воспитатель или мама и бабушка, и он ведет себя в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду и дома.

    А требования эти различны. Отсюда и двойственность в поведении малыша. Единство в требованиях дает возможность «упражнять» дошкольника в моральных поступках, выработать у него правильную оценку того, что хорошо, а что плохо. Ребенок постоянно будет закреплять навыки правильного поведения и в детском саду, и дома.

    Для того чтобы обеспечить единство требований к детям, нужно всем взрослым членам семьи не допускать разногласий и расхождений в словах и делах и быть одинаково требовательными. В отсутствие ребенка взрослые могут договориться между собой о тех требованиях, которые они будут предъявлять детям.

    Чувство меры в воспитании.

    Чувство меры имеет исключительно большое значение в требованиях родителей к детям. Наши дети часто страдают не от недостатка любви со стороны родителей, а от избытка этого чувства.

    Большую ошибку допускают родители, когда свои требования к детям не сообразуют с их возрастом. Дети растут, а требования по-прежнему остаются теми же, так как родители все еще считают их «маленькими».

    В семье, где не требуют от ребенка ответного заботливого отношения к родным, где ребенок считает, что всё самое лучшее предназначено ему, растет будущий эгоист. Его постоянные требования и капризы взрослые члены семьи выполняют беспрекословно, а от него ничего не требуют.

    Такие ошибки допускаются в тех семьях, где счастливое детство понимается, как жизнь без какого-либо труда, без обязанностей, без чувства долга.

    Другая крайность – отсутствие достаточного внимания к детям со стороны родителей.

    Родители должны знать интересы своих детей, не отмахиваться от их вопросов, нужно уметь внимательно и серьезно выслушивать их. Дети всегда должны чувствовать душевную близость со своими родителями, их глубокий интерес ко всем своим делам.

    Воспитание нравственных чувств и нравственного поведения ребенка.

    Уже в первые годы жизни малыш усваивает простейшие правила нравственного поведения. С возрастом эти правила усложняются. Постепенно с помощью взрослых ребенок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой плохим. Начиная с четырех-пяти лет он уже может оценивать свои поступки и поведение товарищей. Правда, суждения детей этого возраста о хорошем и плохом очень своеобразны, поверхностны, часто не обоснованы. Взрослые должны учить детейпонимать хорошие и плохие поступки, воспитывать на положительных примерах жизни.

    В зависимости от условий воспитания ребенка в семье, от индивидуальных его особенностей нравственное поведение вырабатывается у одних детей быстрее, у других медленнее. У одних положительные навыки устойчивее, у других – менее устойчивы.

    Поведение ребенка будет более правильным, если в подходе к нему взрослые проявляют известный такт и умения. Окрик заставляет ребенка подчиняться, но не убеждает его в необходимости поступить именно так, как этого требуют взрослые. Бесконечные уговоры вызывают капризы, содействуют проявлению упрямства. Спокойный, ровный, требовательный тон лучше всего воздействует на ребенка. С самых ранних лет надо приучать детей к тому, чтобы указания родителейвыполнялись точно и безоговорочно. Это достигается в том случае, если указания даются с достаточной требовательностью, если ребенок за этими указаниями чувствует справедливость.

    Иногда взрослые допускают огромную ошибку, «покупая» у детей хорошие поступки«Если ты будешь хорошо вести себя, я куплю тебе воздушный шар». Это впоследствии нередко приводит к тому, что родители, будучи не в силах выполнить требования ребенка, постепенно теряют над ним власть, свой авторитет. Дети в таких семьях вырастают избалованными и, уже став взрослыми, продолжают постоянно предъявлять требования к родителям, не считаясь с их возможностями, забывая при этом о своих обязанностях.

    Воспитание в процессе деятельности.

    Нравственное воспитание успешнее всего осуществляется в процессе деятельности, доступной ребенку.

    Велико значение игры в формировании личности ребенка. Понаблюдайте за ним, когда он играет с другими детьми, и многое для вас раскроется. Легко увидеть, хороший ли он товарищ, умеет ли играть с другими детьми, если нужно – уступить игрушку, поступиться своим желанием ради других, не обидеть младшего, оказать ему вовремя помощь. В жизни детей игры занимают большое место. Почти все свободное время ребенок проводит в игре. В играх он отражает труд взрослых, все то, с чем постоянно встречается дома, в детском саду, на улице и что больше всего произвело на него впечатление.

    Внимательная мать не раз взглянет на играющих детей, прислушается к их разговорам, поинтересуется, во что они играют, одобрит, если играют в хорошую игру, сумеет отвлечь их внимание от плохой. Наблюдения за детскими играми помогают взрослым понять душу ребенка, его интересы, особенности характера. А ведь только тогда можно правильно воспитывать ребенка, если его действительно знаешь.

    Как лучше отвлечь детей от нежелательных игр? Маленькому ребенку в отдельных случаях достаточно запрещения взрослого, сделанного категорическим тоном. Более старших надо отвлечь, переключить их внимание на другую игру положительного содержания. Воспитатели детских садов широко используют этот приём.

    Воспитательное воздействие детской литературы.

    Говоря о нравственном воспитании, нельзя не сказать об огромном значении художественной литературы в развитии личности ребенка. Книга – могучее средство воспитания: живыми, впечатляющими образами воздействует она на ум и чувства ребенка, заставляет проникнуться симпатией к положительным героям, ненавидеть глупых, злых, жадных, завистливых.

    Ребенок стремится подражать любимым героям: доброму дяде Стёпе, смелому пожарному Кузьме. И никому не хочется быть похожими на героев их этих произведений: на девочку-ревушку из книги А. Барто, мальчика –неряху из «Мойдодыра» – это вызывает у детей осуждение, насмешку.

    Читая малышу литературное произведение, взрослый становится как бы посредником между книгой и ребенком, ведь дети-дошкольники еще не читатели, а только слушатели. Взрослый должен так прочитать текст, чтобы его содержание дошло до сознания ребенка, затронуло его чувство, чтобы он хорошо представил образы, созданные автором.

    После чтения иногда полезно задать малышу 2-3 вопроса с целью убедиться, насколько правильно воспринято им содержание книги. Старшему дошкольникусразу после чтения вопросов можно не задавать, чтобы не разрушить художественного впечатления, произведенного книгой. К тому же дети в этом возрасте способны в значительной мере самостоятельно понять содержание и мораль книги.

    В настоящей статье мне бы хотелось отметить, что воспитание детей в современном обществе в духе со временем этого общества является обязанностью каждой семьи. Родители должны проникнуться ответственностью перед государством за воспитание и дальнейшую судьбу своих детей – его будущих граждан.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»

    «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей "Половое воспитание детей дошкольного возраста"

    В консультации для родителей по половому воспитанию детей дошкольного возраста даны рекомендации как правильно отвечать на "трудные" вопросы наших почемучек....

    Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

                                          Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...

    Консультация для родителей. "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

    Дошкольный возраст - важный период для воспитания культурных гендерных взаимоотношений. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать в раннем возрасте....

    Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

    Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»....

    Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

    Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...