Консультация "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Елизарова Ольга

Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.priroda.odt26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

  Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишит про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство.

  Природа — не беспредельный склад, запасы истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

  Окружающий мир привлекает ребенка новизной непознанного и побуждает к первым шагам.

   Второго года жизни ребенок практически осваивают все, что находится в пределах досягаемости и попадает к нему в руки. Предметы ближайшего окружения являются для него источником любопытства и первой ступенью познания мира.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный позновательный характер. Дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем их мире, задавая взрослому множество вопросов (например, «Где ночует солнышко?», «Почему идет дождь?» и т.п.)

Именно с этих лет человек начинает позновать красоту, разнообразие природы.

  Наблюдение на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формирует доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями.

Например:

  В пасмурную погоду, когда моросит мелкий дождь, воспитатель останавливает внимание детей на том, что появились лужи, после дождя стали мокрыми дорожки, сырым песок  (снег) в песочнице. В ветренную погоду с детьми можно наблюдать, как ветер гонит по дорожкам листья (снег), кружит их, поет свою песенку: «вввв!»

 Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Взрослый должен стимулировать детскую любознательность; учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помнить, что каждый день в природе неповторим.

  Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувст и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.)

  Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное  отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

   У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворвчиваю», «Люблю в парк ходить, желуди собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных  горшках», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т. п.

  Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.

    То, что нам дарит наша земля и родная природа — рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы, ягоды и плоды, - все это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно все это беречь и хранить.

  Именно об этом пишут в своих стихах поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Плещеев, И. Суриков, С. Есенин, А. Блок, С Маршак, В. Берестов и др. Предлагаются яркие, красивые, небольшие по объему и доступные для детского понимания стихи детских поэтов: Е. Благиной, З. Александровой, Б. Заходера, Е. Трудневой, И. Токмаковой, Е. Серовой, О. Вымотской и многих других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой».

Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...