Концепция моей работы
статья на тему

Хрянина Светлана Анатольевна

Выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_s.a.hryaninoy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитателя МБДОУ ДС №1 р.п.Тамала С.А. Хряниной

                                                             

   Я думаю, мне в жизни улыбнулась удача. Из множества профессий важных и  нужных я выбрала профессию – воспитатель. И за это я судьбе благодарна.

        Меняется время, страна, названия, технологии, уходят в прошлое многие старые профессии, появляются новые… Неизменным же остается одно - это воспитание детей.

    Что может быть более значимым и  ответственным, чем помогать в становлении, развитии маленького человека, будущего гражданина нового общества?! Каким он вырастет, во многом это зависит от меня, от того, какие качества и способности я помогу ему развить, какие ценности сформировать.      

       Получается, что не только родители доверили мне своих детей, но и общество доверило мне свое будущее. И мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим — быть рядом с детьми. Поэтому, когда меня спрашивают о том, куда я спешу  утром, я не говорю как все: «На работу», я всегда отвечаю: «Я иду к детям!»

  В  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», отмечено, что “Развивающемуся обществу нужны современно образованные… люди, которые… отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.

Концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. 

   Закон «Об образовании в РФ» дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, развитие его способностей, расширение кругозора.

    ФГОС дошкольного образования одними из главных  принципов дошкольного образования устанавливает  поддержку инициативы детей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    Ведущим целевым ориентиром на этапе завершения программы образования нашего детского сада является то, что

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,   проявляет любознательность,  интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

       Современное быстро меняющееся, насыщенное информационными процессами общество серьезно повысило требования к уровню интеллекта детей. Мы видим, как неуклонно с каждым годом растет объем знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение.

   Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  А особенно ребенок-дошкольник. Ведь правильно говорят: дошкольный возраст - возраст почемучек. Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний, происходит  становление  базовых психических основ личности.

    Вместе с тем, если не создать соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

 Поэтому в своей работе я уделяю повышенное внимание именно организации познавательного развития детей.

 Я стремлюсь сформировать у своих воспитанников первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа,  отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 И в этом мне помогает большой опыт работы (34 года) в период советского дошкольного, сохраняющего лучшие традиции российского воспитания, которое всемирно признанно лучшим и  было всегда сильно именно традициями раннего образования ребенка, во многом опирающегося на серьезное обучение.

       Однако, понимая, что в эпоху информационной цивилизации с  новыми компьютерными технологиями и скоростным потоком информации, ребенку нужны будут не только и не просто ЗУН, но больше способности и компетенции, которые позволят ему управлять и анализировать потоки информации, быстро находить адекватные ситуации способы поведения и осуществлять различные виды познавательной деятельности, основные усилия я  направляю на то, чтобы процесс получения ребенком знаний  имел, прежде всего, развивающий эффект.       

     Ведь как писал Джон Дьюи «если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Поэтому я применяю в работе   современные (инновационные) формы, методы и приемы, направленные не только на освоение ЗУН, но больше на развитие познавательных способностей, познавательного интереса и  познавательной активности детей.  

    Я не притупляю тягу воспитанников  к познанию мира, просто преподнося  на занятиях готовые истины, выводы и обобщения, а позволяю  им  самим обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, самостоятельно творчески мыслить и радоваться полученному результату, т.е.  познавательное развитие детей я осуществляю через их активное участие в образовательном процессе.  Ральф У.Эмерсон говорил  «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

     Работа по формированию потребности и способности мыслить и познавать очень сложна, поэтому ведётся комплексно:

  • в трех основных блоках образовательного процесса: ОД, Самостоятельной деятельности детей, Совместной деятельности  детьми с воспитателем;
  • в различных видах деятельности
  • через интеграцию пяти  образовательных областей обозначенных ФГОС
  • с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников

     Так в своей работе я применяю:

  1. Вовлечение ребенка в  активную игровую деятельность (не будем забывать, что  игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте). В ходе игры идет познание мира и человеческих взаимоотношений в социуме.
  2. Познавательные элементы в  режимных моментах,  в ходе которых ребенок активно приобретает  культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания, что позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания о себе, о свое теле.
  3. Активное практическое участие ребенка в решении познавательных задач на занятиях ОД.
  4. Наблюдения на прогулках с  рассуждениями, опытами, воздействиями на объекты природы.
  5. Познавательные экскурсии,   в ходе которых дети  практически  научатся устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями.
  6. Организацию детского туризма, что способствует формированию интереса к природному окружению родного края, развитию кругозора
  7. Все виды детского труда, в ходе которых  происходит  развитие у детей исследовательских умений и практических навыков.
  8. Конструирование, изобразительную деятельность, музыкальную деятельность, театрализованную деятельность. Эти виды деятельности, конечно, главным образом решают задачи художестенно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
  9. Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет мне не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги
  10. Во время двигательной деятельности детей  я знакомлю детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формирую представления о здоровом образе жизни.
  11. Осуществляю  связь с социумом поселка, активно изучаю  историю и достопримечательности родного края, в процессе которых ребенок становится гражданином, у него вырабатывается своя жизненная позиция, воспитывается гордость за свою Родину, созидательной отношение к миру.
  12.  Вовлекаю родителей в образовательную деятельность.  Вместе с родителями все усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.
  13.  Для организации познавательного развития детей крайне важное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому в групповом помещении я постаралась создать среду, которая рационально организована в пространстве и времени, насыщена разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно деятельность всех детей группы. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых предметов и  материалов.
  14. Повысить активность детей в поиске и получении знаний мне помогают ИКТ.   Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли мы. Компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, сотовый телефон, айфон, планшет… Дети стремительно, с огромным удовольствием осваивают новые гаджеты. Появляется масса устройств с программным обеспечением для детей. Способность современных ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, яркого графического изображения, звука, речи, видео, дает нам  колоссальные возможности повысить непроизвольное внимание детей, развить произвольное внимание, увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала и, как следствие, наиболее полно и успешно осуществлять познавательное развитие детей. Поэтому я стараюсь идти в ногу со временем, стараюсь стать для ребенка проводником в мир новых технологий, а для родителей наставником в выборе компьютерных программ. В работе я активно использую ноутбук, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы, современные познавательные игровые гаджеты.
  15.    Как я отмечала выше, знания усваиваются воспитанниками в большем объеме, прочно и надолго, когда дети слышат, видят и делают сами.    

           Именно поэтому с каждым учебным годом всё более активно я внедряю в практику методы и формы работы с детьми,  направленные на развитие познавательно-исследовательской деятельности:

           15.1. Так, большой интерес воспитанников и их родителей вызывает участие в проектной деятельности. Проектный метод считается инновационным в дошкольном образовании.   Дидактический смысл его заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.   Обычно метод проектов используют для работы с детьми старшего возраста, но в прошлом году мной были разработаны и успешно внедрены в практику проекты для детей от 2 -до 3 лет. Эти проекты краткосрочны, просты, осуществлялись с привлечением родителей.    

           Использование проектной методики помогает мне не только решать задачи познавательного развития детей, но и сплачивает всех участников образовательного процесса.

        15.2. Огромное удовольствие моим воспитанникам доставляет еще одна деятельность поискового характера - экспериментирование.    Как мы знаем, ребенок видит окружающий мир не только глазами, но и руками. Потребность действовать с предметами у дошкольников просто неукротима: ребенок все хочет взять в руки, разобрать на части, опробовать. Природа ребенка такова, что в основе его познавательной деятельности в основном лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов.  Всё сложное - дети легче всего усваивают через конкретное. В процессе экспериментирования воспитанники познают на практике  свойства, качества предметов и материалов, видят проявления  связей и зависимостей явлений.  Вглядываясь в лица детей во время экспериментирования, вы увидите сосредоточенность, внимательность, любопытство, сконцентрированность на происходящем. И это будет означать, что главные задачи познавательного развития детей вы выполнили – добились развития познавательного интереса и познавательной активности воспитанников.  А  какое удовлетворение получает сам  ребенок от того, что сделал для себя открытие!!! Правильно отмечал в своих работах А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС:

  «Надо не погасить почемучек, надо дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми».

          Вся моя деятельность по познавательному развитию воспитанников, осуществляемая комплексно, с применением разнообразных традиционных и новационных методов и форм, с соответствующей организацией среды и использованием современного оборудования позволяет мне достигнуть реализации моей главной  цели – сформировать познавательные  способности детей через их активное участие в образовательном процессе, заложив тем самым серьезные предпосылки  успешной 

   учебной деятельности в школьный период, становления активной личности, способной  самостоятельно принимать адекватные решения в любой ситуации.

          Радостно встречать повзрослевших, успешных, состоявшихся в жизни, а главное, благодарных выпускников. Глядя на них, особенно остро понимаешь и  правильность выбранного пути, и своё предназначение!

               Можно много и долго рассуждать о методах, приемах и формах успешной педагогической деятельности, апеллируя  различными научными фактами. Но из опыта моей многолетней работы я точно знаю, что первоосновой, фундаментом всех педагогических воздействий, залогом успеха в работе  может быть только одно - искренняя, неподдельная любовь к детям. Человек, в котором не заложено это чувство просто не сможет работать воспитателем. И когда я говорю: «Я сердце детям отдаю» - это не просто слова, это мое настоящее чувство, моя позиция, моя идея, убеждение!

           Я по-настоящему, люблю своих воспитанников, свою работу, желаю изменить мир ради счастья детей – это и есть настоящая концепция моей деятельности. Я думаю, что смогу сделать всё, чтобы в XXI веке оценили не только меня, но и моих выпускников. А это значит, что завтра, я вновь войду в свою группу и с радостью скажу:

                                    «Здравствуйте, дети!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт моей работы

Консультации, конспекты, мастер-классы, НПК, СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ...

Результаты моей работы

Достижения моих воспитанников...

Презентация моей работы по приобщению детей к книжкам

Сегодня я Вам расскажу о работе, которая проводится в нашей группе по приобщению детей к чтению художественной литературы, к книге. Как мы используем книгу для развития детской речи.Начну с прек...

отчёт о моей работе

Отчёт о проделанной работе за 2012-2013 года....

Фоторепортаж моей работы

Фоторепортаж о проведенных праздниках и конкурсах...

Концепция экспериментальной работы МКДОУ Новогромово

«Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи»....