Полоролевая (гендерная) социализация старших дошкольников
материал (старшая группа) на тему

Ольга Николаевна Анисимова

В разработке представлена актуальность изучения данного вопроса + Перспективный план работы со старшими дошкольниками по полоролевой социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polorolevaya_sotsializatsiya_starshih_doshkolnikov.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Составитель: воспитатель высшей категории Анисимова Ольга Николаевна

Троицк

2017-2018 учебный год

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Актуальность гендерного воспитания.Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности,чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.

Перспективный план работы со старшими дошкольниками

по полоролевой социализации  

Месяц

Чтение художественной литературы

Тема этических бесед

Другие виды деятельности

Сентябрь

Э.Успенский «Что у мальчика в кармане»;

А.Говоров «У Васи в запасе»;

К.И.Чуковский «Айболит»;

русская народная сказка «Царевна - лягушка»;

С.Я.Маршак «Пожар»;

Ш.Перро «Фея».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики – будущие мужчины, девочки – будущие женщины».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери». Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе;

Игра – состязание «Кто душевнее споет колыбельную песенку, расскажет сказку сыну (дочке)? ». Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Октябрь

А.Говоров «Защитник»;

Ю. Луцкевич «Солдат»;

А.Барто «Разговор с дочкой»;

русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка»;

С.Маршак «12 месяцев»;

С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;

Б.Гримм «Госпожа Метелица».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики – защитники слабых»;

«Девочки – Маленькие утешительницы и охранительницы».

 Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

 Словесная игра «Диалог с героем сказки». Цель: обучение детей действовать в соответствии с выбранной ролью.

Имитационная игра «Разъяренная медведица». Цель: формирование умения войти в образ героя и умения передать его эмоциональное состояние.

Ноябрь

А. Барто «О Рыцарстве»; «Рыцари»;

«Лялечка»; «Модница»; «Любочка»;

С.А.Аксаков «Аленький цветочек»;

русская народная сказка «Василиса Прекрасная»;

Б.П.Житков «На льдине»;

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики – маленькие рыцари»;

«Девочки – маленькие принцессы.».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Сюжетно - ролевая игра «Переезжаем на новую квартиру». Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе;

Игра – состязание «Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах». Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Декабрь

Е.Благинина «Как у нашей Ирки»;

Х. Сапаров «Я – помощник»; Г. Ходырев «Пельмени»;

 Г.Ладонщиков «Портниха»;

русская народная сказка «Рукодельница и Ленивица»;

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;

Б.П.Житков «Почта»;

С.Прокофьева «Машины слезы».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики – юные мастера»; «Девочки – маленькие хозяюшки».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Имитационная игра «Охота Бабы Яги». Цель: формирование умения войти в образ героя и умения передать его эмоциональное состояние.

Словесная игра «Самые заветные слова». Цель: обучение детей нахождению в сказке значимых слов, раскрывающих полоролевые ценности, пониманию их смысла.

.Январь

Н.Юсупов «Папа разбил драгоценную вазу»;

 Г.Ладонщиков «Я не плачу»; Г.Глушнев «Мама пришла»;

Г.Х.Андерсен «Свинопас»;

русская народная сказка «Снегурочка»;

Б.П.Житков «Храбрость»;

Н.Пикулева «Улыбка и слезы».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики- будущие отцы»; «Девочки – будущие мамы».

 Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

.

Сюжетно - ролевая игра «Ожидаем гостей». Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе;

Игра – состязание «Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми героями». Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Февраль

Г.Ладонщиков «Приходи ко мне играть»;

А.Барто «Вежливый поступок»;

русская народная сказка «Морозко»;

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»;

О.Яковлев «Наш Андрейка»;

Г.Х.Андерсен «Снежная королева».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики и девочки – разные и похожие».

 Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Имитационная игра «Злой Кощей Бессмертный». Цель: формирование умения войти в образ героя и умения передать его эмоциональное состояние.

Словесная игра «Волшебные имена». Цель: обучение детей выявлению смысла и значения различных сказочных имен.

Март

А.Барто «Три очка за старичка»;

 С. Капутикан «Моя бабушка»;

Б.Гримм «Ганс и Грета»;

русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Г.Мямлин «Самый смелый»;

А.Гарф «Димина чашка».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Защита и сострадание – качества мужчин и женщин».

Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Сюжетно – ролевая игра «Дети заболели» . Цель: подвести детей к овладению способами полоролевого поведения.

Игра – состязание «Нарисуй старинный праздничный наряд мужчины (женщины)». Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Апрель

Г.Ладонщиков «Домашние дела»;

А. Барто «Маляр»;

русская народная сказка «Сивка - Бурка»;

Р. Киплинг «Рикки – Тикки - Тави»;

Е.А.Пермяк «Самое страшное»;

С.Прокофьева «Невоспитанный мышонок».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики и девочки в совместной деятельности».

 Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Имитационная игра «добрый Айболит». Цель: формирование умения войти в образ героя и умения передать его эмоциональное состояние.

Словесная игра «Диалог с картинкой». Цель: побуждать детей вступать в культурный, содержательный диалог, учить в процессе диалога выделять полоролевые ценности прошлого и настоящего.

Май

А. Барто «На букву Л»;«Разговор с дочкой»;«Мы с отцом»;

П.Бажов «Серебряное копытце»;

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;

Л.Н.Толстой «Котенок»;

С.Прокофьева «Сказка про маму».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественных произведений, осмысливать характеры и поступки героев.

«Мальчики и девочки – будущая семья».

 Цель: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей.

Сюжетно - ролевая игра «В семье именины». Цель: выявить реальные взаимоотношения детей разного пола  в группе;

Игра – состязание «Кто больше назовет старинных предметов быта». Цель: формировать представления дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.


Литература

http://kladraz.ru/blogs/albina-farhatovna-kashapova/gendernoe-vospitanie-1974.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/23/polorolevaya-sotsializatsiya-detey-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального развития воспитателя по гендерному воспитанию старших дошкольников.

Одной из приорететных целей национальной системы образования является сохранение и поддержка семьи,возрождение и укрепление ценостей и традиций.Для достижения данной цели мною была разработана програм...

Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, ч...

Особенности полоролевой семейной идентичности старших дошкольников

Дошкольный период – очень короткий, семилетний отрезок и в жизни человека имеющий первостепенное значение. Это отрезок жизни, когда ребенок развивается как никогда бурно и быстро. С каждым годом проис...

Статья на тему: Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников.

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личност...

Проект «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» старшая группа

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство д...

Гендерная социализация старших дошкольников в ДОО

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выдвинут ряд принципов, среди них такой как принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества...