Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Позднякова Нина Тихоновна

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерная социализация личности дошкольника посредствам игры в условиях ДОУ

Воспитатель Позднякова Нина Тихоновна

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Глуховский детский сад Алексеевского района Белгородской области

Развитие мировой цивилизации в наступившем веке обусловлено сложным и диалектически противоречивым процессом глобализации, который проявляется не только в тенденциях к объединению, но и в трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, что приводит  к нарушению полоролевой социализации мужчин и женщин, и, как следствие, к  социальной дезадаптации.  В этой связи возникает необходимость формирования уже на ранних этапах онтогенеза умений взаимодействовать с представителями противоположного пола. Однако специально организованный воспитательный процесс образовательных учреждений, основной целью которого является раскрытие и развитие индивидуальных способностей человека, ориентирован на воспитание ребенка, при этом почти не обращается внимания на половые психологические особенности детей. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс направлен на развитие «усредненного существа».

Гендерные аспекты воспитания и обучения детей  привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве. Так, согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с детьми в режиме развития, что может быть достигнуто посредством опоры на научную обоснованность и практическую применимость образовательных программ. На первый план выступает обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, организуемого на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы  дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка. Подобного рода результаты  становятся возможными благодаря интегрированному подходу к реализации всех образовательных областей. В качестве одной из значимых образовательных областей выделяется «Социализация». Ее содержание направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Гендерный подход в образовании как одно из проявлений личностно- ориентированного (ненасильственного) взаимодействия педагогов и  родителей с детьми, реализующий эгалитарную и индивидуально ориентированную модель гендерной социализации, опирается на  следующие принципы:

 - отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

- отсутствие ориентации на их «особенное предназначение» и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей»;

- реализацию ролей гендерного равенства;

- обеспечению каждому ребенку свободы выбора, приобщение его индивидуальных интересов и предпочтений;

- создание реальных условий для возможности быть разными девочками и мальчиками.

Перед работниками ДОУ стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Разрешение противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы. Воспитатель МДОУ Глуховский детский сад Алексеевского района Белгородской области Позднякова Нина Тихоновна попыталась решить данное противоречие посредствам игровых технологий в условиях ДОУ. 

Цель педагогической деятельности: разработать систему работы воспитателя, направленную на гендерную социализацию личности дошкольников в процессе целенаправленной организации их игровой деятельности в условиях ДОУ.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

  1. Создание условий для игровой деятельности дошкольников с учетом их гендерных особенностей, способствуя обогащению и развитию социального опыта растущей личности.
  2. Формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
  3. Формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли;
  4. Формирование адекватной полу модели поведения.

Для достижения цели и решения задач, была разработана система работы, которая включает в себя мероприятия, проводимые с педагогическими работниками, родителями воспитанников и непосредственно с детьми.

Большое внимание уделялось информированию, обучению педагогических кадров, составлению информационной базы, которая постоянно пополняется. Положено начало созданию библиотек и медиатек. Обучение педагогических кадров осуществлялось на методических объединениях, педагогических советах. Участники реализуемой системы работы регулярно обменивались опытом в процессе проведения круглых столов, открытых мероприятий, совещаний. Методическим центром были разработаны рекомендации. Оформлен информационный стенд, проводились консультации для педагогов. В ДОУ проведены педагогические советы, на которых рассмотрены вопросы гендерной социализации дошкольников.

Важным аспектом работы являлось взаимодействие с родителями. Стремление педагогов заинтересовать родителей, вовлечь в систему работы, сделать своими помощниками, было вознаграждено активностью родителей при проведении родительских собраний, родительского всеобуча, совместных мероприятий для детей и родителей, при анкетировании. Впервые был организован конкурс «Семья сада». В процессе конкурса, организовывались задания для мам и дочек, пап и сыновей, для всей семьи. Мероприятие стало настоящим праздником, ярким, радостным, красивым, нужным.

Гендерному воспитанию детей уделялось особое внимание. Оно осуществлялось на образовательной деятельности в ДОУ, при проведении различных мероприятий, через дидактические, сюжетно-ролевые игры, режимные моменты в детском саду и др.

Работа в данном направлении представлена следующими блоками:

Блок 1. Мужчина и женщина, – какие они? Цикл занятий данного блока позволяет:

  1. Уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.
  2. Обогатить представления о мужских и женских профессиях.

Часто мальчиков привлекают сильные и смелые представители мужских профессий: полицейские, пожарные. О других, не менее героических профессиях (вертолетчики, подводники, спасатели, охотники, рыболовы на суднах, геологи, альпинисты, каскадеры и др.) они, к сожалению, мало знают.

Блок 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина. Все виды деятельности этого блока призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли. Внесенные в содержание этого блока разные виды деятельности взаимосвязаны.

  1. Блок 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы. В процессе выполнения заданий этого блока формируются представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Для отслеживания результатов работы проводились контрольные срезы формирования гендерной социализации  у детей дошкольного возраста.

Выявление уровня полоролевой социализации у дошкольников проводилось с помощью диагностического инструментария. Диагностика позволила оценить результаты педагогического воздействия на формирование гендерной социализации у детей разного уровня. Полученные результаты свидетельствовали о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Это убедительно доказывает, что использование представленной системы работы воспитателя по формированию основ гендерных моделей поведения в процессе организации игровой деятельности дошкольников в условиях ДОУ позволяет достичь необходимого уровня их гендерной социализации на этапе дошкольного детства. При этом формирование гендерной культуры личности дошкольника необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями воспитательно-образовательной работы. Следовательно, формирование гендерной социализации дошкольников через организацию игровой деятельности эффективно и доступно к использованию в работе с дошкольниками в ДОУ.

Библиографический список

  1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.70 - 77.
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008.
  3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. - СПб.: Тускарева, 2000.
  4. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - с. 2 - 5.
  5. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. №1. С. 57-68
  6. Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. - М., 1978.
  7. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии.- 2000.- №2. - с. 65-69.
  8. Каменская В. Г. Полоролевое поведение и роль семьи в формировании социальных стереотипов // Детская психология с элементами психо- физиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2005. - с.148-150.
  9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. Центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Социализация личности дошкольника с ЗПР через формирование самостоятельности посредством трудовой детельности"

В статье раскрываются цели и задачи, методы и приёмы на каждом этапе  работы с детьми по развитию самостоятельности посредством трудовой деятельности....

Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями

Перед каждым человеком в определённый момент встаёт вопрос : " Кем быть?" . Выбор профессии очень важное дело ,ведь найти занятие по душе ,чтобы с радостью идти на работу и выполнять достойно своё- де...

Социализация личности дошкольника-как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе"

Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному об...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед воспитателем  стоит основн...

Спортивная среда как условие формирования гендерной культуры личности дошкольника»

Материал содержит примерные конспекты занятий по физической культуре для девочек и для мальчиков....

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк...