СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Босова Елена Николаевна

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед воспитателем  стоит основная задача - дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помочь  в определении ценностей и сформировать  определенные  навыки  и привычки. Данный материал  поможет ВАм подобрать формы и методы, пути решения данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению, повышение негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей. Многие родители до сих пор акцентируют свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе и часто упускают из виду социальную готовность, которая подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп.

Именно поэтому в нашем детском саду социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед нами стоит основная задача - дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помочь  в определении ценностей и сформировать  определенные  навыки  и привычки.

Для реализации задач социально – коммуникативного развития для детей дошкольного возраста в каждой группе нашего сада создано  специальное игровое пространство, в котором дети  не просто вступают  во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивают   знания, нормы, правила общества, иными словами формируются как социально - компетентная личность. Игровые зоны  (зона «Творчества», спортивный уголок, книжный, уголок уединения, конструирования, зона театрализованной деятельности, уголок безопасности, «Семья» и т. д.)  в каждой группе содержат все необходимое для формирования положительных взаимоотношений, нравственных качеств и привития интереса к игре и новым знаниям.

В группах  имеются такие сюжетно-ролевые игры: "Магазин", "Больница", "Аптека", "Банк", "Пароход", "Библиотека", "Школа", "Строитель", "Парикмахерская", "Салон красоты", "Фото салон" и др.

Через чтение художественной литературы, беседы: «Правила поведения со взрослыми (здороваться, прощаться, благодарить) и сверстниками (не толкаться, не драться, не кусаться, помогать друг другу)», через игры «Назови вежливое слово», «Доскажи словечко», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Благородные поступки», мы воспитываем в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу, т. е. формируем нормы и ценности, принятые в обществе.

Воспитываем у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, приучаем аккуратно складывать и вешать одежду через беседы, различные дидактические игры. Приучаем самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией через поручения «Убери баночки», «Помой кисти», «Разложи клеенки», «Разложи краски», «Налей воды», «Собери пластилин» и др.

Запоминающимся моментом для ребят стали театрализованные постановки по безопасности  по сюжетам любимых литературных произведений («Кошкин дом», «Три просенка», «Муха-цокотуха», «Под грибом»).

Учимся  играть совместно по правилам в настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Ассоциации».

Систематически в нашем детском саду проводятся  праздники, развлечения, досуги: «Приключения Незнайки», «Праздник урожая», «Новогоднее приключение», «Как на масленой неделе», «8 марта – праздник мам», «Праздник пап», различные спортивные  праздники, Дни здоровья, «День Победы», дружно и весело встречаем наступление лета.

В трудовой деятельности, во время экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых, формируем  настойчивость, целеустремлённость, понимание необходимости труда в жизни людей, уважение к трудящемуся человеку, людям разных профессий. Ежедневно дети выполняют  трудовые поручения, дежурят  по столовой и в уголке природы, летом с удовольствием мы трудимся на огороде, в цветнике: сажаем семена, пропалываем, поливаем и рыхлим грядки, собираем урожай. Зимой выращиваем огород на окне.

Работа по социально-коммуникативному развитию в нашем саду ведется непрерывно. Если в начале года дети не могут качественно справиться с некоторыми  заданиями,  например,  при самообслуживании самого себя: неправильно обувал сандалии,  не умел надевать кофту, застегивать замок или не поставил салфетницу на стол во время дежурства, не положил ложку и т. д., то в конце года мы уже видим динамику и отмечаем сформированные целевые ориентиры.

Игры по социально-коммуникативному развитию

 «Массаж чувствами»

Цель: установление контакта между детьми, развитие тактильных ощущений, содействовать улучшению общения со сверстниками.

1 вариант  Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

2 вариант  Один садится впереди, второй стоит сзади и рисует пальчиками или ладошками на спине у товарища погоду, пейзаж,  а первый как ощущает прикосновения на спине, изображает красками картину или просто рассказывает что чувствует.

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одной конфете, а каждой паре игроков — по одной салфетке.

Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить конфету, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать конфета, пожалуйста, его пока не трогайте.  Ее может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от конфеты и отдаст ее вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера конфету  брать не имеете права.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть конфету, получив его от партнера, а другие  разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется сладость.

- А теперь я дам каждой паре еще по одному конфете. Обсудите, как вы поступите с ней на этот раз.

Вопросы для обсуждения:

  -Кто отдал конфету своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

-Кто хотел, чтобы сладость  осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать конфету?

«Волшебные очки»

Цель: Научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику Ход: Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки,

посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».