Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению
консультация на тему

Трофимова Марина Александровна

В статье речь идет о проблемах возникающих у родителей будущих первоклассников. Выделяются моменты, на которые родителям необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова Саратовской области»

___________________________(МАДОУ д\с «Ивушка»)_______________________

ул.Карла Маркса, д. 32 А, г.Балашов, Саратовская область, 412309

Телефон 8(84545)4-02-72; e-mail: natak15062011@yandex.ru; http://ivushka-bal.my1.ru/

ОКПО 36210173; ОГРН 1026401589917; ИНН/ КПП 6440008107/644001001

Выступление социального педагога на общесадиковском собрании, посвященном подготовке детей  к школьному обучению.

Тема доклада «Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

социальный педагог

М.А.Трофимова

Школа это новый образовательный социальный институт в жизни  каждого ребенка. Школа – это место, где начинается самостоятельная и почти взрослая жизнь наших детей. Для детей это значительная смена привычного образа жизни, что приносит серьезный стресс. Родительские переживания понятны - от хорошего начала школьной карьеры зависят все последующие успехи.

Все родители решают одни и те же вопросы. В какую школу лучше отдать ребенка? В каком возрасте - с шести лет или с семи? А, может, лучше вообще поближе к восьми? Как подготовить ребенка к школе? На какие дополнительные занятия, секции, кружки отдать для всесторонней подготовке ребенка к школе? Эти вопросы возникают примерно за год до поступления ребенка в школу.

Большинство родителей считает, что его ребенок к школе готов. Кто-то опирается на начитанность, сообразительность, логику малыша. Другие спокойны, так как успели научить ребенка читать по слогам и немного писать. Третьи уповают на самостоятельность и общительность сына или дочки. Четвертые - на воспитание и послушание.

Но развитие - еще не все. Очень важно умение соответствовать школьным требованиям, работать в группе, контактировать с другими детьми.

После пяти лет у детей начинают складываться важные для будущего обучения потребности, это период интенсивного формирования личности во всех сферах. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества - стремление заниматься серьезной деятельностью, общаться с ровесниками и стремиться к успеху. А также быть хорошим в глазах учителя и родителей, то есть самоутверждаться в отношениях с другими.

Большинство учителей считает, что каждый выпускник ДОУ должен хорошо читать, пересказывать, считать и уметь решать простые задачки. В связи с этим каждый родитель, опасаясь, что их ребенок не будет соответствовать ожиданиям учителей и окажется "худшим" в классе,  стремится научить своего ребенка всему, чтобы соответствовать требованиям.

Однако, согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать/считать/писать, сколько обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить:

уверенность в собственных силах;

любознательность;

способность к волевым усилиям;

самостоятельность;

инициативность;

готовность отвечать за свои поступки;

доброжелательность;

уважительное отношение к семье и социуму.

То есть, основная задача детского сада состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний (эта задача возложена на школу), а в том, чтобы научить их добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Другими словами, программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей, а также на подготовку будущих первоклассников к суровым будням школьной жизни.

Поэтому, большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность, она складывается из интеллектуально-личностной и эмоционально-волевой. Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении.

Социально-психологическая, или личностная готовность - возможность адаптироваться в новой социальной роли, предполагающей новые правила поведения и другой статус в обществе.

Учитывая это, родителям будущих первоклассников необходимо учесть ряд факторов. Порой мамы и папы считают, что их задача - собрать ребенка в школу, а учить и воспитывать его обязаны в детском саду, школе. Таким образом, они перекладывают на образовательные учреждения собственные семейные обязанности. А ведь согласно Конвенции о правах ребенка основная ответственность за воспитание детей возлагается на родителей, поэтому любой родитель, даже самый занятый, в состоянии самостоятельно привить сыну или дочке все необходимые навыки. Из всего сказанного можно сделать вывод, что только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей. С ребенком нужно разговаривать на разные темы, обсуждать фильмы, мультфильмы, сказки, учить иметь собственное мнение и тактично выражать его.

Психологи считают, что подготовить ребенка к школе правильно трудно, но можно. Главное - это создать позитивный образ школы и учителя. Поход туда должен стать праздником и новым этапом жизни. Нужно объяснить малышу, в чем преимущества школьной жизни, чему он там научится и что его ждет интересного.

Как в любом другом деле, при подготовке ребенка к школе, каждый родитель допускает ряд ошибок. Главная из них – перегрузка детей дополнительными развивающими занятиями, при этом лишают детей игры и общения со сверстниками. Это сформирует отвращение к будущей учебе. И не смотря на то, что ребенок уже на пороге школы, он все еще остается ребенком, а ведущий вид деятельности детей это игра. Поэтому дети должны в достаточной степени играть, общаться со сверстниками и отдыхать. Вторая ошибка родителей при подготовке к школе это запугивание двойками, наказаниями, возможными насмешками одноклассников. Очень важно безоговорочно верить в собственного ребенка, хвалить за любые достижения, помогать в неудачах, но при этом не следует перекладывать на себя его работу.

Из всего сказанного хочется отметить, что мы много говорим и уделяем внимание готовности наших детей к школе, но нужно задуматься, готовы ли вы родители к новому этапу в жизни вашего ребенка. В связи с этим предлагаю вам мини-экзамен. Вам, уважаемые родители предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов.

 Примерные вопросы:

 Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?

 Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?

 Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?

 Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?

 Пожелание родителям.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Ему очень нужна Ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Использованная литература:

  1. Социальный педагог в школе(из опыта работы)/ ав.Сост.Л.Д.Баранова. Волгоград: Учитель.2009
  2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176с.
  3. Взаимодействие с родителями, составитель М.А.Павлова/ Научный центр «Развитие образовательных инициатив», Саратов, 2003
  4. https://podrastu.ru/vozrast/vozrastnye-osobennosti.html - Психолого-педагогический портал о развитии и воспитании детей.
  5. https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в познавательно-речевом развитии- гарантия успешности подготовки детей к школьному обучению.

В ТРИЗ существует много приёмов работы для активизации творческих способностей ребёнка и в речевой, и познавательной, интеллектуальной и художественной деятельности детей. Такие приёмы помогают сделат...

Познавательная мотивация как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.

Сформированность  познавательной  мотивации   включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и  выраженное стремление ребенка к их приобретению и совершенс...

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Социализация личности дошкольника-как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе"

Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному об...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед воспитателем  стоит основн...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...