Познавательная мотивация как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.
статья на тему

Муратшина Танзиля Тимергазиевна

Сформированность  познавательной  мотивации   включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и  выраженное стремление ребенка к их приобретению и совершенствованию. Этот факт лишний раз подтверждает, что познавательная мотивация является одним из важнейших компонентов психологической готовности к школьному обучению и должна формироваться с дошкольного возраста как наиболее сензитивного для ее развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_muratshina.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная мотивация как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.

Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем педагогической психологии. От её решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.

В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д.Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучению К.Д.Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «Выговор слов».

Теме готовности ребенка  к школе были посвящены труды основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, Л.И. Бажович, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера и А.Л. Венгера.

Позиции большинства из них сходятся в следующем: основной причиной не готовности ребенка к школе является низкий уровень функциональной готовности («школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций   задачам школьного обучения.

Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом:

  1. Низкий уровень развития отдельных функций  или  групп функций: от несформированности   зрительно-моторных  координаций,  проблем развития мелкой моторики  до  незрелости логических форм мышления.
  2. Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие мотивационной готовности к школе, а также проблемы в развитии  произвольности  функции,  начиная с проблем произвольного внимания и  запоминания и кончая проблемами произвольной  регуляции  поведения.
  3. Низкий уровень социальной зрелости, т.е. несформированность «Внутренней позиции школьника»,  наличие коммуникативных проблем (трудности общения).

Эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми  и  достаточными для обучения качествами,  которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Показатели  готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке:

  • Социально-коммуникативный;
  • Мотивационно - потребностный;
  • Произвольная регуляция собственной деятельности;
  • Интеллектуальный;
  • Речевой.

Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период  происходит  интенсивное  развитие  психических функций: восприятия,  памяти,  внимания,  мышления.

Каждый  период  детства имеет свои особые, неповторимые  достоинства, присущие только определенному этапу развития. Есть основания считать, что в отдельные периоды  детства возникают повышенные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Этот так называемый, сензитиный период (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И.Божович) в развитии старшего дошкольника необходимо использовать для формирования у него предпосылок учебной деятельности.

Л.С. Выготский одним из первых четко сформулировал мысль о том, что развитие  ребенка  заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько  в  уровне развития  познавательных процессов, наиболее значимыми из которых  являются: дифференцированное  восприятие,  развитие произвольного  внимания,  произвольная  и  непроизвольная  память, развитие   творческого   воображения,   наглядно-образное мышление,  речевая готовность.

Эльконин  Д.Б. и Давыдов В.В.  выделили четыре  линии  развития дошкольника,  определяющих его внутреннюю готовность к школьному обучению:

  1. Линия формирования произвольного поведения;
  2. Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
  3. Линия перехода от эгоцентризма к децентрации;
  4. Линия мотивационной готовности к учению.

Уже на пятой недели жизни у ребенка возникает потребность во внешних впечатлениях, появление которой знаменует собой переход от новорожденности к младенческому возрасту. Новая потребность существенно отличается от появившихся ранее простых органических потребностей – в пище и тепле. Если движущей силой последних является в большей мере стремление преодолеть отрицательный эмоции, то в основе новой потребности лежит положительная эмоция – элементарная радость познания. Поэтому данная потребность относится к категории базальных. Если потребность в пищи по мере насыщения теряет свою побудительную силу, то новые впечатления не только вызывают все новые положительные эмоции,  но и развивают любознательность. Если в дошкольном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в себе, в своих возможностях и способностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо больших душевных и физических затрат.

Предпосылки учебной деятельности в виде познавательных интересов возникают у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе развития сюжетной игры, внутри которой интенсивно формируются воображения и символическая функция. Выполнение ребенком  достаточно сложных ролей предполагает наличие у него наряду с воображением и символической функцией еще и разнообразных сведений об окружающем мире, а взрослых людях, умение ориентироваться в этих сведениях согласно их содержанию. Сюжетно-ролевая  игра способствует  возникновению у ребенка познавательных  интересов, однако сама по себе она  полностью удовлетворить  свои познавательные интересы и потребности путем общения со взрослыми (в том числе и на занятиях), путем наблюдения за окружающим их миром, черпая различные сведения из доступных им книг, журналов и телевидения. Степень выраженности этой потребности зависит от условий, в которых развивался ребенок: если взрослые  не стимулировали его познавательный интерес, то он постепенно угасал, и «наоборот». В качестве примера случай из практики: на занятии в детском саду шла речь о происхождении фамилий. Этимологию таких фамилий, как Анисимов, Фролова,  Колесникова, Чеснокова, Музыкантов дети выявили достаточно легко, но определение происхождения многих  других фамилий  вызвало затруднения. Домашнее задание звучало так: «Ребята, попросите пожалуйста, папу или маму помочь  вам узнать историю происхождения своей фамилии, на следующем занятии нам всем будет интересно узнать об этом». На очередном занятии трое ответили, что маме с папой было некогда с ним разговаривать, четверо детей сказали, что папа с мамой сами не  знают, откуда произошла их фамилия, трое детей с видимым желанием и гордостью  поделились  тем, что узнали от своих родителей. Одна из воспитанниц Л.Новикова, узнала от папы, что в эпоху Петра 1 молодые дворяне, начинавшие службу при дворе без определенной  должности, назывались «новиками». С тех времен  берет свое начало знаменитый род Новиковых. Фамилия эта очень распространенная, и, возможно, они являются потомками одной из ветвей этого именитого рода. Увидев искреннюю заинтересованность дочери и желание узнать как можно больше о своих далеких предках, папа посоветовал поискать информацию о них в биографических  справочниках и энциклопедиях и показал, как ими пользоваться. В результате девочка ( бегло читает с 5 лет) уже самостоятельно нашла интересные сведения о нескольких знаменитых представителях фамилии Новиковых, о чем и рассказала на занятии ребятам, которые слушали ее с видимым интересом и уважением.

В таких случаях для ребенка важно, что он смог достичь результата, и это возвышает его в собственных глазах. Так мотивом становится результат,  и этот факт говорит о возникновении интереса к содержанию такого рода деятельности, которую в принципе уже можно назвать учебной.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний  связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений, и стимулирует это чувство одобрение взрослого, поощрение даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.

Присущая детям дошкольного возраста любознательность не должна остаться без внимания педагогов и родителей в процессе формирования познавательной мотивации.

Учебная деятельность способствует развитию у детей ответственности, т.е. способности понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам.   Индивидуальная эмоциональная  заинтересованность  в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости соответствовать положительному  нравственному эталону. Когда  эта потребность приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта  личности.

В игровой деятельности ребенок  сначала  эмоционально,  затем интеллектуально овладевает всей системой человеческих отношений. Сформированность  познавательной  мотивации   включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и  выраженное стремление ребенка к их приобретению и совершенствованию. Этот факт лишний раз подтверждает, что познавательная мотивация является одним из важнейших компонентов психологической готовности к школьному обучению и должна формироваться с дошкольного возраста как наиболее сензитивного для ее развития.