Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.
методическая разработка (подготовительная группа)

В содержании настоящей статьиотражены аспекты преемственности дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как неотъемлемый атрибут обретения успеха в сложном процессе адаптации детей к периоду школьного обучения. Ход адаптации учащихся начальной школы многообразен и включает приспособление к режимным вопросам деятельности школьного учрежденияспецифике школьного и ученического коллектива; организационным моделям обучения и воспитания; традиционным устоям и ценностным установкамначальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению

Аннотация. В содержании настоящей статьи отражены аспекты преемственности дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как неотъемлемый атрибут обретения успеха в сложном процессе адаптации детей к периоду школьного обучения. Ход адаптации учащихся начальной школы многообразен и включает приспособление к режимным вопросам деятельности школьного учреждения; специфике школьного и ученического коллектива; организационным моделям обучения и воспитания; традиционным устоям и ценностным установкам начальной школы.

Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, дети, обучение.

Преемственность в структуре образовательного процесса являет собой формирование взаимной связи между граничащими ее звеньями в целях поступательного разрешения поставленных задач обучения и воспитания.

Изначально преемственность детского сада и школы предполагает, во-первых, направление ребенка в школу с существующим уровнем общего развития и воспитанности, который соответствует требованиям, предъявляемым школьным обучением, во-вторых, рассматривает опору школы на комплекс знаний, навыков, качественных характеристик, которые уже обретены  дошкольниками, активное применение их для последующего всестороннего развития учеников.

Сотрудники дошкольных образовательных учреждений обязаны хорошо представлять совокупность требований, предъявляемых к детям в 1-м классе, и на основании таковых требований подготавливать старших дошкольников к процедуре обучения, основанного на факторе системности.

Преемственность между детским садом и школьным учреждением реализуется как в  содержательном аспекте обучения и воспитания, так и согласно применяемым методикам, используемым приемам, организационным моделям ведения учебно-воспитательной работы.

 Педагог начальной школы в целях увеличения эффективности процесса обучения прибегает к использованию игровых способов, распространенных в детском саду; со своей стороны, воспитатель детского сада добавляет в ход обучения специфические учебные задания, упражнения, поэтапно внося в них элемент сложности, и таким образом создает у дошкольников условия для включения в учебный процесс. Занятия как форма обучения во время пребывания в детском саду предваряют уроки в школе.

Одним из интегральных критериев работы дошкольного образовательного учреждения выступает формирование готовности детей к процессу обучения в школе. Данный параметр характеризует качественную составляющую деятельности педагогов, педагогов-психологов, медработников и педагогов отдельных специальностей.

Дошкольное воспитание предстает первым звеном целостной системы национального образования. Причисление выпускников дошкольного образовательного учреждения к разряду учеников начальной школы происходит в ситуации приспособления детей к изменившимся условиям, которое производится на основе общей готовности детей к обучению в школе. Ход адаптации выпускников в школе многообразен и состоит из приспособления к режимным моментам работы школы, специфике школьного и ученического состава, организационным моделям обучения и воспитания, сложившимся традициям и ценностным установкам начальной школы.

Так в 70-е гг. 20 века известный детский психолог Д.Б.Эльконин рассматривал внутреннюю общность 2 «формаций» периода детства— дошкольного и младшего школьного возрастных категорий. Это предоставляло возможность учёному полагать, что детям в возрасте 3-10 лет необходимо жить общей жизнью, проходя развитие и обучение в общем культурно-образовательном пространстве. Значит, проблема преемственности в образовании не является новой для современного общества.

Что же представляет собой преемственностьПод преемственностью подразумевают постепенная смена одной ступени образования другой, выражающаяся в сохранении и последовательном изменении содержания, форм, методик, технологических приемов обучения и воспитания [3; 7].

Одной из ключевых задач ФГОС дошкольного образования предстает  обеспечение преемственности, целевых установок, задач и содержательной части образования, осуществляемых в рамках образовательных программ разных уровней (преемственность главных образовательных программ дошкольного и начального ступеней образования) [8;3].

Для практики реализации преемственности между дошкольным учреждением и школой еще не характерна та ситуация, когда ребенок неприметно для самого себя, педагогов и родителей сменяет столик детского сада на школьную парту. Часто данный процесс ощутим и болезненен для участников, в первоочередном порядке для самого ребенка. Для смягчения  перехода детей в школу, предоставления им возможности более оперативно адаптироваться к изменившимся условиям жизнедеятельности, учителя должны ознакомиться с системой форм, методиками деятельности дошкольных образовательных учреждений, ведь психологическая разница между 6-летним и 7-летним ребенком не столь значительна. А знакомство самих дошкольников со школой, особенностями учебной и общественной жизни школьников предоставляет возможность расширить границы представлений воспитанников детского сада, вызвать у них истинный интерес к школе, настрой на учебу.

Важно различать специальную и общую готовность к обучению ребенка в школе. Так, специальная готовность характеризуется присутствием у него знаний, представлений и навыков, составляющих основу изучения таких школьных дисциплин, как родной язык, математика. Общая готовность обусловлена спецификой физического и психического развития ребенка [5; 135].

Физическая готовность предполагает положительное состояние здоровья ребенка, наличие выносливости, сопротивляемость к неблагоприятным факторам среды, нормальные антропометрические данные (рост, вес, параметры грудной клетки). Это хороший уровень развития двигательного аппарата, готовность руки к проявлениям мелкой, точной и разноплановой двигательной активности, которая необходима для овладения письмом, наличие стабильной умственной работоспособности, присутствие в достаточном количестве уровня развития культурно-гигиенических умений и др. Физически развитому ребенку проще преодолеть возникшие трудности, обусловленные надобностью систематического обучения в стенах школы.

Под психологической готовностью подразумевают, в первую очередь, уровень интеллекта, присутствие мощной и стабильной мотивации к обучению в школе. К завершению периода старшего дошкольного возраста дети обладают существенным комплексом знаний об окружающем мире, о жизнедеятельности людей, о природе. Количество этих знаний предусмотрено положениями программы детского сада. Важно не усвоение дошкольниками отдельных сведений, а овладение всей совокупностью взаимосвязанных знаний, на базе которых представляется возможным предметное обучение в школе.

Важную роль играет развитие у детей познавательных интересов, пытливости, что является основой для появления у детей в школе различных учебных интересов.

Значимым компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе выступает нравственно-волевая готовность. Учебная работа требует произвольного внимания, ориентированного запоминания, умения осуществлять контроль своего поведения, присутствия фактора дисциплинированности, ответственности за свои поступки, самостоятельности действий, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности входят также те моральные качества, способствующие вхождению ребенка в новый коллектив.

Ребенок должен быть подготовлен не только к новой деятельности в рамках обучения в школе, но и к новому социальному статусу ученика, что предполагает наличие определенных прав и обязанностей. [1; 117].

При приеме в начальную школу имеют место глобальные перемены в статусе, образе жизни и деятельности детей, до этого находившихся в дошкольных образовательных учреждениях. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется подчеркнуто официальной и авторитарной манерой общения. Наступает сложный, чувствительный для ребенка процесс его адаптации к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе, длящийся в среднем 3–6 месяцев. В данный период и последующие 1–1,5 года особо важно и нужно обеспечение преемственности в содержании образования, формах, методиках, технологиях дошкольного учреждения и начальной школы [6; 311].

В дошкольных учреждениях сформировался взаимосвязь детского сада и школы. Обозначают 2 линии, по которым проходит определение данного взаимодействия: тесное сотрудничество педагогических коллективов детского сада и школы и прямое сближение дошкольников и первоклассников.

Воспитатели осуществляют знакомство с содержанием и специфическими чертами учебно-воспитательной деятельности в начальных классах школы, выявляя перспективные моменты развития детей и создавая тот его уровень, который нужен школе. Со своей стороны, учителя обретают представление об особенностях воспитательно-образовательной деятельности, проводимой в детском саду, с тем, чтобы исходить из имеющихся у детей знаний и опыта.

Формы связи между указанными коллективами различны:

1.Совместное обсуждение и анализ программы первого класса и воспитательной программы в детском саду, детальное осмысление их преемственности.

2.Знакомство учителей с моделями работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и навыков, полученных детьми к концу старшего дошкольного возраста. С этой целью обоснованно присутствие педагогов начальных классов при проведении занятий в детском саду, наблюдение за дошкольниками, личные беседы с некоторыми из них, посещение педсоветов в детском саду по результатам работы в подготовительных группах [3; 168].

3. Наблюдение воспитателей за своими подопечными в первые месяцы обучения в школе на предмет обнаружения того, как они ведут себя в новом коллективе, как происходит усвоение учебной программы, с какими сталкиваются трудностями; посещение педсоветов в школе по результатам успеваемости учеников первых классов. Конференции и педагогические чтения по проблемным вопросам полной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, совместные обсуждения выпущенных новинок педагогической и психологической литературы и пр.

4. Взаимодействие психологических служб детского сада и школы дает возможность вырабатывать согласованные взгляды на признаки готовности детей к обучению в школе, на необходимость проведения диагностических процедур в связи с поступлением детей в школу.

5. Применение в практике начальной школы здоровьесберегающих технологий дошкольного образовательного учреждения. Реализация совместных с дошкольным учреждением оздоровительно-воспитательных мер: проведение «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с участием родителей» и др. Использование возможностей технологий закаливания в дошкольном учреждении.

Вместе с привычными формами осуществления преемственности в процессе инновационного движения в системе образовании возникли новые: уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги, онлайн-встречи, «создание общего портрета выпускника дошкольного образовательного учреждения» и другие [2; 96].

По итогам таких контактов педагогов дошкольных учреждений и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели более четко осознают требования школы, задачи подготовки детей к обучению и успешнее их реализуют. Учителя, со своей стороны, подробнее вникают в задачи, содержательную часть и методику работы детского сада, что способствует установлению преемственности в методиках воспитательного воздействия.

Взаимосвязь между детьми подготовительной группы и школьниками осуществляется на протяжении учебного года. Знакомство дошкольников со спецификой школы предоставляет возможность увеличить спектр представлений воспитанников детского сада, вызвать у них интерес к школе, желание обучаться. Модели данной работы многообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, реализация совместных занятий, проведение утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.

Формирование  взаимосвязи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – важное условие успешного разрешения задач подготовки детей к процедуре систематического обучения [4; 137].

В структуре нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляются такие формы осуществления преемственности, как:

1. Совершение детьми периодических экскурсий в школу. Они получают  возможность посидеть за школьной партой, ощутить себя на равных с учащимися школы. В сентябре дети подготовительной группы участвовали в школьной линейке. Данные встречи вызывают особенно радостные эмоции у детей.

2. За год до приема детей руководство школы определяет учителя, к которому они пойдут первого сентября. На протяжении учебного года учитель осуществляет посещение режимные моменты образовательного процесса. Он производит наблюдение за детьми, беседует с ними.

3. Посещение воспитателем и педагогом начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.

4.Обеспечивается проведение личных бесед учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, преемственность присутствует в самой сути обучения и воспитания детей, выступает их непременным атрибутом. С учетом специфических особенностей и сущности анализируемого явления, обозначена цель реализации преемственности, которой выступает формирование надлежащих условий для эффективного и неосложненного перехода детей из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу [7; 213].

Литература

1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ./ Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адап...