проек "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мизгер Ирина Николаевна
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать детей в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия. Способствовать развитию индивидуальности личности каждого ребенка, создать равные стартовые возможности для всех детей, позволит привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:  

Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни

Составила: Мизгер И.Н.

Актуальность  

Подготовка детей к школе, ранее рассматривалась, как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к получению узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помочь ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.  

Цель: создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.

Задачи:

1. Согласовать цели и задачи  дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;

2. Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды  для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;

3.  Разработать единую систему взаимодействия с родителями;

4.  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Гипотеза: 

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать детей в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия. Способствовать развитию индивидуальности личности каждого ребенка, создать равные стартовые возможности для всех детей, позволит привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.

Участники: педагоги начальной школы и детского сада, дети, родители 

Продолжительность: долгосрочный

Этапы

Задачи

Мероприятия по реализации каждой задачи

Механизм реализации каждого мероприятия

Ожидаемый результат по каждому этапу

подготовительный

Согласовать цели и задачи  дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;

- Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и начальной школы;

-Круглый стол «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»;

- Праздник «День Знаний»;

-план по реализации проекта;

-Анализ программ;

-сценарий праздника «День Знаний»

Составлен  план взаимодействия;

-участие в «Круглом столе» педагогических коллективов образовательных учреждений

- имеют представление о празднике, создание праздничной атмосферы

основной

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды  для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;

Разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;

День открытых дверей в начальной школе для детей подготовительной группы и их родителей, воспитателей детского сада;

- Оформление уголков в школе и в подготовительной к школе группе (с/р игр, «читаем сами»);

-нод, беседы, чтение художественной литературы, пословиц, поговорок с детьми о школе, словесные и д/игры, рассматривание иллюстраций о школе, экскурсия в школьный музей, библиотеку, совместные праздники, досуги, выставки детских поделок, рисунков;

-анкетирование родителей «мой образ ребенка-первоклассника»

- Организация выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»;

- Диагностика готовности к школе детей подготовительной к школе группы;

-родительское собрание с участием учителей начальной школы;

-почтовый ящик вопросов и ответов для родителей «как подготовить ребенка к школе?»;

-тренинг для родителей подготовительной группы «Эффективное общение родителей с детьми»

-план проведения Дня открытых дверей, экскурсия, фоторепортаж;

-атрибуты для игр, подборка книг о школе, аннотированный каталог литературы;

- план совместных мероприятий, конспекты нод, иллюстрации, детская художественная литература, д/игры, фоторепортаж встреч,  альбом детских рисунков;

-анкета, диаграмма;

 

-подборка специальной литературы, фоторепортаж;

-результаты исследования, разработка рекомендаций для родителей

-план- конспект родительского собрания

-рекомендации для родителей, встречи со специалистами по запросу;

- материалы бесед;

-созданы оптимальные условия образовательной среды для личностного развития детей, безстрессового перехода от игровой деятельности к учебной, а следовательно -успешной адаптации детей к школе;

-открытость учреждений ДО и НОО для родителей, привлечение родителей к  совместной деятельности

-повысилась компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе, взаимосвязи всех участников процесса, появилась мотивация к сотрудничеству с педагогами;

заключительный

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов

-открытые просмотры педагогами ОД в ДОУ и уроков в школе с привлечением родителей;

-создание творческой группы  «Методическая работа по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования»;

-обеспечение преемственности УМК за счет части ООП, формируемой сотрудниками организации;

-сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации;

-оценка достижений, результатов с выявлением недостатков и трудностей реализации;

-корректировка с целью создания методического кейса.

-конспекты и анализ проведения занятий;

-материалы совместной работы по преемственности;

-результаты исследований;

-материалы совместной работы;

-обмен опытом;

-повышение профессиональной компетентности педагогов, использование опыта работы;

- достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО;

разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая благоприятной  школьной адаптации;

-разработан методический кейс.

Перспективы реализации проекта

 Возможности дальнейшего развития проекта: 

Презентация проекта, методического кейса;  

Освещение в СМИ на муниципальном и региональном уровнях;

Создание стажировочной площадки по данному проекту;

Проведение семинара для руководителей и педагогов образовательных учреждений,  с представлением методических материалов разработанных в рамках инновационного проекта.

Литература: 

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.— 3-е изд. — М.: Просвещение, 2013

2.Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. - М.: Просвещение,2012
3.Веракса Н.Е, Т.С. Комарова Т.С., М.А. Васильева М.А.  Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования.- «От рождения до школы».- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,  2014г

4.Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Начальная школа плюс: До и После. – 2013. -№2.

5.Государственный образовательный стандарт начального общего образования на  2015-2017гг

6.Давыдова О.И.,Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. -М.: Детство-Пресс, 2012

7.Екжанова Е.А., Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.: Просвещение,2012

8.Елжова Н.В., Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении- М.: Феникс, 2011

9.Журнал «Коррекционно-развивающее образование»  Издательство  «Современное образование»  №3 2014г.

10.Журнал «Здоровье детей» Издательский дом «Первое сентября»      №12 2014

11.Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)

12.С.И.Карпова, В.В Мамаева. Развитие речи и познавательных  способностей дошкольников 6-7 лет. - М.: Речь,  Сфера, 2012

13.Комарова Т. С. Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений  - М.: Мозаика-Синтез, 2012

14.Корепанова М.В., Сагитова И.А., Поликарпова А.О., Небратенко И.А. Технологии комплексного подхода к социально -личностному развитию дошкольников. /Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№6.

15.Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности.- Генезис, 2014 г.

16.Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования. / Начальная школа плюс: До и  После. – 2012. -№11.

17. Мурзина Н.П. Детский сад -семья -школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей).  Начальная школа  плюс: До и  После. – 2012. -№3

18.Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2014

19.Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей  - М.: Детство-Пресс, 2013




Предварительный просмотр:

Тема проекта:  

Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни

Составила: Мизгер И.Н.

Актуальность  

Подготовка детей к школе, ранее рассматривалась, как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к получению узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помочь ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.  

Цель: создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.

Задачи:

1. Согласовать цели и задачи  дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;

2. Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды  для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;

3.  Разработать единую систему взаимодействия с родителями;

4.  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Гипотеза: 

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать детей в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия. Способствовать развитию индивидуальности личности каждого ребенка, создать равные стартовые возможности для всех детей, позволит привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.

Участники: педагоги начальной школы и детского сада, дети, родители 

Продолжительность: долгосрочный

Этапы

Задачи

Мероприятия по реализации каждой задачи

Механизм реализации каждого мероприятия

Ожидаемый результат по каждому этапу

подготовительный

Согласовать цели и задачи  дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;

- Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и начальной школы;

-Круглый стол «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»;

- Праздник «День Знаний»;

-план по реализации проекта;

-Анализ программ;

-сценарий праздника «День Знаний»

Составлен  план взаимодействия;

-участие в «Круглом столе» педагогических коллективов образовательных учреждений

- имеют представление о празднике, создание праздничной атмосферы

основной

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды  для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;

Разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;

День открытых дверей в начальной школе для детей подготовительной группы и их родителей, воспитателей детского сада;

- Оформление уголков в школе и в подготовительной к школе группе (с/р игр, «читаем сами»);

-нод, беседы, чтение художественной литературы, пословиц, поговорок с детьми о школе, словесные и д/игры, рассматривание иллюстраций о школе, экскурсия в школьный музей, библиотеку, совместные праздники, досуги, выставки детских поделок, рисунков;

-анкетирование родителей «мой образ ребенка-первоклассника»

- Организация выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»;

- Диагностика готовности к школе детей подготовительной к школе группы;

-родительское собрание с участием учителей начальной школы;

-почтовый ящик вопросов и ответов для родителей «как подготовить ребенка к школе?»;

-тренинг для родителей подготовительной группы «Эффективное общение родителей с детьми»

-план проведения Дня открытых дверей, экскурсия, фоторепортаж;

-атрибуты для игр, подборка книг о школе, аннотированный каталог литературы;

- план совместных мероприятий, конспекты нод, иллюстрации, детская художественная литература, д/игры, фоторепортаж встреч,  альбом детских рисунков;

-анкета, диаграмма;

 

-подборка специальной литературы, фоторепортаж;

-результаты исследования, разработка рекомендаций для родителей

-план- конспект родительского собрания

-рекомендации для родителей, встречи со специалистами по запросу;

- материалы бесед;

-созданы оптимальные условия образовательной среды для личностного развития детей, безстрессового перехода от игровой деятельности к учебной, а следовательно -успешной адаптации детей к школе;

-открытость учреждений ДО и НОО для родителей, привлечение родителей к  совместной деятельности

-повысилась компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе, взаимосвязи всех участников процесса, появилась мотивация к сотрудничеству с педагогами;

заключительный

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов

-открытые просмотры педагогами ОД в ДОУ и уроков в школе с привлечением родителей;

-создание творческой группы  «Методическая работа по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования»;

-обеспечение преемственности УМК за счет части ООП, формируемой сотрудниками организации;

-сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации;

-оценка достижений, результатов с выявлением недостатков и трудностей реализации;

-корректировка с целью создания методического кейса.

-конспекты и анализ проведения занятий;

-материалы совместной работы по преемственности;

-результаты исследований;

-материалы совместной работы;

-обмен опытом;

-повышение профессиональной компетентности педагогов, использование опыта работы;

- достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО;

разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая благоприятной  школьной адаптации;

-разработан методический кейс.

Перспективы реализации проекта

 Возможности дальнейшего развития проекта: 

Презентация проекта, методического кейса;  

Освещение в СМИ на муниципальном и региональном уровнях;

Создание стажировочной площадки по данному проекту;

Проведение семинара для руководителей и педагогов образовательных учреждений,  с представлением методических материалов разработанных в рамках инновационного проекта.

Литература: 

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.— 3-е изд. — М.: Просвещение, 2013

2.Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. - М.: Просвещение,2012
3.Веракса Н.Е, Т.С. Комарова Т.С., М.А. Васильева М.А.  Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования.- «От рождения до школы».- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,  2014г

4.Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Начальная школа плюс: До и После. – 2013. -№2.

5.Государственный образовательный стандарт начального общего образования на  2015-2017гг

6.Давыдова О.И.,Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. -М.: Детство-Пресс, 2012

7.Екжанова Е.А., Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.: Просвещение,2012

8.Елжова Н.В., Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении- М.: Феникс, 2011

9.Журнал «Коррекционно-развивающее образование»  Издательство  «Современное образование»  №3 2014г.

10.Журнал «Здоровье детей» Издательский дом «Первое сентября»      №12 2014

11.Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)

12.С.И.Карпова, В.В Мамаева. Развитие речи и познавательных  способностей дошкольников 6-7 лет. - М.: Речь,  Сфера, 2012

13.Комарова Т. С. Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений  - М.: Мозаика-Синтез, 2012

14.Корепанова М.В., Сагитова И.А., Поликарпова А.О., Небратенко И.А. Технологии комплексного подхода к социально -личностному развитию дошкольников. /Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№6.

15.Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности.- Генезис, 2014 г.

16.Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования. / Начальная школа плюс: До и  После. – 2012. -№11.

17. Мурзина Н.П. Детский сад -семья -школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей).  Начальная школа  плюс: До и  После. – 2012. -№3

18.Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2014

19.Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей  - М.: Детство-Пресс, 2013



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"

Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотруднич...

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...