проек "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни
Составила: Мизгер И.Н.
Актуальность
Подготовка детей к школе, ранее рассматривалась, как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к получению узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помочь ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Цель: создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.
Задачи:
1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;
2. Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;
3. Разработать единую систему взаимодействия с родителями;
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Гипотеза:
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать детей в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия. Способствовать развитию индивидуальности личности каждого ребенка, создать равные стартовые возможности для всех детей, позволит привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Участники: педагоги начальной школы и детского сада, дети, родители
Продолжительность: долгосрочный
Этапы | Задачи | Мероприятия по реализации каждой задачи | Механизм реализации каждого мероприятия | Ожидаемый результат по каждому этапу |
подготовительный | Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС; | - Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и начальной школы; -Круглый стол «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»; - Праздник «День Знаний»; | -план по реализации проекта; -Анализ программ; -сценарий праздника «День Знаний» | Составлен план взаимодействия; -участие в «Круглом столе» педагогических коллективов образовательных учреждений - имеют представление о празднике, создание праздничной атмосферы |
основной | Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы; Разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума; | День открытых дверей в начальной школе для детей подготовительной группы и их родителей, воспитателей детского сада; - Оформление уголков в школе и в подготовительной к школе группе (с/р игр, «читаем сами»); -нод, беседы, чтение художественной литературы, пословиц, поговорок с детьми о школе, словесные и д/игры, рассматривание иллюстраций о школе, экскурсия в школьный музей, библиотеку, совместные праздники, досуги, выставки детских поделок, рисунков; -анкетирование родителей «мой образ ребенка-первоклассника» - Организация выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»; - Диагностика готовности к школе детей подготовительной к школе группы; -родительское собрание с участием учителей начальной школы; -почтовый ящик вопросов и ответов для родителей «как подготовить ребенка к школе?»; -тренинг для родителей подготовительной группы «Эффективное общение родителей с детьми» | -план проведения Дня открытых дверей, экскурсия, фоторепортаж; -атрибуты для игр, подборка книг о школе, аннотированный каталог литературы; - план совместных мероприятий, конспекты нод, иллюстрации, детская художественная литература, д/игры, фоторепортаж встреч, альбом детских рисунков; -анкета, диаграмма;
-подборка специальной литературы, фоторепортаж; -результаты исследования, разработка рекомендаций для родителей -план- конспект родительского собрания -рекомендации для родителей, встречи со специалистами по запросу; - материалы бесед; | -созданы оптимальные условия образовательной среды для личностного развития детей, безстрессового перехода от игровой деятельности к учебной, а следовательно -успешной адаптации детей к школе; -открытость учреждений ДО и НОО для родителей, привлечение родителей к совместной деятельности -повысилась компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе, взаимосвязи всех участников процесса, появилась мотивация к сотрудничеству с педагогами; |
заключительный | Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов | -открытые просмотры педагогами ОД в ДОУ и уроков в школе с привлечением родителей; -создание творческой группы «Методическая работа по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования»; -обеспечение преемственности УМК за счет части ООП, формируемой сотрудниками организации; -сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации; -оценка достижений, результатов с выявлением недостатков и трудностей реализации; -корректировка с целью создания методического кейса. | -конспекты и анализ проведения занятий; -материалы совместной работы по преемственности; -результаты исследований; -материалы совместной работы; | -обмен опытом; -повышение профессиональной компетентности педагогов, использование опыта работы; - достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО; разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая благоприятной школьной адаптации; -разработан методический кейс. |
Перспективы реализации проекта
Возможности дальнейшего развития проекта:
Презентация проекта, методического кейса;
Освещение в СМИ на муниципальном и региональном уровнях;
Создание стажировочной площадки по данному проекту;
Проведение семинара для руководителей и педагогов образовательных учреждений, с представлением методических материалов разработанных в рамках инновационного проекта.
Литература:
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.— 3-е изд. — М.: Просвещение, 2013
2.Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. - М.: Просвещение,2012
3.Веракса Н.Е, Т.С. Комарова Т.С., М.А. Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.- «От рождения до школы».- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014г
4.Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Начальная школа плюс: До и После. – 2013. -№2.
5.Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017гг
6.Давыдова О.И.,Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. -М.: Детство-Пресс, 2012
7.Екжанова Е.А., Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.: Просвещение,2012
8.Елжова Н.В., Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении- М.: Феникс, 2011
9.Журнал «Коррекционно-развивающее образование» Издательство «Современное образование» №3 2014г.
10.Журнал «Здоровье детей» Издательский дом «Первое сентября» №12 2014
11.Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
12.С.И.Карпова, В.В Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - М.: Речь, Сфера, 2012
13.Комарова Т. С. Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-Синтез, 2012
14.Корепанова М.В., Сагитова И.А., Поликарпова А.О., Небратенко И.А. Технологии комплексного подхода к социально -личностному развитию дошкольников. /Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№6.
15.Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности.- Генезис, 2014 г.
16.Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования. / Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№11.
17. Мурзина Н.П. Детский сад -семья -школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№3
18.Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2014
19.Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей - М.: Детство-Пресс, 2013
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни
Составила: Мизгер И.Н.
Актуальность
Подготовка детей к школе, ранее рассматривалась, как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к получению узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помочь ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Цель: создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.
Задачи:
1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;
2. Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;
3. Разработать единую систему взаимодействия с родителями;
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Гипотеза:
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать детей в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия. Способствовать развитию индивидуальности личности каждого ребенка, создать равные стартовые возможности для всех детей, позволит привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Участники: педагоги начальной школы и детского сада, дети, родители
Продолжительность: долгосрочный
Этапы | Задачи | Мероприятия по реализации каждой задачи | Механизм реализации каждого мероприятия | Ожидаемый результат по каждому этапу |
подготовительный | Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС; | - Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и начальной школы; -Круглый стол «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»; - Праздник «День Знаний»; | -план по реализации проекта; -Анализ программ; -сценарий праздника «День Знаний» | Составлен план взаимодействия; -участие в «Круглом столе» педагогических коллективов образовательных учреждений - имеют представление о празднике, создание праздничной атмосферы |
основной | Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, безстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы; Разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума; | День открытых дверей в начальной школе для детей подготовительной группы и их родителей, воспитателей детского сада; - Оформление уголков в школе и в подготовительной к школе группе (с/р игр, «читаем сами»); -нод, беседы, чтение художественной литературы, пословиц, поговорок с детьми о школе, словесные и д/игры, рассматривание иллюстраций о школе, экскурсия в школьный музей, библиотеку, совместные праздники, досуги, выставки детских поделок, рисунков; -анкетирование родителей «мой образ ребенка-первоклассника» - Организация выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»; - Диагностика готовности к школе детей подготовительной к школе группы; -родительское собрание с участием учителей начальной школы; -почтовый ящик вопросов и ответов для родителей «как подготовить ребенка к школе?»; -тренинг для родителей подготовительной группы «Эффективное общение родителей с детьми» | -план проведения Дня открытых дверей, экскурсия, фоторепортаж; -атрибуты для игр, подборка книг о школе, аннотированный каталог литературы; - план совместных мероприятий, конспекты нод, иллюстрации, детская художественная литература, д/игры, фоторепортаж встреч, альбом детских рисунков; -анкета, диаграмма;
-подборка специальной литературы, фоторепортаж; -результаты исследования, разработка рекомендаций для родителей -план- конспект родительского собрания -рекомендации для родителей, встречи со специалистами по запросу; - материалы бесед; | -созданы оптимальные условия образовательной среды для личностного развития детей, безстрессового перехода от игровой деятельности к учебной, а следовательно -успешной адаптации детей к школе; -открытость учреждений ДО и НОО для родителей, привлечение родителей к совместной деятельности -повысилась компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе, взаимосвязи всех участников процесса, появилась мотивация к сотрудничеству с педагогами; |
заключительный | Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов | -открытые просмотры педагогами ОД в ДОУ и уроков в школе с привлечением родителей; -создание творческой группы «Методическая работа по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования»; -обеспечение преемственности УМК за счет части ООП, формируемой сотрудниками организации; -сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации; -оценка достижений, результатов с выявлением недостатков и трудностей реализации; -корректировка с целью создания методического кейса. | -конспекты и анализ проведения занятий; -материалы совместной работы по преемственности; -результаты исследований; -материалы совместной работы; | -обмен опытом; -повышение профессиональной компетентности педагогов, использование опыта работы; - достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО; разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая благоприятной школьной адаптации; -разработан методический кейс. |
Перспективы реализации проекта
Возможности дальнейшего развития проекта:
Презентация проекта, методического кейса;
Освещение в СМИ на муниципальном и региональном уровнях;
Создание стажировочной площадки по данному проекту;
Проведение семинара для руководителей и педагогов образовательных учреждений, с представлением методических материалов разработанных в рамках инновационного проекта.
Литература:
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.— 3-е изд. — М.: Просвещение, 2013
2.Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. - М.: Просвещение,2012
3.Веракса Н.Е, Т.С. Комарова Т.С., М.А. Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.- «От рождения до школы».- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014г
4.Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. /Начальная школа плюс: До и После. – 2013. -№2.
5.Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017гг
6.Давыдова О.И.,Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. -М.: Детство-Пресс, 2012
7.Екжанова Е.А., Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.: Просвещение,2012
8.Елжова Н.В., Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении- М.: Феникс, 2011
9.Журнал «Коррекционно-развивающее образование» Издательство «Современное образование» №3 2014г.
10.Журнал «Здоровье детей» Издательский дом «Первое сентября» №12 2014
11.Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
12.С.И.Карпова, В.В Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - М.: Речь, Сфера, 2012
13.Комарова Т. С. Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-Синтез, 2012
14.Корепанова М.В., Сагитова И.А., Поликарпова А.О., Небратенко И.А. Технологии комплексного подхода к социально -личностному развитию дошкольников. /Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№6.
15.Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности.- Генезис, 2014 г.
16.Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования. / Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№11.
17. Мурзина Н.П. Детский сад -семья -школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). Начальная школа плюс: До и После. – 2012. -№3
18.Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2014
19.Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей - М.: Детство-Пресс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Методические рекомендации...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...
Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотруднич...
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей ...